Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна и актуальна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоит серьёзная и важная проблема:
Организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа “Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни”, которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Для сбережения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья я выбрала образовательные технологии, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье школьников.
Я осознала, что существуют противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье – высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида.
Для реализации данных проблем я поставила цель:
- Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
- Достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья детей.
- Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребёнка.
Задачи:
- Достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья детей.
- Обеспечить период развития ребёнка без потерь его здоровья.
- Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребёнка.
Приняв во внимание анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей, а также гигиенические требования к учебному процессу, я приняла решение облегчить ребёнку переход к новой для него учебной деятельности, помочь ему успешно учиться без всякого ущерба для здоровья. Я поняла, что необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьесберегающие технологии. Для того, чтобы применять в своей работе здоровьесберегающие технологии изучила технологии В.Ф.Базарного, В.И. Ковалько, практические методики И.В. Чупака, методические рекомендации М.М. Безруких, пособие Г.К. Зайцева и разработки психологических упражнений Н. В. Самоукиной.
Для осуществления цели и задачи выявила принципы здоровьесберегающих технологий направленные на укрепление здоровья учащихся:
- принцип двигательной активности; (разработка уроков в режиме двигательной активности - проведение классе у детей возрастает нагрузка на зрение);
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания (для формирования правильной осанки на уроке включаются упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса; для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей формируется привычка правильно дышать через нос - глубоко, ровно, ритмично);
- принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха, способствующей повышению самооценки учащихся, снижаются барьеры страха, формируется доверие к педагогу, развиваются доброжелательные взаимоотношения в классе);
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка (при этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учёбе);
- принцип профилактического эффекта (касается, в первую очередь, мировоззрения);
Для реализации данных принципов мною были выбраны и систематизированы педагогические методы, приёмы и формы обучения:
1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.
4. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаю детям разноуровневые задания.
5. Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
6. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя.
7. Включение в содержание уроков “анатомических диктантов”, упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока и поэтому рекомендую придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:
- работа в группах (как статическая, так и подвижная);
- работа в парах сменного состава;
- фронтальный опрос с использованием предмета (например, яма);
- использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
- хлопанье в ладоши;
- использование сигнальных карточек различного цвета;
- деятельность с элементами соревнований и т. д.
Ожидаемые результаты:
- Создание благоприятных условий для формирования здоровой личности.
- Создание возможностей для формирования основных жизненных ценностей ребёнка.
- Массовый охват детей физкультурно-оздоровительной работой.
- Улучшение основных показателей здоровья детей.
- Участие в спортивных соревнованиях школы и города.
Таким образом, включая в уроки описанные технологии, мне удалось добиться следующих результатов. Уменьшилось количество пропусков по болезни. В классе обучалась девочка с диагнозом “Врожденный порок сердца”. Сравнивая состояние ребенка с 1 классом, можно отметить, что количество и продолжительность пропусков заметно снизились. К сожалению, встречаются случаи нарушения осанки. Но в этом направлении необходимо работать дополнительно с родителями.
Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет результаты учебной деятельности. На данный момент в моем классе 100% успеваемость. Исследования психолога показали, что дети в школу идут с хорошим настроением, в классе чувствуют себя комфортно.
Любое дело, начинание, конечно же, опирается на сотрудничество с родителями. И педагог, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребенка. Поэтому мне хочется отметить понимание и поддержку родителей. Часто родители были инициаторами совместных спортивных мероприятий, активными их участниками. Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания (“Режим дня”, “Питание и здоровье”, “В здоровом теле здоровый дух”, круглый стол “Здоровый образ жизни. Из опыта родителей”). В течение года не раз проводилась игра “Мама, папа, я – спортивная семья”.
Были даны рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. Так мной были подобраны упражнения для детей с ослабленным зрением и рекомендованы родителям; выпущена молния для родителей с предостережениями о вредных привычках (курение, алкоголизм) и проведена доверительная беседа с детьми. Я считаю, что эта работа была проведена мной не напрасно.
Я искренне надеюсь, что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: “Не навреди”. Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам. Поэтому рекомендовала бы педагогам начальных классов применять в своей практике здоровьесберегающие технологии, так это способствует сохранению здоровья учащихся. А всё это способствует повышению качества знаний у наших детей.
Литература
- В.Ф.Феоктистова. Образовательные здоровьесберегающие технологии. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Приложение к журналу “Поиск”. Психосберегающие и здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. г.Абакан №1(10), 2005 г.
- Начальная школа. 2001 г. №11 Статья: “Классы реабилитации здоровья”. Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А.
- Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 г.