Интегрированный урок (математика + физкультура) по опережающему обучению школьников по теме «Математические вычисления на уроке физкультуры. Среднее значение»

Разделы: Математика, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


УМК: Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2014.

Тип урока: комбинированный.

Формы, приемы, методы: фронтальная, работа в паре, работа в группе, индивидуальная, элементы Сингапурской методики.

Межпредметные связи: использование математики в спорте и физической культуре как элемент создания единой картины мира

Цель: закрепить навыки действий сравнения, сложения и вычитания натуральных чисел на примерах личностно значимых для обучающихся с включением их в целостную систему мира.

Задачи:

Образовательные: создать условия для:

  1. Дать возможность учащимся побыть в роли участника соревнований и в роли судейства.
  2. Ознакомить с правилами судейства соревнований.
  3. Ознакомить с правилами подсчета результатов соревнований.
  4. Дальнейшего изучения дробей, и, в перспективе, среднего арифметического чисел на основе личной заинтересованности.
  5. Ликвидации возможно возникших пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу над связной, разговорной речью, правильным формированием цели и итогов урока.
  2. Помочь учащимся воспитать целеустремленность, ответственность, коллективизм, командный дух, ответственность, патриотизм.
  3. Привлечь внимание, вызвать интерес.

Развивающие:

  1. Дальнейшее развитие УСМД: анализа, обобщения, конкретизации и рефлексии.
  2. Дальнейшее развитие умения строить коммуникативные отношения с использованием различных форм и норм коммуникации.
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование вычислительных навыков учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: сравнивают, складывают и вычитают числа, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей.

Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Оздоровительные: развивается сердечно-сосудистая система, выносливость.

Оборудование:

  • свисток, скакалки;
  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • видео раздражитель в формате МР4;
  • раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация

(видео)

Создать благоприятный психологический настрой на работу Здравствуйте ребята! Сейчас зима. на улице снег и лед. Лыжи и коньки. И я вам приготовила видео в тему.

Визуальный раздражитель – видео выступления российских фигуристов на олимпиаде в Сочи. (Фигурное катание Максим Траньков и Татьяна Волосожар, золотая медаль.)

Это фрагменты выступления победителей всемирной зимней олимпиады в Сочи. Наши Российские спортсмены сражались за победу. Виртуозно выполняли элементы, красиво катались, и заслуженно получили золотые медали. Мы гордимя этим!

Сегодня на уроке физультуры 2 учителя, математик и спортсмен. Почему я, учитель математики, показываю вам это видео здесь, в спортзале? Подумайте и постарайтесь записать, что в фильме объединило наши предметы? У вас на это будет 1 минута.

Как в спорте выставляют итоговую оценку, балл спортсмену на соревновании? Чтобы соблюдалась справедливость? Судей ведь несколько из разных стран. При чем тут математика? Какую цель мы поставим на этом уроке по математике и физическойультуре?

Запишите идеи.

(Проговаривают свои наблюдения в деталях.)

Ребята настраиваются на работу.

Смотрят видеосюжет

 

 

Ученики формулируют цели и задачи урока

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  Развивать навыки активного слушания, воспитание взаимоуважения, включение в тему урока Сейчас в фигурном катании суммируют баллы, выставленные разными судьями. Сравнивают. Побеждает тот спортсмен, чей результат выражен большим числом. Совсем недавно 3 года назад ввели такую систему. А ведь на коньках в России катались еще во времена Петра 1. И соревнования проводились. А в фигурном катании до 2013 года для каждого выступающего находили среднее арифметическое всех судейских оценок.

Это чистая математика. Для того, чтобы найти среднее арифметическое надо сложить все предложенные числа и разделить на их количество. Складывать и делить мы обучены. Значит можем быть помощниками судей на соревнованиях.

Слушают и записывают Коммуникативные: постановка вопросов, активное слушание, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные: планирование, прогнозирование, Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Актуализация опорных знаний. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Устный счет с использованием правил быстрого счета

Сосчитаем среднее арифметическое 3 чисел,

5 чисел, 10 чисел…

А какие проблемы могут возникнуть у учеников 5 класса при подсчете среднего балла, среднего арифметического?

