Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях»

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Упражнять в правильном произношении звука [р] в слогах, словах и предложениях.
  • Закреплять умение определять наличие и место звука [р] в словах.
  • Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
  • Продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий.
  • Продолжать учить составлять предложения.
  • Продолжать пополнять словарь антонимами.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Развивать целостное восприятие, память, артикуляционную и мелкую моторику.

Оборудование:

  • Разрезная картинка “Троллейбус”;
  • карточки с цифрами 2 и 3; игрушки: жираф, кобра, крокодил, робот; предметные картинки: корона, рыба, рак, ворона, мухомор, самовар, ролики (для определения места звука в слове);
  • три “тумбы” - картонные квадраты;
  • парные картинки (для образования уменьшительно-ласкательной формы);
  • картинки с музыкальными инструментами; парные картинки (антонимы);
  • лист с наложенными контурами животных; деревянная мозаика “Цирк”.

1. Организационный момент

- Здравствуй, Дима. Сегодня нас ждет интересное приключение. Мы с тобой пойдем в цирк. Но сначала давай вспомним, чем занимался сегодня наш язычок. Утром проснулся наш язычок и пошел чистить зубки (упражнение “Чистим зубки”). Потом пошел язычок на прогулку во двор, и решил, прокатится на качелях (упражнение “Качели”). Затем продолжил прогулку по набережной. Увидел язычок, по реке плывет лодочка. Вдруг подул ветерок, паруса наполнились ветерком, и лодочка проплыла мимо язычка очень быстро (упражнение “Парус”). А наш язычок продолжил прогулку дальше. Свернул язычок в парк, а там мастер белил деревья (упражнение “Маляр”). Когда язычок шел по аллее он услышал звонкий стук, словно кто-то стучит в барабан. Но кто же этот лесной барабанщик? Посмотрел язычок вверх и увидел на дереве сидит дятел (упражнение “Дятел”). Какой молодец наш язычок! А теперь мы с тобой пришли на остановку.

2. – А теперь мы с тобой пришли на остановку. Собери картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк.

Ребенок собирает из частей картинку троллейбус.

- Так на чем мы поедем? (На троллейбусе.) В троллейбусе с нами едут:

- кошечка - Ребенок шепотом произносит звук [р];

- собачка - Ребенок произносит звук [р];

- тигренок - Ребенок громко произносит звук [р].

3. – Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступает дрессированная королевская кобра. Она знает цифры: произнесут ей цифру, и кобра шипит столько же раз.

дра – 2 тры - 3 пар - 2
тру - 3 тро - 2 бор – 3

Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее цифре количество раз.

4. – На арене выступает жираф: он хочет превратить большие предметы в маленькие. Помоги ему.

  • Большой корабль, а маленький ...кораблик
  • Большое зеркало, а маленькое зеркальце
  • Большое ведро, а маленькое ...ведерко
  • Большая кровать, а маленькая ...кроватка
  • Большой воробей, а маленький ...воробушек
  • Большое перо, а маленькое ...перышко
  • Большое крыльцо, а маленькое ...крылечко

Ребенок образует уменьшительно-ласкательные формы слов: корабль, зеркало, ведро, кровать, воробей, перо, крыльцо.

5. – Во время представления громко играет цирковой оркестр. Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. Выбери картинки, в названии которых есть звук [р]: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.

Ребенок произносит названия инструментов.

- Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется музыкант, который играет

  • на барабане – барабанщик
  • на трубе – трубач
  • на гармошке – гармонист
  • а что понадобится гитаристу? – гитара

Ребенок отвечает.

6. – А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный крокодил. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, крокодил встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает крокодила на нужную тумбу.

7. – Следующие выступают животные, только они спрятались. Найди их глазками и назови.

Ребенок находит глазами животных и называет их: кролик, крокодил, жираф, тигр, крот, крыса.

- А теперь тебе нужно выбрать двух животных и составить с каждым из них предложение.

Ребенок выбирает животных и составляет предложения.

8. – Ну а сейчас выступает робот-маг. Он заколдовал картинки, а тебе нужно найти этим картинкам противоположные пары

  • Ботинки новые – ботинки старые
  • Стул мягкий – стул твердый
  • Маска веселая – маска грустная
  • Гном злой – гном добрый
  • Кошка белая – кошка черная
  • Мака сухая – майка мокрая
  • Кровать узкая – кровать широкая
  • Застегнуть куртку – расстегнуть куртку

Ребенок находит противоположные пары.

9. Представление подошло к концу. А мы с тобой снова поедим домой на троллейбусе.

Затормозил у тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.

Ребенок проговаривает за логопедом стишок.

10. Итог занятия.

– Пора возвращаться домой. Тебе понравилось в цирке? А чье выступление из артистов, тебе понравилось больше всех? Отвечай красиво - предложением. Давай вспомним все выступления и соберем деревянную мозаику “Цирк”.

Ребенок отвечает на вопросы и собирает мозаику.