Цель:
- Формирование умения самостоятельно изучать тему, делать выводы, умения находить произведение целых чисел.
- Развитие познавательных способностей учащихся.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, умение работать коллективно.
Оборудование: карточки, таблицы, учебник.
1.Фронтальный опрос. Мозговой штурм.
1. Какие числа называются целыми?
2. Что такое модуль числа?
3. Чему равен модуль положительного числа?
4. Чему равен модуль отрицательного числа?
5. Как сложить числа с одинаковыми знаками?
6. Как сложить числа с разными знаками?
7. Чему равен модуль отрицательного числа?
2. Устный счет ( устный счет поможет узнать тему урока).
а). Дан ряд чисел: -1; 7; 0; -8; -125; 9; 26
- Назовите положительные числа
- Назовите отрицательные числа.
- Назовите все числа одним словом.
а) Вычислите:
10 – 12 = 0 | - 7 – (- 30) = М | - 4 + 8 = И |
-6 – 4 = Н | 13 - (- 1) = Ж | - 6 * (-4) = У |
- 9 +5 = Е | 5 * 1 = Е | - 6 * 4 = Н |
Какое слово получилось в результате вычислений примеров? (Умножение)
3. Создание проблемной ситуации.
- Какие ответы получились в последних двух примерах?
- Как вы думаете, почему так получилось?
- Какое правило с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос?
- Тогда какая задача сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить положительные и отрицательные числа)
- Какая тема нашего урока? ( Умножение целых чисел)
Запишите тему урока в тетради.
Объясните, как получили в предпоследнем примере ответ 24? (-24)?
Те, у кого получилось (-24), объясните, как вы рассуждали? (Проверка с помощью сложения)
Каким действием можно проверить кто прав?
А как теперь умножить (-6) * (-4)?
Учащиеся по своему объяснили правило умножения отрицательных чисел?
4. Историческая справка: ( сообщение учащегося)
Еще XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом.
Ясно, что (-6) * 4=(-24). Поэтому произведение (-6) * (-4) не может быть равно (-24). Однако оно должно быть связано как-то с числом 24. Остается одна возможность (-6) * (-4)=24.
5. Правила знаков при умножении (используем “гроздь”)
- ( + ) * ( + ) = ( + )
- ( - ) * ( - ) = ( + )
- ( + ) * ( - ) = ( - )
- ( - ) * ( + ) = ( -)
Для этих правил справедливы ранее нами изученные законы сложения:
- а * в = в * а
- а * (в*с)=(а* в) * с
- (а + в) *с = а*с + в*с
Решите примеры:
- 4 *(-1); - 42 *(-1). Сделайте вывод
- 0 *(-7); 0 *(-2); 0 *(-16); -9 *0. Сделайте вывод
6. Работа в группах
1. Выполните умножение и найти правильный ответ:
1) 164 * ( -10);
2) - 2,7 * 3;
3) – 4,6 * ( -5);
4) - 6, 02 * (- 0,8)
2. Выполните действия:
( - 3,6 * 0,2 - 2,5 ) * ( -10).
Ответы: -8; 4,816; - 8,1; -1640; 23; - 2,5; 32,2.
Делаем вывод, формулируя мнимое правило:
Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения: ( составить самостоятельно)
- (+X)*(+X)=(+X) Друг моего друга - мой друг
- (+X)* (-X)=(-X) Друг моего врага - мой враг
- (-X) *(+X)=(-X) Враг моего друга – мой враг
- (-X)*(-X)=(+X) Враг моего врага – мой друг
Вывод учащиеся делают сами.
7. Физминутка.
8. “Инсерт” чтение с пометкой.
– Откройте учебник, прочитайте правила, сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками?
9. Самостоятельная работа.
1 вариант
Вычислить: 1) -5 *3; 2) -4 * 0; 3) -8 * (-9); 4) -13 * 22; 5) -21* (-14); 6) -5* (-12)* (-1).
2 вариант
Вычислить: 1) 4* (-3); 2) -7 * (-8); 3) 0* (-7); 4) -15 * 11; 5) -22 * (-12); 6) -4 * (-11) * (-1).
Решите № 797 (а-г), проверь решение у учителя и оцени свою работу.
Практическое применение.
1. При увеличении температуры воздуха на 10 столбик ртути в термометре поднимается на 4 мм.
1) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на 50С?
2) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на -60С?
10. Занимательная минутка
На эти вопросы нужно отвечать быстро:
- Сколько хвостов у семи котов?
- Сколько пальчиков у четырех мальчиков?
- Сколько ушек у трех старушек?
- Сколько ушей у пяти малышей?
- Сколько хвостов у семи псов?
- Сколько гребешков у пяти петушков?
Проверка понимания учениками нового материала.
Решите № 803(а-г), проверь решение у учителя и оцени свою работу.
11. Рефлексия.
– А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок.
- Интересно ли вам сегодня было?
- Чему научились?
- Что вызвало затруднение?
- Как перемножить два числа с разными знаками?
- Как перемножить два отрицательных числа?
Приведите примеры на каждое правило.
- Какие цели ставили перед собой?
- Достигли цели урока?
- А сейчас украсим нашу картинку!
Оценим свои знания. Как мы сегодня поработали?
- Удовлетворительно – смайлик красный.
- Хорошо – смайлик желтый.
- Отлично – смайлик зеленый.
12. Домашнее задание. Правило с.83 № 798, №802 № 799