Программное содержание: развивать умение детей рассматривать предмет, выделять его составные части. Познакомить детей с новыми геометрическими фигурами (шестиугольник, трапеция). Учить делить шестиугольник на 2 равные части. Упражнять в образовании существительных от прилагательных (ледяная-льдинка, пушистая-пушинка и т.д.) Развивать монологическую и диалогическую речь. Формировать интерес детей к художественному творчеству. Повышать эмоциональный настрой детей с помощью музыки.
Материалы и оборудование: Объемное изображение снежинок, облака, речки, моря, капелек, клубок белых ниток, шестиугольники по числу детей, компьютер, аудиозапись произведения П.И. Чайковского “Декабрь”, песни “Снежинка”(сл. Л.Дербенева, муз. Е.Крылатова), карандаши, блестки, вата, салфетки бумажные голубые, клей ПВА, кисти.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Когда я была маленькой, как вы, любила слушать сказки, которые рассказывала или читала мне мама. (Звучит музыка П.Чайковского.)
Особенно сказочным мне казались зимние вечера: когда становилось темно, снежинки как-то по-особенному сверкали и переливались, завораживая меня своей неземной красотой. И сегодня мне хочется рассказать вам одну из сказок. О чем она – вы узнаете из загадки:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
В одном большом, пушистом и мягком облаке жила-была снежинка. Она очень любила танцевать, кружится в медленном вальсе. Однажды решила снежинка отправилась в путешествие. Спрыгнула с облака и полетела.
Летит она и видит….
Что видит снежинка? (Ответ детей)
Опустилась снежинка на землю, а там белым-бело: много снежинок прилетело из других облаков. Было очень весело: снежинки порхали в воздухе, сверкали на деревьях и земле. Многим подружкам нашей снежинки нравилось слипаться в комья и быть снежками или снежными бабами. А мы с вами можем ли прямо сейчас слепить снежный ком? (Ответы детей.)
Покажите как. (Дети демонстрируют.)
Я предлагаю слепить снежный ком из слов.
Игра “Снежный ком”
Дети с воспитателем стоят по кругу. Воспитатель называет слово “снежинка” и передает клубок ниток ребенку.
Тот повторяет слово и добавляет свое (например, снежинка пушистая) - и так каждый играющий.
Цепочка слов растет как снежный ком. Когда клубок возвращается к воспитателю, он произносит получившееся предложение.
Воспитатель. Но вот стало припекать солнышко, снежинка растаяла и превратилась в капельку. И все ее подружки тоже растаяли. Когда все капельки взялись за руки, получились ручейки, а из ручейков – речка. И поплыла наша снежинка, которая теперь была каплей в море. А вода в море холодная… Что еще можно сказать о морской воде? Какая она? (Ответы детей.) Мы поможем снежинке, вернутся на облако, мы сделаем их из бумаги и поместим их на облако.
Все садятся за столы. Воспитатели предлагает сделать разминку для пальчиков.
Читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик.
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, которые лежат на столах (это равносторонние шестиугольники).
Воспитатель спрашивает о сходствах и различиях с другими фигурами, которые они уже знают (квадрат, прямоугольник) и как их можно назвать одним словом.
Дети приходят к выводу, что это все многоугольники.
Воспитатель задает вопросы. Сколько углов у этой фигуры? А сторон? Одинаковой ли длины все стороны? Если у фигуры 3 угла, ее называют треугольник и т.д. Как вы думаете, как называется эта фигура?
Дети считают стороны, углы, сравнивают стороны. Воспитатель предлагает сложить шестиугольник пополам, совместив две противоположные стороны. Получается новая для детей фигура. Воспитатель знакомит детей с трапецией. Потом предлагает сложить шестиугольник пополам, совместив уже две другие стороны. Дети складывают, разворачивают свои шестиугольники, рассматривают.
Выделяют уже знакомые фигуры: 2 треугольника и 2 ромба. После того как будет в третий раз сложен пополам шестиугольник, у детей получится узор из шести лучей – снежинка.
Воспитатель рассказывает, что форма у всех снежинок одинаковая, но двух абсолютно одинаковых снежинок не бывает. Дети украшают каждый свою снежинку.
Дети выполняют работу под музыку П.И. Чайковского.
Воспитатель предлагает детям дать название своей снежинке. Например, если снежинка пушистая, она Пушинка и т.д.
Воспитатель говорит, что нашим снежинкам пора возвращаться домой, на облако. Давайте на прощание станцуем с ними.
Звучит песня “Снежинка” из к/ф “Чародеи”.
Дети вместе с воспитателем помещают снежинки на облако.