Этапы урока | Деятельность | |
учителя | учащихся | |
Организа- ционный этап |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Учащиеся готовы к началу работы. |
Этап актуализация знаний | – Закройте ваши тетради! Мы не
будем решать примеры, а займемся рисованием. - Какое событие мирового значения недавно проходило в нашей стране? - Сколько стран участвовало в зимних олимпийских играх в Сочи? - И у каждой страны есть государственные символы. Посмотрите, у каждого на парте лежат шаблоны государственных флагов. Возьмите в руки цветные карандаши. Задание следующее: используя три цвета (красный, белый, синий) раскрасить свой флаг, не забывая, что в олимпиаде участвуют не только российские спортсмены. - Сдайте мне свои работы и давайте посмотрим на результаты. Какие флаги вы узнали? - Всего существует 12 сине-бело-красных флагов. Кроме перечисленных, флаги этих цветов имеют следующие государства: Чехия, Словакия, Хорватия, Парагвай, США, Франция, Великобритания, Сербия и Словения. - Сколько различных флагов у вас получилось? - А как вы думаете, все ли возможные комбинации цветов вы использовали? все ли флаги нарисовали? - Ответить на этот вопрос нам поможет особый раздел математики – “Комбинаторика”. Тема сегодняшнего урока – “Решение комбинаторных задач”. - Какова же будет цель урока? Задачи? Источник информации? |
- Олимпиада! - 88 стран
- Раскрашивают
- России
Отвечают
1. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: “ Решение комбинаторных задач”. 2. Формулируют цель и задачи урока 3. Называют источники информации: учебник, учитель |
Этап изучение нового материала
(поисково-исследова- тельский) |
- Думаю, каждый из вас хоть раз в
жизни подбрасывал монету, доверяя выбор случаю.
Как вы считаете, сколько может быть различных
комбинаций сочетания орлов и решек, если монету
подбросить несколько раз? Проведем эксперимент.
Мне нужны три эксперта. Сейчас каждый получит
монету. Задание: трижды подбросить монету и
записать результаты исследования. (Эксперимент) - Возможны ли другие исходы испытания? - Чтобы найти все решения задачи, мы должны осуществить перебор всех возможных вариантов. Как не потерять ответ? - А лучше нарисовать. Построим дерево возможных вариантов (граф), обозначив: “орел” - О, “решка” - Р. Пройдя от верхнего элемента к любому из элементов нижней строки, мы получим решение задачи. Какое число возможных комбинаций мы получили? - Построив дерево возможных вариантов, мы перевели текстовую информацию на графический язык и решили комбинаторную задачу. Что же такое “комбинаторные задачи”? |
- Занесение результатов на лист
- Конечно! - Записать
Чертят граф - 8 комбинаций
- Это задачи, в которых нужно сосчитать количество возможных комбинаций, составить сочетания из наборов и т.д. |
Этап первичного осмысления и закрепления знаний | - Верно. В предыдущих задачах мы
так и поступали. Но что если монет в эксперименте
будет 5? или подбросить их надо будет не 3, а 20 раз? - Действительно. Поэтому существуют другие способы решения комбинаторных задач. Один из них нам подскажет олимпиада. Как фиксируются результаты хоккейных турниров? Как устроена таблица результатов? - Вот вам и иллюстрация полезности математических методов! Часто говорят, что математика не пригодится в жизни. Давайте опровергнем этот тезис. Сегодня утром к нам в препараторскую пришла за помощью заведующая школьной столовой Татьяна Анатольевна. Она попросила посчитать, сколько различных комплексных завтраков можно составить из 3-х различных напитков и 4-х блюд. - Задача. На завтрак в школьной столовой можно выбрать кашу манную, гречневую, булочку или бутерброд; запить можно чаем с лимоном, какао или соком. Сколько вариантов завтрака из одного блюда и напитка можно заказать в школьной столовой? - Ответить на вопрос задачи вы должны, используя табличный способ решения. На столах лежат печатные таблицы. Заполните их и решите задачу. Форма работы – групповая. (Работа в парах) - Какой ответ вы получили? Верно. |
- Рисунок не влезет в тетрадку! - Решение будет долгим! - Вносятся в таблицу
Условие на слайде
Решают задачу
- 12 вариантов |
Этап закрепление изученного материала | - Следующая задача одна на всех,
но вот решать вы её будете разными способами:
перебором вариантов, с помощью графа и табличным
способом. (делит класс на три группы) Задача 2. У Маши есть 2 юбки (синяя и черная), 3 блузки (белая, голубая и желтая) и две пары туфель (черные и белые). Сколько различных комплектов можно составить из Машиных вещей? |
Решают задачу, сравнивают ответы,
анализируют различные способы решения задачи 12 комплектов |
Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов) | Сколько способов решения
комбинаторных задач вы сегодня узнали? Какие это
способы? - Давайте сравним эти способы, в чем плюсы и в чем минусы каждого из них? - При наличии определенных достоинств, у каждого из изученных нами способов есть свои недостатки. Поэтому на следующем уроке мы познакомимся ещё с одним, универсальным, способом решения комбинаторных задач. А зависит ли ответ задачи от выбранного способа решения? - Верно, если вы не допустили ошибку, ответ не зависит от метода решения. - Математику называют точной наукой, но образованному человеку она всегда оставляет право выбора способа действия. Запишите домашнее задание: придумать три комбинаторных задачи (по одной на каждый изученный способ решения; эти задачи можно использовать на следующем уроке) Итак, наш урок подошел к концу. В завершение я хотела бы обсудить итоги вашей работы. Закончите предложения: 1. Чему учит комбинаторика? 2. Материал урока мне … полезен/бесполезен 3. У меня хорошо получилось… 5. В чем были затруднения? 6. В каких жизненных ситуациях можно применить новые знания? 7. Своей работой на уроке я … доволен/не доволен |
- 3 способа: перебор вариантов,
графический, табличный - Перебор – долгий, можно потерять ответ; графический громоздкий; табличный не всегда применим - Нет!
Записывают
Отвечают на вопросы |
Урок по теме «Решение комбинаторных задач». 6-й класс
- Борисова Наталья Владимировна, учитель математики
Разделы: Математика
Класс: 6