Цель: повторить, обобщить, систематизировать.
Введение:
Цели:
Дидактические:
– закрепить изучение понятия и общей
характеристики стадий судебного
разбирательства (задачи, круг субъектов, сроки,
итоговые акты).
– определение роли председательствующего в
руководстве судебным разбирательством дела.
– определение и изучение составных частей
судебного разбирательства: подготовительная
часть, рассмотрение дела по существу, судебные
прения, заключение прокурора, постановление и
объявление решения, процессуальный порядок их
осуществления.
– изучение оснований временной остановки
судебного разбирательства: понятие и основания
для перерыва;
– закрепление понятий доказывание и
доказательства в гражданском процессе;
– закрепление знаний полученных при изучении
стадии окончания производства по делу с
вынесением решения: понятие, основание,
процессуальный порядок и правовые последствия;
– закрепление знаний полученных по теме –
протокол судебного заседания: понятие,
содержание; ведение; ознакомление с протоколом и
подача замечаний на протокол.
Развивающие: формировать навыки
логического и образного мышления, умение
сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты;
делать выводы; умения чётко и грамотно
излагать свои мысли; аргументировано защищать
собственную точку зрения; развивать навыки
самостоятельной работы;
Воспитательные: содействовать
формированию морально-нравственных качеств
личности студентов; их мировоззренческой и
социальной культуры; воспитанию
гражданственности, ответственности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы обучения: ролевая игра, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, дедуктивный, аналитический, элементы опережающего и проблемного обучения, самостоятельная работа, демонстрация.
Междисциплинарные связи: конституционные и административные отрасли права, материальные отрасли права, история, обществознание.
Подготовительная часть урока:
Подготовка к проведению урока в форме игры предполагает ряд последовательных действий:
1. Изучение информации по теме игры (происходит на лекционных и практических занятиях). Студент должен изучить такие понятия как:
- Лица, участвующие в гражданском судопроизводстве (по данной теме студенты четко должны знать и уметь различать права и обязанности участников гражданского судопроизводства);
- Судебные доказывания и доказательства (в данном разделе студенты должны четко определять виды доказательств, относимость и допустимость, достоверность доказательств);
- Исковое производство (студенты должны изучить понятия и сущности искового производства; определение понятия искового производства, иска и его элементов, виды; определение лиц, имеющих право на иск и на предъявление иска; изучение права ответчика на защиту; рассмотрение случаев возражения против иска; определение понятия встречный иск);
- Возбуждение гражданского дела в суде (Изучение понятия и общей характеристики стадий возбуждения гражданского дела (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты), изучения понятия, формы и содержания искового заявления; изучение процессуального порядка подачи искового заявления и последствий его несоблюдения; изучение оснований для отказа, возвращения, принятия в принятии искового заявления судьей.);
- Подготовка гражданского дела к судебному разбирательству;
- Судебное разбирательство (Изучить понятие и общую характеристику стадий судебного разбирательства (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты). определять роль председательствующего в руководстве судебным разбирательством дела. определять и изучать составные части судебного разбирательства: подготовительная часть, рассмотрение дела по существу, судебные прения, заключение прокурора, постановление и объявление решения, процессуальный порядок их осуществления. изучение понятия и основания для отложения судебного разбирательства; понятие, обязательные и факультативные основания для приостановления производства по делу. изучить понятия, основания, процессуального порядка и правовых последствия оставления заявления без рассмотрения.
2. После изучения и закрепления вышеизложенных тем и закрепления на практических занятиях можно предложить группе, учитывая настрой и уровень полученных знаний, провести ролевую игру.
Для проведения данной игры можно предложить ряд исковых требований:
- Исковое заявление о расторжении брака и разделе имущества
- Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов
- Исковое заявление о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание ребенка
- Исковое заявление о снижении размера алиментов
- Исковое заявление о взыскании алиментов на нетрудоспособного нуждающегося в помощи родителя
- Исковое заявление о признании брака недействительным
- Исковое заявление о лишении родительских прав
- Исковое заявление о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут
- Исковое заявление о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула при незаконном увольнении по причине неудовлетворительного результата при приеме на работу
- Исковое заявление об обжаловании дисциплинарного взыскания
После выбора темы судебного разбирательства в соответствии с ГК РФ необходимо распределить участников гражданского судопроизводства.
- Судья
- Секретарь судебного заседания (приоритетнее всего чтобы секретарем выступал сам педагог, для более эффективной коррекции урока)
- Судебный пристав исполнитель (данному студенту целесообразно поручить ведение фото и видео съемки).
- Истец
- Ответчик
- Адвокат со стороны истца и ответчика
- Свидетели со стороны истца и со стороны ответчика
- Специалист
- Эксперт
- Переводчик
- Прокурор (в зависимости от вида иска)
- Третьи лица (в зависимости от вида иска)
Ролевая игра «Судебное разбирательство»
Судебное заседание проводиться в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса
Существует следующий порядок ведения судебного разбирательства:
- открытие судебного заседания, проводиться со слов секретаря судебного заседания «встать – суд идет»;
- проверка явки участников процесса (производится секретарем судебного заседания);
- разъяснение переводчику, эксперту и специалисту их прав и обязанностей (оглашается судьёй);
- удаление свидетелей из зала судебного заседания (на уроке выводить свидетелей из учебной аудитории не имеет смысла, их можно переместить на места зрителей);
- объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода (оглашается судьей);
- разъяснение прав и обязанностей участвующим в деле лицам (оглашается судьей);
- разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле (оглашается судьей, ходатайства представляются истцом, ответчиком);
- начало рассмотрения дела по существу (выслушивание сторон, предоставление доказательств);
- окончание рассмотрения дела по существу;
- судебные прения;
- удаление суда для принятия решения (судья удаляется в соседний кабинет) На данной стадии целесообразно что бы преподаватель удалился в «совещательную комнату» вместе со студентом, выполняющим роль «судьи». Это необходимо для предотвращения ошибки студента в выборе квалифицированного решения и правильной постановки постановления судьи;
- объявление решения суда (оглашается студентом, выполняющим роль «судьи», выслушивается стоя всеми участниками судебного разбирательства).
После оглашения приговора, студентам предлагается занять свои места, в том числе и студенту, выполняющего роль «судьи», для подведения итогов преподавателем.
Подведение итогов
На данной стадии преподаватель:
1. Подводит итоги учебного урока (анализируются успехи, недостатки и ошибки группы, произведенные ими в ходе ролевой игры; анализируется работа каждого участника ролевой игры; общекомандная работа стороны истца, стороны ответчика, судьи и его команды, общая работа группы на уроке)
2. Выставляет оценки участникам (целесообразно ставить оценки по активности участников судебного заседания, если в зале присутствовали зрители (целесообразно их оценивать по активности ответов в конце урока при подведении итогов, путем подачи им наводящих вопросов типа: «Кпкие ошибки были допущены участниками гражданского дела?», «Какие виды доказательств еще могли приобщить участники гражданского дела? Объективно ли постановление судьи? и т.п.)
Итоги урока
В Приложении 1 (рисунки 1-3) предоставлен небольшой фотоотчет о проведении данного урока на базе ГБПОУ РТ «Кызылский ТТ». Хочется отметить, что студенты с радостью провели данный урок, активно к нему готовились.