Молча! Подумайте 30 секунд. Запишите коротко, сокращенно свою идею в тетрадь.

Найдите себе ближайшую пару. Дайте “пять”, поделитесь своей идеей. Если идея соседа кажется вам стоящей – запишите ее себе тоже.

Обсуждаем.

Но мы же в спортзале! На видео финуристы красиво выполняли прыжки, повороты, поддержки? Для этого они много тренировались. В том числе и в зале. Например, со скакалкой. Проверим свои умозаключения на практике. Нам поможет учитель физической культуры.

Ребята называют числа

Производят подсчеты

Фронтальная работа

Работа в парах

 

Дети переходят в спортзал

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Основной Подготовитель ная часть 1. Построение.

2. Измерение ЧСС

3.Строевые приемы (повороты)

4.Движение в обход упражнения на осанку

Ходьба на носках, руки вверх

Ходьба на пятках, рука за спину

Ходьба в полуприседе

Ходьба в приседе

5. Бег.

Перемещение приставным шагом в стойке в/б правым боком

Перемещение приставным шагом в стойке в/б левым боком

6. Ходьба, упражнение на восстановление дыхания

7. Перестроение в две колонны в движении

Обратить внимание на внешний вид и самочувствие учащихся.

Остановиться, повернуться лицом к друг другу, разомкнуться на вытянутые руки так, чтобы оказаться в паре с учащимся противоположной шеренги.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Комплекс общеразвивающих упражнений в парах:

1. И.п. - соединить ладони с ладонями напарника, правая нога впереди левой.

1. Попеременные толчковые движения руками.

2. Круговые движения в плечевом суставе

3. И. п. – руки на плечи друг другу, наклониться вперед, ноги на ширине плеч/ Пружинистые наклоны вперед.

4. И. п. взяться за руки, ноги на ширине плеч, туловище отклонить назад. 1–3 – приседание. 2–4 –И. п.

5. И.п. – встать боком друг к другу, ступни соединить, близлежащие руки соединить рукопожатием, а другие - аркой над головой. Прыжки. Измерение ЧСС

Приблизиться на вытянутые руки друг к другу.
    Построение в две шеренги. Определение двух команд.

Сообщение задач соревнования. Распределение роли участников соревнований и их судей.

Задача №1. Ознакомить с техникой подсчета прыжков через скакалку

  1. Прыжки обычные
  2. Прыжки назад
  3. Прыжки с ноги на ногу
  4. Прыжки на одной
  5. Измерение ЧСС.

Смена ролей происходит после каждого вида прыжков. Дыхательная гимнастика. Приложение 1.

Класс делится на две команды, которые поочередно играют роль участников соревнований и роль судей.
Интегративный Формирование целостной картины мира через интеграцию предметных знаний Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика – гимнастика ума. Она поможет вам ваши мысли упорядочить, дисциплинировать, направить в русло полезной работы. А теперь, как настоящие судьи, давайте применим наши знания по математике и найдем сумму баллов команды противника по каждой категории сореснований. каждый индивидуально работает в своей тетради. Найдем общую сумму баллов по 3 категориям. И , затем, вычислим среднее арифметическое команды. Возвращаются за столы

Производят вычисления

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: логическое- формулирование проблемы, решение проблемы,

Регулятивные: планирование, прогнозирование, Личностные: самоопределение.

Проверочный Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем идетьми в классе. Какая возникла проблема? не делится нацело. Запись с остатком мы проходили раньше. А как раз сейчас мы проходим с вами тему деление и дроби! Пока мы не умеем записывать такие дробные числа, но это тема следующего урока. Интересно узнать?

Подводим итог. Сравниваем результаты команд. Называем победителя спортивных соревнований.

Выдвигают гипотезы.

Формулируют проблему.

 

Сопереживают

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение.

Познавательные: умение структуризировать знания,

Коммуникативные: управление поведением партнера

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Ребята, как вы считаете, цель была достигнута? А что еще можно сделать?

Сдайте свои тетради. Я сегодня проверю, выставлю оценки, а вам предлагаю, в качестве домашнего задания, подсчитать среднее арифметическое (средний балл) своей команды за соревнование. Может быть у нас победитель сменится?

Дополнительное задание обсуждается.

Обдумывают,

отвечают

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.