Необходимые ресурсы (особенности образовательной среды, кадровое обеспечение, временные характеристики урока, инструментарий, литература).
Расстановка столов в классе должна позволять работу учащихся в группах, для каждой группы необходимо подготовить материал: распечатку таблиц для индивидуальной работы, ватман, цветные карандаши, фломастеры. Продолжительность урока сорок пять минут.
Ведущая идея урока
Взаимосвязь компонентов природы, единство природы мирового океана, океан в жизни человеческого общества.
Планируемые образовательные результаты:
- личностные Осмысление гармонии процессов Природы, ценности единства мирового океана. Отношение к одноклассникам, работающим в группе, ответственность за результаты работы команды.
метапредметные Развитие навыков работы с текстом; принятие и осмысление информации в разных формах: индивидуальная работа с текстом, графическое изображение, устная речь, её составление и восприятие, интерпретация информации.
предметные Знания об особенностях мирового океана и его составных частей, их закономерностях.
Интегратор урока - системообразующий фактор (стержень), служащий основанием для объединения дисциплин.
Интегратор – объект изучения – единый мировой океан.
Описание этапов урока:
- мотивационный этап
На этом уроке использована стратегия “Знаю – Хочу узнать - Узнал”, на мотивационном этапе учащимся предложено заполнить таблицу:
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
Форма работы
- индивидуальная, после которой следует формулирование цели урока, исходя из интересов учеников. Вырабатывается навык самостоятельного целеполагания.
- содержательно-технологический этап
Используется стратегия “Знаю – Хочу узнать - Узнал”, форма работы - групповая, учащиеся работают в группах постоянного состава.
- рефлексивный этап (подведение итогов)
Учитывая полученные в ходе урока новые знания, возвращаемся к таблице и обсуждаем, достигнута ли цель и что нам помогло её достигнуть, подводим итог.
Ход урока
1. Фаза вызова (определение темы урока)
На этом уроке использована стратегия “Знаю – Хочу узнать - Узнал”, на мотивационном этапе учащимся предложено заполнить таблицу. В течение одной–двух минут заполняем левую колонку и проводим быстрое обсуждение, затем примерно такое же время на заполнение правой колонки. В результате анализа заполненной таблицы учащиеся самостоятельно, исходя из своих интересов, формулируют цель урока.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
Существует единый океан Его образуют четыре океана: Атлантический, Тихий, Индийский, Северно-Ледовитый Море – часть океана |
Почему океан называют мировым? Как проходят границы океанов? Сколько морей на Земле? Какое значение имеет Мировой океан для человечества? |
2. Осмысление (работа по теме урока)
В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ “Знаю – Хочу узнать - Узнал”. Учащиеся ведут поэтапный конспект в тетрадях, работают с текстом учебника, атласом географических карт.
Примерное содержание нового материала:
Мировой океан един, можно проплыть из любой точки мирового океана в любую другую точку, он делится на четыре океана, некоторые ученые ещё выделяют Южный океан. Море – часть океана, моря бывают окраинными, внутренними, примыкающими (приводим примеры, работая с атласом). Определение заливов, проливов и островов выписываем из текста учебника и находим примеры в атласе.
Значение мирового океана в природе и для человека (каждая группа создает графическую схему на ватмане). В природе – часть планетарной системы. Для человека – транспорт, источник пищи, источник энергии, рекреационное значение, эстетическое значение – источник вдохновения.
3. Рефлексия
На стадии рефлексии возвращаемся к таблице, обсуждаем, достигнута ли цель, как её достигли, с помощью каких приёмов работы, каких источников информации.
4. Заключение. Выводы по содержанию урока.
В процессе урока у учащихся формируются новые понятия: единый Мировой океан, море, залив, пролив, значение Мирового океана для человечества. Происходит актуализация собственного опыта, ученики определяют положение на карте тех объектов природы, о которых они неоднократно слышали и читали. В процессе групповой работы развивается навык взаимодействия с другими учащимися, работа с различными источниками информации. Содержание данного урока способствует развитию холического отношения к Миру и пониманию человека, как части природы, способной активно её изменять.
Методическая разработка урока по теме “Движение вод в океане”.
1. Необходимые ресурсы (особенности образовательной среды, кадровое обеспечение, временные характеристики урока, инструментарий, литература).
Расстановка столов в классе должна позволять работу учащихся в группах, для каждой группы необходимо подготовить материал: ватман, цветные карандаши, фломастеры.
Продолжительность урока сорок пять минут.
2. Ведущая идея урока
Взаимосвязь вод Мирового океана с другими оболочками Земли, закономерные процессы, определяющие особенности движения вод мирового океана, его значение для жизни человеческого общества.
3. Планируемые образовательные результаты:
- личностные Осмысление гармонии процессов Природы, ценности единства Мирового океана. Отношение к одноклассникам, работающим в группе, ответственность за результаты работы команды.
- метапредметные Развитие навыков работы с текстом; принятие и осмысление информации в разных формах: индивидуальная работа с текстом, графическое изображение, устная речь, её составление и восприятие, интерпретация информации.
- предметные Знания об особенностях движения вод Мирового океана, закономерностях этого движения. Навыки заполнения контурной карты.
4. Интегратор урока - системообразующий фактор (стержень), служащий основанием для объединения дисциплин.
Интегратор – объект изучения – единый Мировой океан.
5. Описание этапов урока:
- мотивационный этап
На мотивационном этапе каждому учащемуся предложено назвать одно прилагательное, определяющие с его точки зрения главную особенность Мирового океана (большинство учащихся характеризуют подвижность вод в океане).
- содержательно-технологический этап
На этом уроке использована стратегия “Зигзаг”, форма работы - групповая, учащиеся работают в группах сменного состава.
- рефлексивный этап (подведение итогов)
Выступление учащихся, обсуждение, подведение итогов.
Ход урока
1. Фаза вызова (определение темы урока)
На мотивационном этапе каждому учащемуся предложено назвать одно прилагательное, определяющие с его точки зрения главную особенность мирового океана (большинство учащихся характеризуют подвижность вод в океане). Таким образом, определяем тему урока и ставим цель и задачи.
2. Осмысление (работа по теме урока)
В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ “Зигзаг”. Учащиеся получают жетоны разных цветов, в соответствии с цветом собираются команды, в каждой команде каждый ученик получает вопрос с определенным номером (эти номера тоже подписаны на жетонах):
- 1 вопрос - ветровые волны;
- 2 вопрос – течения в Атлантическом океане;
- 3 вопрос – течения в Тихом океане;
- 4 вопрос – течения в Индийском океане;
- 5 вопрос – приливные явления.
В течение пяти минут учащиеся работают с текстом учебника и картами атласа, подготавливают ответ на свой вопрос.
3. Физминутка проводится несколько раз в процессе работы и заключается в переходе учащихся при изменении состава рабочих групп.
Следующий этап - работа в группах экспертов (группы по номерам), учащимся предложено обсудить свой вопрос и с помощью цветных карандашей и фломастеров изобразить на ватмане графически ответ на свой вопрос. На эту работу отводится семь минут.
Дальше ребята возвращаются в группы по цветам и в течение десяти минут обсуждают весь учебный материал, эксперты рассказывают участникам группы свои вопросы, опираясь на уже созданный графический образ вопроса.
В заключение работы по осмыслению нового материала на доске вывешиваются графические образы ответов и учащимся (не экспертам) предлагается дать краткий ответ (не более двух минут) по каждому из вопросов.
4. Рефлексия
На стадии рефлексии – пять минут на заполнение контурной карты.
5. Заключение. Выводы по содержанию урока.
В процессе урока у учащихся формируются новые понятия: циркуляция вод в океане, северный и Южный круговороты в океанах. Происходит актуализация навыков работы с текстом и картами атласа. В процессе групповой работы развивается навык взаимодействия с другими учащимися, чувство ответственности за результат работы команды. Содержание данного урока способствует развитию холического отношения к Миру и пониманию планетарных природных закономерностей.