Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: практическая работа с текстом.
Цель урока:
- формирование навыков работы с текстом:
- выделение главного в тексте;
- постановка вопросов;
- структурирование текста.
Структура урока.
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Получение нового знания.
- Закрепление.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся, прослушав высказывание, определить тему урока. Высказывание “Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое платье церквей”.
Выслушав ответы, учитель озвучивает тему.
Спрашивает: “Ребята, что уже вы знаете о средневековых соборах?”
Заслушиваются ответы. Запись в тетради.
3. Получение нового знания.
Учитель обращается к ученикам.
“Представьте, вы – историк-архитектор, эксперт по средневековой архитектуре. Вам предстоит восстановить два собора, которые некогда стояли рядом в средневековом городе. Обломки и элементы декора разбросаны или утрачены. Известно только что один храм был в романском стиле, а другой – в готическом.
Раз вы эксперты вот вам задание. Попробуйте подобрать элементы к соборам. http://LearningApps.org/display?v=pxqhz20tv
Попробуйте распределить соборы по стилям (готические и романские). http://learningapps.org/389743
Ребята пытаются выполнить задание.
Учитель спрашивает: “Есть ли затруднения? Можете ли вы выполнить правильно задание? Объяснить свои действия? Почему так, а не иначе действуете?”
Обсуждается выполнение задания.
Учитель задает вопросы: “Что вы будете делать? Какие знания вам понадобятся? Предложите ваши действия на уроке”.
В результате обсуждения ситуации (может быть групповая работа учащихся) выявляется необходимость в знаниях о том, что такое архитектурный стиль, чем различаются романский и готический стиль во внешнем и внутреннем убранстве соборов.
Учитель: “Где можете приобрести эти знания?” и подводит к мысли о необходимости прочитать, о стилях, о соборах в средневековой Европе.
Вопрос учителя: “Чему вы должны научится на уроке?” (Сравнивать соборы, описывая внешний и внутренний вид, распределять на группы соборы).
Учитель вводит понятие архитектурный стиль – совокупность черт, художественный приемов и средств в архитектуре. Значит, каждый стиль отличается своими особенностями. Вопрос, какими особенностями?
Учащимся выдаются тексты и задания к ним (если есть необходимость, то класс делится на группы).
Первый текст. Приложение 1.
Задания к тексту. (задания могут быть выведены на экран или напечатаны вместе с текстом).
- Озаглавьте текст.
- Озаглавьте абзацы.
- Задайте ко второму абзацу три вопроса так, чтобы отвечая дополнить информацию в абзаце.
Кельнский собор строился 470 лет. Как выдумаете, почему так долго? (В ответе опираться на текст).
Учитель организует обсуждение выполнения заданий.
Как озаглавили текст? Почему именно так? (Варианты заголовка: “Готический собор”, “Описание готического собора”, “Что из себя представляет готический собор” и д.п.)
Рефлексия. Какое же название может иметь текст? Ответы учеников.
Следующее задание. Представьте заголовки к абзацам. На уроке идет обсуждение каждого пункта. Примерные правильные ответы:
- 1 абзац – Время и место возникновения стиля.
- 2 абзац – Внешний облик собора.
- 3 абзац – Внутреннее убранство храма.
- 4 абзац – Чувства людей в храме.
- 5 абзац – Роль собора в обществе.
Рефлексия. Оцените себя. Если у вас три и более пунктов озаглавлено правильно, то вы действуете успешно.
Третий абзац содержит информацию о внутреннем виде собора. Вопросы могут быть различными от конкретных вопросов по тексту и до личного восприятия описания храма учащимся. (Возможно, организовать игровой момент, когда ученик задает свой вопрос другому ученику). Обратить внимание на интересные вопросы.
Рефлексия. Смогли ли вы составить три вопроса, дополнив информацию в абзаце? Отметьте свой наиболее удачный вопрос?
Далее учитель обращает внимание на второй текст и задания к нему.
Второй текст. Приложение 2.
Задания к тексту.
- Озаглавьте текст.
- Разбейте текст на абзацы, отметив вертикальной чертой начало абзаца.
- Из третьего абзаца выпишите опорные слова, словосочетания, по которым можно составить рассказ.
Обсуждение заданий идет по тому же порядку.
Заголовок к тексту может быть, например, такой “Романский собор”.
Текст построен так, что название абзацев будут такие же, как и в первом тексте.
Разбивка на абзацы.
- Второй абзац начинается со слов “Романская церковь подобна замку”.
- Третий абзац начинается со слов “Внутри храма сумрачно и прохладно”.
