Тип урока: введение
Форма урока: традиционная
Художественно-педагогическая цель занятия: Пронаблюдать учащимися, как музыка раскрывает два важных образа-образ мира и войны, в которых слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба народов.
Ход урока
Вход учащихся в класс под песню “Нам нужна одна победа” Б. Окуджавы.
- Знакомо вам музыкальное произведение, под которое вы вошли в класс?
- Почему вам нравится эта песня и что вас волнует в ней?
(музыка интересная, красивая о большом пути, который прошли советские солдаты в годы Великой Отечественной войны.) Эта песня волнует тем, что в ней высказана автором большая воля к победе. И одна из главных мыслей песни “Мы за ценой не постоим”
Исполнение пени всем классом. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы , в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, тем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие. Песня “нам нужна одна победа” возвращает нас к событиям Великой Отечественной войны.
- Подумайте, что показывает эта песня: сами фронтовые события или автор –Булат Окуджава вспоминает об этих событиях и рассказывает нам о них?
Во все времена своей истории русский народ славился своей храбростью, отвагой, любовью к Родине, победе . все это отражено в одном из лучших произведений Сергея Прокофьева - опере “Война и мир”.
В основу оперы С Прокофьев положил сцены из романа Л.Толстого -нашествие французской армии во главе с Наполеоном в мирную жизнь России. Война Всколыхнула весь русский народ. Великий полководец Михаил Кутузов, отдав неприятелю Москву, спас русскую армию и она, погнав наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.
- Послушайте уже знакомое вам музыкальное произведение и вспомните его название.
Слушается ария Кутузова.
- Что прозвучало? Какова форма произведения? Дает ли нам ария полное представление о том, каким был Кутузов до войны, во время войны или в дни победы? Можно ли назвать эту арию полным “образом Кутузова”?
- Нет.
Эта ария воплотила лишь один важнейший, переломный для хода войны момент, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. Таким образом, армию Кутузова можно назвать “образом” Кутузова и одновременно образом войны, хотя и не полным, но очень значительным. В армии Кутузова показано мужество полководца, готового вести русскую армию и уверенного в победе.
Одна из главных героинь оперы -Наташа Ростова . Ее образ мы представляем услышав новый для нас фрагмент этой оперы.
Слушаем Вальс из оперы “Война и мир”.
- Что прозвучало?
- Какое в нем настроение?
- Какой вы представляете юную Наташу Ростову? (Счастливую, нежную и чистую в своей любви к жизни, мечтах о счастье).
- Раскрывает ли этот вальс целостный образ Наташи?
- Нет. Ей предстоит еще перенести в жизни множество радостных и печальных минут, однако вальс воплощает самые ценные черты Наташи и рисует важную минуту ее жизни, когда она встретила на балу молодого князя Андрея Болконского. И эта встреча определила всю ее дальнейшую судьбу. А раскрывает ли этот вальс картину мира, царившего в России до нашествия Наполеона.
- Нет.
В сцене с вальсом Прокофьев с большой глубиной и выразительностью дает нам всю прелесть и красоту спокойного, ничем не потревоженного мира. Поэтому мы можем назвать вальс “образом Наташи и образом мира”.
В образах Кутузова и Наташи слиты воедино судьбы как отдельных людей, так и судьба всего народа (мир и война). Так бывает почти всегда, потому что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью его народа, со всем, чем живет его эпоха.
Любовь к Родине и уверенность в победе над врагами звучит в произведениях осетинского композитора Тотурбека Хосроева. Как писал музыковед и дирижер П.Ф.Панасян: “Т.С.Хосроев имеет свою тему в творчестве. У него их даже две: Это Осетия и Великая Отечественная война”. Тема Осетии как и тема Родины очень разнообразна и многопланова. Раскрывает ее композитор глубоко, устремляя свой взгляд художника на ее историю, культуру, традиции и обычаи, прошлое и настоящее. Прекрасное знание фольклора и его широкое использование придает музыке Т.С.Хосроева яркий колорит, сочность и национальную достоверность.
“Осетинам приходилось много воевать и Осетия никогда не покорялась врагу”,-говорил Т.С.Хосроев, музыкант, патриот, ветеран Великой Отечественной войны.. Композитор не забывал о пережитом. Воспоминание и размышления о войне отразились в его сочинениях .Нередко две основные темы творчества- военная и патриотическая переплетаются вместе. Таков его Реквием Будет вечен огонь на монументе вашей славы” на слова Ш. Джигкаева и Г. Цагараева.
Реквием (от латинского requies- покой) - вокально или вокально-инструментальное произведение, посвященное памяти умершего. Здесь же реквием посвящен памяти сынов Осетии, погибших в войнах XX века - гражданской, Великой Отечественной и локальных конфликтах 90-х годов. В сочинении 8 частей.
Давайте послушаем II часть Реквиема “Пришла Победа”.
- Какое впечатление на вас произвело это произведение?
- Какое в нем настроение? (радостное, жизнеутверждающее)
- Какое построение этого произведения? (фуга)
- Какой образ показал композитор в этой части “Реквиема”.
В годы Великой Отечественной войны с оружием в руках страну защищали 95 тысяч сынов и дочерей Северной Осетии. Из них каждый второй не вернулся с поля боя. 64 воинам Осетии за особые заслуги было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе 35 осетинам. Четверо представителей Северной Осетии повторили подвиг А. Матросова, трое подвиг Гастелло. 11 уроженцев Северной Осетии стали полными кавалерами Ордена Славы .
Мы с вами всегда должны помнить о тех, кто отдал свои жизни за будущее всего мира.
Звучит стихотворение М.Ясеня “Письмо из сорок пятого”
Такую же благодарность мы должны сейчас испытывать т к матерям погибших героев. Звучит песня Г. Струве “Матерям погибших героев”
Разбор, разучивание I куплета. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Итог урока: На протяжении всех наших занятий, начиная с 1 класса, знакомясь с музыкой, слушая ее, исполняя
Ее и размышляя о ней, мы в сущности знакомились с различными музыкальными образами. Сегодняшний урок- тому пример.