Цели:
- Упражнять в правильном произношении звука [р] в слогах, словах и предложениях.
- Закреплять умение определять наличие и место звука [р] в словах.
- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
- Продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий.
- Продолжать учить составлять предложения.
- Продолжать пополнять словарь антонимами.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать целостное восприятие, память, артикуляционную и мелкую моторику.
Оборудование:
- Разрезная картинка “Троллейбус”;
- карточки с цифрами 2 и 3; игрушки: жираф, кобра, крокодил, робот; предметные картинки: корона, рыба, рак, ворона, мухомор, самовар, ролики (для определения места звука в слове);
- три “тумбы” - картонные квадраты;
- парные картинки (для образования уменьшительно-ласкательной формы);
- картинки с музыкальными инструментами; парные картинки (антонимы);
- лист с наложенными контурами животных; деревянная мозаика “Цирк”.
1. Организационный момент
- Здравствуй, Дима. Сегодня нас ждет интересное приключение. Мы с тобой пойдем в цирк. Но сначала давай вспомним, чем занимался сегодня наш язычок. Утром проснулся наш язычок и пошел чистить зубки (упражнение “Чистим зубки”). Потом пошел язычок на прогулку во двор, и решил, прокатится на качелях (упражнение “Качели”). Затем продолжил прогулку по набережной. Увидел язычок, по реке плывет лодочка. Вдруг подул ветерок, паруса наполнились ветерком, и лодочка проплыла мимо язычка очень быстро (упражнение “Парус”). А наш язычок продолжил прогулку дальше. Свернул язычок в парк, а там мастер белил деревья (упражнение “Маляр”). Когда язычок шел по аллее он услышал звонкий стук, словно кто-то стучит в барабан. Но кто же этот лесной барабанщик? Посмотрел язычок вверх и увидел на дереве сидит дятел (упражнение “Дятел”). Какой молодец наш язычок! А теперь мы с тобой пришли на остановку.
2. – А теперь мы с тобой пришли на остановку. Собери картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк.
Ребенок собирает из частей картинку троллейбус.
- Так на чем мы поедем? (На троллейбусе.) В троллейбусе с нами едут:
- кошечка - Ребенок шепотом произносит звук [р];
- собачка - Ребенок произносит звук [р];
- тигренок - Ребенок громко произносит звук [р].
3. – Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступает дрессированная королевская кобра. Она знает цифры: произнесут ей цифру, и кобра шипит столько же раз.
дра – 2 тры - 3 пар - 2 тру - 3 тро - 2 бор – 3
Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее цифре количество раз.
4. – На арене выступает жираф: он хочет превратить большие предметы в маленькие. Помоги ему.
- Большой корабль, а маленький ...кораблик
- Большое зеркало, а маленькое зеркальце
- Большое ведро, а маленькое ...ведерко
- Большая кровать, а маленькая ...кроватка
- Большой воробей, а маленький ...воробушек
- Большое перо, а маленькое ...перышко
- Большое крыльцо, а маленькое ...крылечко
Ребенок образует уменьшительно-ласкательные формы слов: корабль, зеркало, ведро, кровать, воробей, перо, крыльцо.
5. – Во время представления громко играет цирковой оркестр. Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. Выбери картинки, в названии которых есть звук [р]: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.
Ребенок произносит названия инструментов.
- Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется музыкант, который играет
- на барабане – барабанщик
- на трубе – трубач
- на гармошке – гармонист
- а что понадобится гитаристу? – гитара
Ребенок отвечает.
6. – А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный крокодил. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, крокодил встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.
Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает крокодила на нужную тумбу.
7. – Следующие выступают животные, только они спрятались. Найди их глазками и назови.
Ребенок находит глазами животных и называет их: кролик, крокодил, жираф, тигр, крот, крыса.
- А теперь тебе нужно выбрать двух животных и составить с каждым из них предложение.
Ребенок выбирает животных и составляет предложения.
8. – Ну а сейчас выступает робот-маг. Он заколдовал картинки, а тебе нужно найти этим картинкам противоположные пары
- Ботинки новые – ботинки старые
- Стул мягкий – стул твердый
- Маска веселая – маска грустная
- Гном злой – гном добрый
- Кошка белая – кошка черная
- Мака сухая – майка мокрая
- Кровать узкая – кровать широкая
- Застегнуть куртку – расстегнуть куртку
Ребенок находит противоположные пары.
9. Представление подошло к концу. А мы с тобой снова поедим домой на троллейбусе.
Затормозил у тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.
Ребенок проговаривает за логопедом стишок.
10. Итог занятия.
– Пора возвращаться домой. Тебе понравилось в цирке? А чье выступление из артистов, тебе понравилось больше всех? Отвечай красиво - предложением. Давай вспомним все выступления и соберем деревянную мозаику “Цирк”.
Ребенок отвечает на вопросы и собирает мозаику.