Урок математики на тему "Транспортир. Построение и измерение углов". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Базовый учебник: Н.Б. Истомина, изд. «Ассоциация 21 век», 2013 г.

Цель урока: в результате выполнения работы на уроке учащиеся получат первый опыт построения и измерения углов транспортиром.

Урок предполагает достижение следующих результатов:

  • Личностные: воспитание ответственного отношения к учению; способность к самообразованию; развитие коммуникативных компетенций через устные ответы и выполнение практических заданий.
  • Метапредметные: в процессе работы на уроке учащиеся получат возможность самостоятельно ставить цели учебной деятельности; проводить самооценку и взаимопомощь; работать в малых группах и самостоятельно; овладеть приёмами умственной действий; работать по заданному алгоритму.
  • Предметные: аргументировать ответ на математическом языке; использовать чертёжные инструменты в практической деятельности через измерение углов и построение углов.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного применения изученного.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, технологическая карта урока для учащегося, карточки самооценивания.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
И снова у нас урок математики. Я уверена, что сегодня у Вас хорошее настроение, которое будет сопровождать вас в течении всего урока.
Французский писатель 19 века Анатоль Франц однажды заметил, что:
«Учить можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглащать эти знания с аппетитом».
Давайте же сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглащать знания с большим желанием, потому что они пригодятся нам в дальнейшей жизни.
А девизом нашего урока будут,  следующие слова (см. технологическую карту урока).
Приложение 1.
Включаются в деловой ритм урока. Знакомятся с технологической картой урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация устного повторения ранее изученного материала.
Игра «Математический баскетбол» (см Приложение 2, слайд 2, Приложение 5).
За каждый верный ответ, бросок мяча в карзину.
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:  оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Задание 3 (ТКУ)
На доске записаны величины углов. Каким образом можно классифицировать их.
180, 135, 11, 100, 144, 162, 177, 6, 91, 90
По виду: острые, тупые, прямые, развёрнутые.
По величине: Больше 0 градусов, но меньше 90 градусов, больше 90 градусов, но меньше 180 градусов, 90 градусов, 180 градусов. (Приложение 2, слайд 3).
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
Выполняют устно задание на распознавание углов.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, аргументировать свой ответ.
4. Изучение нового материала. Знакомство с транспортиром как чертёжным инструментом. Приложение 4 (слайды №1-3).
(на усмотрение, либо рассказывает учитель, либо ученик, заранее подготовленный по этому вопросу).
Исследуют чертёжный инструмент. Познавательные:
Формирование интереса;
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:уметь слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
5.  Применение знаний и умений в новой ситуации Первичное осмысление и применение полученных знаний. Организация и контроль за процессом решения задач. (Приложение 3) Работают в парах над поставленными задачами. (выполняют пункт 5 ТКУ) Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.  
6. Продолжение изучение нового материала. Организует работу учащихся, знакомит учащихся с алгоритмом построения углов. Приложение 4. Слайд №4-6. Слушают материал. Задают вопросы, если возникают затруднения. Познавательные:
Формирование интереса;
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:уметь слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
7.   Применение знаний и умений в новой ситуации Первичное осмысление и применение полученных знаний. Организация и контроль за процессом решения задач. (Приложение 3) Работают в парах над поставленными задачами. (выполняют пункт 5 ТКУ) Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают карточки самооценивания. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание.