Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока. Изучение нового материала.

Формы, приемы, методы.  Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог.

Цель урока: знакомствос новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.

Задачи урока.

  • Предметные результаты:
    • Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.
    • Различать местоимения и имена существительные.
  • Метапредметные результаты:
    • Личностные результаты:
      – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
      – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
    • Регулятивные результаты:
      – самостоятельно определять учебную задачу
      – планировать свою деятельность по решению учебной задачи
      – адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
    • Познавательные результаты:
      – ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи
      – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
      – осознают ценности своего языка.
    • Коммуникативные результаты:
      – применять правила делового сотрудничества
      – участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат:

Знать. Определение местоимения как части речи,  его употребление и  значение в речи.

Уметь.

1. Распознавать личные местоимения среди  других слов в предложении.
2. Различать  местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики.

ХОД УРОКА

I этап: организационный 2 мин.

– Успокоились, подравнялись, садитесь. Урок русского языка.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

– посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!" (Приложение 1, слайд 2)
– А что такое тайна?(дети высказывают свои предположения)
А вы готовы открывать тайны? Тогда начнём.

II этап: постановка цели и задач урока 7 мин.

1. Оформление работы (правила посадки при письме)

2. Словарная работа (по мультимедио): слушаем, записываем, с красной строки, первое слово с большой, остальные с маленькой, через запятую. (дети по одному выходят к компьютеру и записывают слова).

– Давайте вспомним, что такое речь? (Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем)
– Какие части речи вам знакомы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
– К  какой части речи относятся слова, которые мы записали? (Существительное)
– Что такое существительное?
– Что такое прилагательное?
– Что такое глагол?
– Я предлагаю выполнить вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? (Нужно распределить слова по частям речи)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

     
     

Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.
(Один работает у доски, остальные на карточках)
– Ребята, давайте проверим: назовите имена существительные, имена прилагательные, глагол. (Слайд 3)
– Почему вы не все слова распределили? (они не относятся ни к одной из групп)
– А мы употребляем их в речи? (Да)
– Значит они тоже часть  речи? (Да)
– А как называется эта часть речи?
– Не все ребята знают, значит, какая цель нашего урока? (Узнать как называется новая часть речи)

III  этап: актуализация знаний 5 мин.

– Прочитаем предложения и  сравним их. (Слайд № 4)
Сова – хищная птица. Сова охотится на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. 
– О ком говориться в первом предложении?
– О ком  говориться во втором предложении?
– Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово сова).
– Как можно исправить эту ошибку? (Заменить слово сова другим словом).
– Вместо какого слова употребили  слов она?
– Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются место имени я  (Cлайд 5)

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

1. Работа по учебнику

– Открываем учебники на стр. 171, что мы должны узнать сегодня на уроке? (что такое местоимение)
– Прочитаем текст из упр. 171.
– Какие местоимения встретились в тексте?
– На что указывают местоимения? (он–дом, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и лягушка)
– То есть на какую часть речи указывают местоимения? (на имя существительное)
– А что обозначает им. сущ.? ( предмет)
– Тогда сделайте небольшой  вывод: местоимение называет предмет или указывает на него? (указывает) (мультимедио по рус.яз.)
– Тогда я предлагаю вам  продолжить предложения, выбрав верные высказывания: (Слайд 6)
– Давайте сравним наше определение с эталоном (Слайд 7)
– Прочитаем слова тётушки совы на стр. 101.
– Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их. (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).
– Послушайте сказку "Достойная замена" (прочитать из разработки) читает ученик.

Физминутка 2 мин.

V этап: первичная проверка понимания,   3 мин.

1. Работаем по учебнику, упр. 173.

– Прочитаем.
– Определите главную мысль стихотворения.
– Объясните, как вы её понимаете.
– Спишемвыделенные слова.
– Какой частью речи они являются? (Местоимения)
– Для чего их использовал автор?

VI этап: закрепление изученного материала 13 мин.

1.  Упр. 174.

– Рассмотрим рисунки, назовём предметы.
– Запишем названия предметов, а в скобках – местоимения, которыми можно заменить каждое слово.
– Работаем у доски и в тетрадях, напомнить о посадке и положении тетради.

Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они), ягода (она), трава (она), берёза (она), рисунок (он), поле (оно), серёжки (они).

2. Работа на ноутбуках

–  А сейчас поиграем, откроем ноутбуки, найдём 2 упражнение "Помоги братьям лосям спуститься на землю", для этого правильно распредели мешочки по корзинкам.
– 1 ребёнок работает у доски.

3. Развитие речи. У детей на столах карточки с текстом

1) Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад.
2) Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу.
3) Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться.
– Прочитаем предложения.
– Что вы заметили необычного?
– Задание. Заменить повторяющиеся имена существительные местоимениями.
– Списать: 1 ряд – первую строчку, 2 ряд – 2 строчку, 3 ряд – 3 строчку.
– Поверка: читаем по рядам, ученик, который читал, работает у мультимединой доски.

VII этап: итог урока. 2 мин.

1. Вопросы:

– Назовите местоимения.
– Что такое местоимение? (часть речи)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения?

2.  Домашнее задание

– по рабочей тетради: стр. 50, упр. 108, 109.
– объяснить задание.

3. Выставление оценок

VIII этап: рефлексия 1 мин.

Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
– Оцените свою работу при помощи смайликов (слайд 8)

  1. Я понял, что такое местоимения.
  2. Я не совсем понял, что такое местоимения.

Приложение 2