Цель урока: учить понимать текст, работать с ним.
Основное содержание темы, термины и понятия: текст, тема, основная мысль, эпиграф, ключевые слова, план.
Планируемый результат:
Предметные умения | УУД (БУ и ПУ) |
Сформировать представление о тексте
как языковой единице; Ознакомить с видами текстов; Обучить приёмам работы с текстом; Доказать необходимость верного толкования текста, непосредственную связь с другими учебными дисциплинами. |
Личностные: 1) умение определять свою учебную задачу; 2) оценивать свою учебную деятельность; 3) развивать умение работать с текстом, составлять его план; 4) воспитывать милосердие, толерантность, уважение к людям. Регулятивные: 1)Самостоятельно ставить цель и анализировать условия её достижения; 2)Уметь планировать и регулировать свою деятельность. Познавательные: 1) обучить работе с текстом, повторив понятия текст, тема, основная мысль текста; расширять лексический запас слов. 2) учить читать и понимать текст, видеть структуру текста; составлять его план. Коммуникативные: 1) уметь работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения. 2) уметь выслушивать мнение других. |
Тип урока: урок развития речи.
Организация пространства:
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
ИЗО, история, обществознание, музыка |
парная
|
рабочие листы к уроку, мультимедийный комплекс, презентация к уроку |
I этап. Мотивация к деятельности
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?
- Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)
- Вы обладаете такими качествами? (Да)
- Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким ? Угадайте?
Загадка
Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
(Прием “Письмо с дырками”)
- Восстановите древний пергамент
Текст – это связанное ... на определённую ... . В большинстве случаев текст состоит из нескольких ..., связанных между собой ... и посвящённых одной ... .
Основные признаки текста:
1.Единство ... текста.
2.Наличие ... мысли текста.
3.Определенный ... предложений.
4.... связь предложений в тексте.
- Итак, господа ученые, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)
-А всегда ли вы понимаете тест, с которым работаете на уроках истории, географии? (не всегда)
-Сегодня я открою вам секреты правильного чтения и понимания текста. Откройте тетради, запишите тему урока “Текст.”
-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?
(будем учиться понимать текст)
-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?
- А где вам могут пригодится полученные на уроках умения? (на других
уроках, на экзамене и просто в жизни)
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
“Если мир можно спасти, то он будет спасен духовностью. Политики, банкиры, солдаты, бизнесмены, даже писатели и художники не являются самыми значительными людьми. Нам нужны святые. Святые ведут общество за собой, и духовный мир отделенного будущего будет не только лучшим, но и гораздо более безопасным местом” (Лорд Рис – Могг)
- Святые – мифические или исторические лица, которым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются благочестие, праведность, богоугодность, посредничество между богом и людьми. Истории о героических деяниях, добродетельной жизни и мужественной смерти ценились верующими и распространялись среди них. Отсюда возникло желание почтить этих мужчин и женщин. Люди причисляются к лику святых благодаря своей святости. Святость подразумевает отказ от греха, победу над искушениями и пестование христианских добродетелей. Святых, почитаемых на Руси, было великое множество. Есть они и у нас на Вятской земле. Назовите их (Трифон Вятский, Прокопий Вятский, Матфей Яранский, Виктор Островидов).
- Мы сегодня будем работать с текстом, в котором речь пойдет о преподобном Трифоне Вятском, святом покровителе земли Вятской и Пермского края.
-Ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)
-Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем он? Какую информацию несет? Я вам сегодня отрою секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока.
Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.
До чтения текста | По ходу чтения текста | После чтения текста |
1.Автор 2.Название 3. Эпиграф 4.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст) |
1. Скрытые вопросы (выделение в тексте
непонятных слов) 2.Выделение ключевых слов 3.Диалог с автором (какую информацию он хочет донести автор до читателя) 4.Основная мысль |
1. Понимание информации -тема; -основная мысль 2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана) |
- Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь “вычитывать” эту информацию, вы правильно поймете текст. Понимание текста начинается еще до его чтения.
-Что должен сделать читатель перед тем, как начать его читать?(работа с таблицей, графа “До чтения”)
-Кто автор?
-О чем говорит название? (что текст о прп Трифоне Вятском)
-Прочитайте эпиграф. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?
-Какой можно сделать вывод: о чем будет тест, который нам предстоит прочитать? ( о Трифоне Вятском)
-Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа “При чтении текста:
-Подчеркнуть все непонятные слова
-Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл)
-При чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям?
- Итак, господа ученые, сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтении и пониманию текста.
Чтение текста.
Чтение текста сопровождается показом иллюстраций и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению.
III. Этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Репродуктивное задание.
Осмысление (понимание) текста. Фронтальная беседа.
-Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения? (восхищение, тревогу, страх, скорбь)
-Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось показом репродукций картин и музыкой? ( они помогали понять лучше понять текст, почувствовать его)
-То, что мы читали - это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)
- О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст? ( в тексте рассказывается о Трофиме Подвизаеве, его жизни, как он стал прп Трифоном Вятским.
-Какую информацию несут репродукции картин? (С их помощью создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)
-Что такое работа художника? (Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками)
-Музыка, вы сказали, помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).
-Как вы считает, что общего между текстом, картиной и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при помощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ)
-На каких уроках вы имеете дело с картинами, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)
Вывод: значит, читая текст, рассматривая работы художников, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию).
-Какие слова вам непонятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях).
-Давайте воспользуемся словариком урока и выясним значение непонятных слов).
Эвристическое задание.
-Из скольких частей состоит текст?(из 7)
-Давайте выделим ключевые слова в каждой части.
- 1 часть - “родился в семье зажиточного крестьянина, получил имя Трофим. С детства воспитывался набожным человеком, после проповеди священника решил посвятить жизнь служению Богу”.
- - Что хочет сказать автор читателям о Трофиме? (рано отказался от обеспеченной жизни, с юных лет встаёт на путь лишений, тягот...)
- 2 часть - “ весел лицом, а вокруг себя как бы распространял теплоту”, “ просили прощения у преподобного”.
- 3часть - “ Трофим помолился об исцелении сына Иакова, и вскоре мальчик выздоровел”.
- 4 часть - “Варлаам постригает его в иночество и даёт ему имя Трифон.”
- 5 часть - “Все дивились его подвигам и великому смирению.”
- 6 часть - “ Это был святитель Николай Чудотворец. В руках святителя был крест. И благословил прп. Трифона своим крестом.”
- 7 часть - “И Господь прославил Своего раба даром чудес.”
- Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо? (“С того времени прп. Трифон стал подвизаться ещё усерднее. И Господь прославил Своего раба даром чудес.”)
-Для чего автор рассказал нам о прп Трифоне Вятском?
-Как вы думаете, почему в наше время чтят память о святом Трифоне Вятском? (Трифон - образец любви к Богу, народу, мужества, стойкости истинного христианина; образец мудрости, терпения, любви к людям.)
Составление план текста. Понятие рисунок, схема.
-Вот мы и прочитали текст, поняли его. Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание - составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)
-А приходилось ли вам составлять план?
-Сейчас я попрошу вас поделиться на пары (7) и выполнить задания, работая в группе
1 группа – озаглавливает 1 часть и готовит ее пересказ
(каждая группа работает со своей частью)- 5 мин
Составление плана (слайды)
Преподобный Трифон Вятский
1.Детство и юность Трофима.
2.Случай с людьми Строгановых.
3.Чудесное исцеление мальчика.
4.Трофим становится Трифоном.
5. “Подвиги и великое смирение Трифона”.
6.Благословение святителя Николая.
7.Дар чудес от Господа.
Импровизационное задание.
-Перед нами план текста. Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова “схема”- совокупность взаимосвязанных частей).
- А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии.)
-К каждой из частей мы можем подобрать рисунок. Можем ли мы сказать, что рисунок - это тоже схема? (нет.)
-В чем разница? Что позволяет сделать рисунок? (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру.)
- Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что - структурировать содержание рисунок или схема?
IV. Этап урока. Контроль и оценка результатов деятельности.
Итог урока.
-Ну что ж, дорогие ученые, наш урок подходит к концу. Узнали вы сегодня на уроке что-то новое, ранее неизвестное?
-Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на уроках русского языка, на других уроках?
-Я благодарю вас за урок, ребята. Мне было интересно с вами работать. А на память о нашей встрече мне хотелось бы прочитать стихи о преподобном Трифоне Вятском, пусть его образ хранит вас от бед.
Перед ракою твоей честною
Я на коленях предстою
И грешною своей душою
Тебе молитву воспою.
Прошу тебя, о преподобный,
Яви мне милости свои,
Завяз по горло в тьме греховной-
Не дай мне сбиться на пути.
Тебе я дам обет пред Богом,
Что из обители своей
Мне не ступить и до порога
Без Божьей волии твоей.
я верю, что меня ты не оставишь,
Прольешь мне на душу бальзам,
На верный путь меня наставишь
И волю дашь моим слезам.
Домашнее задание.
- Базовый уровень: подготовить рассказ о другом святом Вятской земли.
- Высокий уровень: написать мини-сочинение “Чему нас учит жизнь святых”.
- Творческое задание: иллюстрировать рассказ о преподобном Трифоне Вятском.