УМК: Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2014.
Тип урока: комбинированный.
Формы, приемы, методы: фронтальная, работа в паре, работа в группе, индивидуальная, элементы Сингапурской методики.
Межпредметные связи: использование математики в спорте и физической культуре как элемент создания единой картины мира
Цель: закрепить навыки действий сравнения, сложения и вычитания натуральных чисел на примерах личностно значимых для обучающихся с включением их в целостную систему мира.
Задачи:
Образовательные: создать условия для:
- Дать возможность учащимся побыть в роли участника соревнований и в роли судейства.
- Ознакомить с правилами судейства соревнований.
- Ознакомить с правилами подсчета результатов соревнований.
- Дальнейшего изучения дробей, и, в перспективе, среднего арифметического чисел на основе личной заинтересованности.
- Ликвидации возможно возникших пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Воспитательные:
- Продолжить работу над связной, разговорной речью, правильным формированием цели и итогов урока.
- Помочь учащимся воспитать целеустремленность, ответственность, коллективизм, командный дух, ответственность, патриотизм.
- Привлечь внимание, вызвать интерес.
Развивающие:
- Дальнейшее развитие УСМД: анализа, обобщения, конкретизации и рефлексии.
- Дальнейшее развитие умения строить коммуникативные отношения с использованием различных форм и норм коммуникации.
- Дальнейшее развитие и совершенствование вычислительных навыков учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: сравнивают, складывают и вычитают числа, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей.
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Оздоровительные: развивается сердечно-сосудистая система, выносливость.
Оборудование:
- свисток, скакалки;
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- видео раздражитель в формате МР4;
- раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (видео) |
Создать благоприятный психологический настрой на работу | Здравствуйте ребята! Сейчас зима. на
улице снег и лед. Лыжи и коньки. И я вам
приготовила видео в тему. Визуальный раздражитель – видео выступления российских фигуристов на олимпиаде в Сочи. (Фигурное катание Максим Траньков и Татьяна Волосожар, золотая медаль.) Это фрагменты выступления победителей всемирной зимней олимпиады в Сочи. Наши Российские спортсмены сражались за победу. Виртуозно выполняли элементы, красиво катались, и заслуженно получили золотые медали. Мы гордимя этим! Сегодня на уроке физультуры 2 учителя, математик и спортсмен. Почему я, учитель математики, показываю вам это видео здесь, в спортзале? Подумайте и постарайтесь записать, что в фильме объединило наши предметы? У вас на это будет 1 минута. Как в спорте выставляют итоговую оценку, балл спортсмену на соревновании? Чтобы соблюдалась справедливость? Судей ведь несколько из разных стран. При чем тут математика? Какую цель мы поставим на этом уроке по математике и физическойультуре? Запишите идеи. (Проговаривают свои наблюдения в деталях.) |
Ребята настраиваются на работу. Смотрят видеосюжет
Ученики формулируют цели и задачи урока |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Развивать навыки активного слушания, воспитание взаимоуважения, включение в тему урока | Сейчас в фигурном катании суммируют
баллы, выставленные разными судьями. Сравнивают.