- Четвертый – “Храм в восприятии людей был храмом Божьим”.
- Пятый – “В романском искусстве воплотились сила, могущество и торжество церкви”.
Третье задание особенно обсуждается. Примеры ответов учеников: массивные толстые стены, толстые колонны, неф, цилиндрический свод, сумрачно, небольшие окна, романский орнамент, геометрические мотивы.
Выписав их на доске, можно попросить учеников составить рассказ с опорой на слова.
Рефлексия. Что вам помогло в выполнении заданий? Возникли ли затруднения? Учитель организует обсуждение.
Закрепление.
Вопрос учителя “Как вы думаете, можете ли теперь справиться с предыдущими зданиями – определить элементы собора как готического, так и романского? Можете ли распределить храмы по группам?”
Еще раз обращаемся к заданиям и учащиеся пробуют их решить.
Классификация характерных признаков стилей http://LearningApps.org/display?v=pxqhz20tv
Классификация соборов http://learningapps.org/389743
Обсуждаем выполнение заданий.
Рефлексия к уроку.
Удалось ли вам выполнить задания на уроке? Все ли получилось? Что узнали? Чему научились?
Домашнее задание.
- Составьте план описания собора и опишите конкретный европейский средневековый собор по вашему выбору.
Приложение 1
Название ___________________
Готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции в XII веке и преобладает до XV.
Готический храм внешне кажется воздушным, легким, устремленным ввысь. Снаружи он украшен шпилями, узкими и высокими башенками, стрельчатыми арками. На стене западного портала — громадное круглое окно — роза. Богато украшенный фасад с резными деталями. Готические соборы были вместительны, высоки, нарядны.
Внутри собор полон света. Тяжесть сводов распределялась не на стены как в романском соборе, а на опорные столбы. Поэтому нет необходимости строить толстые стены. Вместо толстых столбов пучки колонн, доходящих до свода и в причудливом переплетении проходящих по нему. Пространство между колоннами занято огромными окнами с витражами из разноцветного стекла. В витражах использовали такие цвета как фиолетовый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Храм наполнялся воздухом и светом. На колоннах изображались дубовые листья, листья плюща, земляничные кустики, чертополох, виноградные лозы, плети хмеля. Особое внимание уделялось скульптуре внутри соборов, которая раскрашивалась, производя в полумраке собора неизгладимое впечатление. Очень много было изображений страдающего Христа и Богоматери. Статуям поклонялись как живым, что породило множество легенд об оживающих статуях, описанных позднее в “готических романах”.
В храм приходили люди, чтобы молиться, совершать церковные таинства. Церковь не уставала внушать, что, только подчиняясь ей, можно добиться спасения души. Но в отличие от романского собора человек ощущал не страх, а прощение и милость, глядя на Богоматерь с младенцем. Человеком овладевало чувство любви и жалости. Человек не ощущал себя одиноким и подавленным, а только вдохновленным.
Построить громадный собор подсилу только крупным богатым городам. Соборы возводили жители города на свои средства, демонстрируя, таким образом, свою независимость. Собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент.
Приложение 2
Название _____________________________________
Первым из крупных исторических стилей являлся романский стиль, господствовавший на территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XII—XIII вв. Романская церковь подобна замку. Те же круглые арки, массивные стены и маленькие окна, похожи на бойницы. Как правило, по углам высились высокие сторожевые башни. С западной стороны находится главный вход — портал. С восточной — апсида с алтарем (полукруглый выступ в стене). Внутри храма сумрачно и прохладно. Света немного. Внутреннее убранство романского храма гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод. Ряды толстых колонн делят внутреннее пространство на три части — нефа. В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. От романской церкви возникают ощущения замкнутости и защищенности. Статуй романский стиль почти не создал. Основные элементы романского орнамента: плетенка, розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ. В мозаичных полах чаще всего используются такие мотивы орнамента, как знаки зодиака, квадрат, шашечный узор, прямоугольник, ромб, круг, многоконечная звезда, все элементы которых располагаются симметрично относительно оси. Храм в восприятии людей был храмом Божьим. Бог присутствовал всегда и везде: во время молитвы, крещений, проповедей. Простые люди хотели видеть церковь простую и надежную, защищенную. Стены храма расписаны фресками на ветхозаветные сюжеты, картинами Страшного суда, где сам Христос отправляет грешников в ад. Все эти картины внушали мысль о бессилии человека. В романском искусстве воплотились сила, могущество и торжество церкви. Возникнув в эпоху безграничного господства церкви и устойчивости феодальных отношений, романский стиль должен был утверждать незыблемость, неизменность человеческого и божественного миропорядка.