Цели:
Образовательная:
- рассмотреть строение, классификацию аминов;
- изучить номенклатуру и изомерию аминов, физические, химические свойства (в сравнении с аммиаком), применение.
Воспитательная:
- воспитание познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
- нравственное воспитание (формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни).
Развивающая:
- развитие общеучебных навыков и умений, аналитико-синтетического мышления;
- развитие способности к само- и взаимоконтролю, самоорганизации.
Оборудование: селедочный рассол в пробирках, анилин, видеопроектор, в\ф “химические св-ва аминов” (Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10 класс).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
- Перед вами на столах пробирки с неизвестным веществом. Полюбопытствуйте какой же запах у этого вещества (не забывайте о правилах соблюдения в химическом кабинете). Да, действительно. Это запах рыбы, а точнее селёдочный рассол.
Об этом есть строки в пьесе Шекспира “ Буря”
- Рыба! Воняет рыбой.
Застарелый запах рыбы;
Что-то вроде солёной трески,
И не первой свежести...
- Да, рыба имеет специфический запах. Какое же это вещество придаёт запах рыбе? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
III. Операционно-исполнительский этап.
На доске записаны формулы.
Ученики. Первая формула – это аммиак.
Учитель. Остальные формулы вам ещё не известны. Это новый класс соединений - амины. Итак, тема нашего урока - Амины. Какова же цель нашего урока?
Цель - изучить новую группу органических соединений – амины.
Что бы вы хотели узнать об аминах? По какой схеме мы изучаем каждый новый класс соединений?
Задачи урока:
- Ознакомиться со строением, номенклатурой, классификацией аминов;
- Повторить виды изомерии на примере нового класса соединений;
- Изучить способы получения, свойства аминов;
- Рассмотреть сферу применения аминов.
Ещё раз посмотрите на эти формулы. Чем они отличаются? Итак, что такое амины? Сами попробуйте дать определение.
Амины – это производные аммиака, в которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал.
Классификация аминов (на экране). Слайд 4
- Какие же виды изомерии характерны для аминов?
(на экране) Слайд 5,6
- По положению функциональной группы.
- По строению углеродного скелета.
Выполнение заданий на карточках на закрепление названий и построение структурных формул.
- Итак, что мы узнали на данный момент времени?
1) Амины – это производные аммиака, в которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал;
2) Научились правильно называть;
3) Познакомились с классификацией и изомерией аминов.
Учитель. Напишите электронную формулу азота. Каково число внешних электронов?
Ученики. 5 внешних электронов.
Учитель. И если рассмотреть (на экране) электронное строение аммиака, метиламина и анилина. Слайд 7
Алифатические амины более сильные основания, чем аммиак. Они отличаются от аммиака только углеводородными радикалами, которые, очевидно, оказывают влияние на атом азота. Слайд 8
Радикал отталкивает электронную плотность, следовательно, электронная плотность на атоме азота в амине больше, чем в молекуле аммиака. Значит, амин сильнее притягивает к себе протоны воды и кислот, т. е является более сильным основанием. Если рассмотреть анилин, то аминогруппа повышает электронную плотность в бензольном кольце. Сопряжение П – системы бензольного кольца с неподелённой парой аминогруппы приводит к тому, что анилин является более слабым основанием, чем аммиак.
Значит, если записать распределение основных свойств, то
Вывод: Основания обладают свойством присоединять протон, поэтому аммиак и амины – основания, причём амины более сильные основания.
Химические свойства аминов.
Просмотр видеофрагментов “Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10 класс” Какие же хим. св-ва демонстрировались?
Ученики. Горение, взаимодействие с кислотами, водой.
Учитель.
1) Горение
Напишите уравнение горения метиламина
2) с водой
CH3NH2 + HOH=CH3NH3OH
3) c кислотами
CH3NH2 + HCl=CH3NH3Cl
Каков механизм образования связи?
(Донорно-акцепторный)
4) Взаимодействие с азотистой кислотой
(используется для идентификации первичных, вторичных и третичных аминов). Реакции пишет на доске учитель (объясняет, что третичные амины не взаимодействуют с третичными аминами).
5) Алкилирование галагеналканами, спиртами
CH3NH2+ CH3Cl= CH3NHCH3+ HCl
CH3NH2+ CH3OH= CH3NHCH3+ HOH
6) Взаимодействие анилина с раствором брома
Учитель пишет на доске (используя структурные формулы, акцентируя внимание, что замещение в бензольном кольце)
7) Сульфирование анилина
Физические свойства
Раньше низшие амины путали с аммиаком, так как имеют резкий запах.
Итак, низшие амины – это газы с резким запахом;
Средние амины и анилин – это жидкости;
Высшие амины – твёрдые вещества.
С увеличением молекулярной массы амина температура кипения и растворимость в воде уменьшается.
Учитель.
А теперь вернёмся к селёдочному рассолу. Амин из какой группы присутствует в нём?
Ученики. Средний амин.
Учитель. Да, это триметиламин и вы уже можете сами написать формулу этого вещества.
А что мы ещё не знаем об аминах?
Ученики. Получение и применение.
Учитель. Посмотрите на эту схему применения. Где применяются амины?
- красители;
- полимерные материалы;
- лекарства (стрептоцид, уротропин, норсульфазол и другие)
(на экране формулы этих лекарств). Слайд 9, 10
Таким образом, нужны ли нам амины? Как же их получают?
Получение
- из галогенпроизводных алканов
CH3Br + NH3 = CH3NH3Br
CH3NH3Br + NaOH = NaBr + H2O + CH3NH2
- восстановление нитросоединений
А что такое нитросоединения?
CH3NO2 + 6 H = CH3 NH2 + 2 H2O
IV.Закрепление знаний
Тест в 2 вариантах. Проверка сразу (ответы на экране). Слайд 11.
Оценки выставляют сами по шкале
- Без ошибок – “5”
- 1 ошибка – “4”
- 2 ошибки – “3”
V. Подведение итогов урока.
1) параграф 25, упражнение 4, 5.
2) сообщения
а) амины и окружающая среда
б) действие аминов на организм человека.