Побеждает тот спортсмен, чей результат выражен
большим числом. Совсем недавно 3 года назад ввели
такую систему. А ведь на коньках в России
катались еще во времена Петра 1. И соревнования
проводились. А в фигурном катании до 2013 года для
каждого выступающего находили среднее
арифметическое всех судейских оценок. Это чистая математика. Для того, чтобы найти среднее арифметическое надо сложить все предложенные числа и разделить на их количество. Складывать и делить мы обучены. Значит можем быть помощниками судей на соревнованиях. |
Слушают и записывают | Коммуникативные: постановка вопросов,
активное слушание, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Регулятивные: планирование, прогнозирование, Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
|
Актуализация опорных знаний. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Устный счет с использованием правил
быстрого счета Сосчитаем среднее арифметическое 3 чисел, 5 чисел, 10 чисел… А какие проблемы могут возникнуть у учеников 5 класса при подсчете среднего балла, среднего арифметического? Молча! Подумайте 30 секунд. Запишите коротко, сокращенно свою идею в тетрадь. Найдите себе ближайшую пару. Дайте “пять”, поделитесь своей идеей. Если идея соседа кажется вам стоящей – запишите ее себе тоже. Обсуждаем. Но мы же в спортзале! На видео финуристы красиво выполняли прыжки, повороты, поддержки? Для этого они много тренировались. В том числе и в зале. Например, со скакалкой. Проверим свои умозаключения на практике. Нам поможет учитель физической культуры. |
Ребята называют числа Производят подсчеты Фронтальная работа Работа в парах
Дети переходят в спортзал |
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
Основной | Подготовитель ная часть | 1. Построение. 2. Измерение ЧСС 3.Строевые приемы (повороты) 4.Движение в обход упражнения на осанку Ходьба на носках, руки вверх Ходьба на пятках, рука за спину Ходьба в полуприседе Ходьба в приседе 5. Бег. Перемещение приставным шагом в стойке в/б правым боком Перемещение приставным шагом в стойке в/б левым боком 6. Ходьба, упражнение на восстановление дыхания 7. Перестроение в две колонны в движении |
Обратить внимание на внешний вид и
самочувствие учащихся. Остановиться, повернуться лицом к друг другу, разомкнуться на вытянутые руки так, чтобы оказаться в паре с учащимся противоположной шеренги. |
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
Комплекс общеразвивающих упражнений в
парах: 1. И.п. - соединить ладони с ладонями напарника, правая нога впереди левой. 1. Попеременные толчковые движения руками. 2. Круговые движения в плечевом суставе 3. И. п. – руки на плечи друг другу, наклониться вперед, ноги на ширине плеч/ Пружинистые наклоны вперед. 4. И. п. взяться за руки, ноги на ширине плеч, туловище отклонить назад. 1–3 – приседание. 2–4 –И. п. 5. И.п. – встать боком друг к другу, ступни соединить, близлежащие руки соединить рукопожатием, а другие - аркой над головой. Прыжки. Измерение ЧСС |
Приблизиться на вытянутые руки друг к другу. | |||
Построение в две шеренги. Определение
двух команд. Сообщение задач соревнования. Распределение роли участников соревнований и их судей. Задача №1. Ознакомить с техникой подсчета прыжков через скакалку
Смена ролей происходит после каждого вида прыжков. Дыхательная гимнастика. Приложение 1. |
Класс делится на две команды, которые поочередно играют роль участников соревнований и роль судей. | |||
Интегративный | Формирование целостной картины мира через интеграцию предметных знаний | Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика – гимнастика ума. Она поможет вам ваши мысли упорядочить, дисциплинировать, направить в русло полезной работы. А теперь, как настоящие судьи, давайте применим наши знания по математике и найдем сумму баллов команды противника по каждой категории сореснований. каждый индивидуально работает в своей тетради. Найдем общую сумму баллов по 3 категориям. И , затем, вычислим среднее арифметическое команды. | Возвращаются за столы Производят вычисления |
Коммуникативные: постановка вопросов,
инициативное сотрудничество. Познавательные: логическое- формулирование проблемы, решение проблемы, Регулятивные: планирование, прогнозирование, Личностные: самоопределение. |
Проверочный | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем идетьми в классе. | Какая возникла проблема? не делится
нацело. Запись с остатком мы проходили раньше. А
как раз сейчас мы проходим с вами тему деление и
дроби! Пока мы не умеем записывать такие дробные
числа, но это тема следующего урока. Интересно
узнать? Подводим итог. Сравниваем результаты команд. Называем победителя спортивных соревнований. |
Выдвигают гипотезы. Формулируют проблему.
Сопереживают |
Регулятивные: контроль, коррекция,
выделение и осознание качества и уровня
усвоения; Личностные: самоопределение. Познавательные: умение структуризировать знания, Коммуникативные: управление поведением партнера |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Ребята, как вы считаете, цель была
достигнута? А что еще можно сделать? Сдайте свои тетради. Я сегодня проверю, выставлю оценки, а вам предлагаю, в качестве домашнего задания, подсчитать среднее арифметическое (средний балл) своей команды за соревнование. Может быть у нас победитель сменится? Дополнительное задание обсуждается. |
Обдумывают, отвечают |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и
качества усвоения; контроль. Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |