Тип урока. Изучение нового материала.
Формы, приемы, методы. Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог.
Цель урока: знакомствос новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.
Задачи урока.
- Предметные результаты:
- Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
- Различать местоимения и имена существительные.
- Метапредметные результаты:
- Личностные результаты:
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве - Регулятивные результаты:
– самостоятельно определять учебную задачу
– планировать свою деятельность по решению учебной задачи
– адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. - Познавательные результаты:
– ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи
– осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
– осознают ценности своего языка. - Коммуникативные результаты:
– применять правила делового сотрудничества
– участвовать в продуктивном диалоге.
- Личностные результаты:
Предполагаемый результат:
Знать. Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи.
Уметь.
1. Распознавать личные местоимения среди
других слов в предложении.
2. Различать местоимения и имена
существительные.
Компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики.
ХОД УРОКА
I этап: организационный 2 мин.
– Успокоились, подравнялись, садитесь. Урок русского языка.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
– посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь
тайны открывать!" (Приложение
1, слайд 2)
– А что такое тайна?(дети высказывают свои
предположения)
– А вы готовы открывать тайны? Тогда
начнём.
II этап: постановка цели и задач урока 7 мин.
1. Оформление работы (правила посадки при письме)
2. Словарная работа (по мультимедио): слушаем, записываем, с красной строки, первое слово с большой, остальные с маленькой, через запятую. (дети по одному выходят к компьютеру и записывают слова).
– Давайте вспомним, что такое речь? (Речь –
это всё то, что мы говорим, слышим, пишем)
– Какие части речи вам знакомы? (Имя
существительное, имя прилагательное, глагол)
– К какой части речи относятся слова, которые
мы записали? (Существительное)
– Что такое существительное?
– Что такое прилагательное?
– Что такое глагол?
– Я предлагаю выполнить вам задание, в котором мы
проверим свои знания. Обратите внимание на доску
и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
(Нужно распределить слова по частям речи)
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Карточки со словами: работа, голубой, он, писать,
медведь, ты, я, храбрая, косить.
(Один работает у доски, остальные на карточках)
– Ребята, давайте проверим: назовите имена
существительные, имена прилагательные, глагол.
(Слайд 3)
– Почему вы не все слова распределили? (они не
относятся ни к одной из групп)
– А мы употребляем их в речи? (Да)
– Значит они тоже часть речи? (Да)
– А как называется эта часть речи?
– Не все ребята знают, значит, какая цель нашего
урока? (Узнать как называется новая часть речи)
III этап: актуализация знаний 5 мин.
– Прочитаем предложения и сравним их. (Слайд
№ 4)
Сова – хищная птица. Сова охотится на других
меньших птиц, насекомых и маленьких животных.
– О ком говориться в первом предложении?
– О ком говориться во втором предложении?
– Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется
слово сова).
– Как можно исправить эту ошибку? (Заменить
слово сова другим словом).
– Вместо какого слова употребили слов она?
– Так как эти слова заняли место имени
существительного, то они и называются место
имени я (Cлайд 5)
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.
1. Работа по учебнику
– Открываем учебники на стр. 171, что мы должны
узнать сегодня на уроке? (что такое местоимение)
– Прочитаем текст из упр. 171.
– Какие местоимения встретились в тексте?
– На что указывают местоимения? (он–дом,
я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и
лягушка)
– То есть на какую часть речи указывают
местоимения? (на имя существительное)
– А что обозначает им. сущ.? ( предмет)
– Тогда сделайте небольшой вывод:
местоимение называет предмет или указывает на
него? (указывает) (мультимедио по рус.яз.)
– Тогда я предлагаю вам продолжить
предложения, выбрав верные высказывания: (Слайд 6)
– Давайте сравним наше определение с эталоном (Слайд
7)
– Прочитаем слова тётушки совы на стр. 101.
– Выпишите из определения слова, которые
указывают на предметы, но не называют их. (я, ты,
мы, вы, он, она, оно, они).
– Послушайте сказку "Достойная замена"
(прочитать из разработки) читает ученик.
Физминутка 2 мин.
V этап: первичная проверка понимания, 3 мин.
1. Работаем по учебнику, упр. 173.
– Прочитаем.
– Определите главную мысль стихотворения.
– Объясните, как вы её понимаете.
– Спишемвыделенные слова.
– Какой частью речи они являются? (Местоимения)
– Для чего их использовал автор?
VI этап: закрепление изученного материала 13 мин.
1. Упр. 174.
– Рассмотрим рисунки, назовём предметы.
– Запишем названия предметов, а в скобках –
местоимения, которыми можно заменить каждое
слово.
– Работаем у доски и в тетрадях, напомнить о
посадке и положении тетради.
Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они), ягода (она), трава (она), берёза (она), рисунок (он), поле (оно), серёжки (они).
2. Работа на ноутбуках
– А сейчас поиграем, откроем ноутбуки,
найдём 2 упражнение "Помоги братьям лосям
спуститься на землю", для этого правильно
распредели мешочки по корзинкам.
– 1 ребёнок работает у доски.
3. Развитие речи. У детей на столах карточки с текстом
1) Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад.
2) Орлы парят над землёй. Орлы высматривают
добычу.
3) Оса летает над вареньем. Оса хочет
полакомиться.
– Прочитаем предложения.
– Что вы заметили необычного?
– Задание. Заменить повторяющиеся имена
существительные местоимениями.
– Списать: 1 ряд – первую строчку, 2 ряд – 2
строчку, 3 ряд – 3 строчку.
– Поверка: читаем по рядам, ученик, который
читал, работает у мультимединой доски.
VII этап: итог урока. 2 мин.
1. Вопросы:
– Назовите местоимения.
– Что такое местоимение? (часть речи)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Вместо каких частей речи можно употреблять
местоимения?
2. Домашнее задание
– по рабочей тетради: стр. 50, упр. 108, 109.
– объяснить задание.
3. Выставление оценок
VIII этап: рефлексия 1 мин.
– Вспомните девиз нашего урока. Какую
тайну мы сегодня разгадали?
– Оцените свою работу при помощи смайликов (слайд
8)
- Я понял, что такое местоимения.
- Я не совсем понял, что такое местоимения.