Цель:
Личностные результаты
- Оценивать поступки героев, высказывать своё мнение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
Регулятивные результаты
- С помощью учителя определять цель деятельности на уроке.
- Высказывать свои предположения.
Познавательные
- Ставить вопросы к тексту, искать ответы в тексте.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные
- Внимательно слушать высказывания одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения, если она ошибочна.
- Вести диалог с автором (прогнозировать, ставить вопросы, искать ответы). Аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
I. Оргмомент
Поверка готовности к уроку.
II. Активизация знаний
- Ребята, начинаем наш урок литературного чтения. Давайте послушаем, о чём беседуют наши помощники Саша и Афанасий.
В класс входят Саша и Афанасий (инсценировка).
Саша: Афанасий, ты знаешь много различных загадок. Какую загадку ты приготовил на сегодняшний урок.
Афанасий: Ну, хорошо. Слушай внимательно.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
Саша, обращаясь к ученикам: Ребята, как вы думаете, что это такое?
Ученики отгадывают загадку.
- Спасибо, Афанасий за интересную загадку.
(Саша и Афанасий уходят)
- Ребята, Афанасий очень хитрый. Он ничего не говорит и не делает просто так. Так при чём же отгадка “глаза” на уроке литературного чтения?
(Дети высказывают свои предположения)
- Давайте прочитаем тему сегодняшнего урока.
1 слайд
“Зорко одно лишь сердце. Главного глазами не увидишь”
- Как вы понимаете это высказывание?
- Что это самое главное, которое нельзя увидеть глазами?
- Как вы понимаете значение слова “зорко”? Подберите синонимы. (Глазастый, ясновидящий,..)
- Как сделать своё сердце зорким? Откуда мы можем узнать об этом? Что может нам помощь?
- Ответ на эти вопросы можно получить, прочитав книгу А. Экзюпери “Маленький принц”
- Как вы думаете, сможем ли на сегодняшнем уроке найти ответе на наши вопросы? Почему?
III. Работа по теме урока
- Посмотрите на доску. Что вас заинтересовало? Какие вопросы появились?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Прочитайте и запомните высказывание справа.
Ученица рассказывает об авторе.
2 слайд
Звучит музыка
3 слайд
(Инсценировка)
Под дерево садится Лис. Из класса выходит Принц.
Лис: Здравствуй!
Принц: Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
Лис: Я здесь, под яблоней.
Принц: Кто ты? – спросил Маленький принц. – Какой ты красивый!
Лис: Я – Лис
Принц: Поиграй со мной, – попросил
Маленький принц. – Мне так
грустно...
Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручён.
Лис: Ты не здешний. Что ты здесь ищешь?
Принц: Я ищу друзей. А как это - приручить?
Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает создать узы.
Принц: Узы?
Лис: Да. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, как многие другие мальчики. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Я для тебя только лисица, как многие другие лисицы. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Мы станем единственными друг для друга в целом свете. 4 слайд.
Принц: Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц. – Была одна роза... наверно, она меня приручила...
Лис: Очень возможно. Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и все люди одинаковы. Но если ты меня приручишь, моя жизнь озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом – смотри! 5 слайд. Видишь, вон там в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны! Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис: Пожалуйста.... Приручи меня!
Принц: Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
Лис: Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей не хватает времени что – либо узнавать. Они покупают готовые вещи в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если ты хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
Принц: А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
Лис: Надо запастись терпением. Сперва сядь поодаль. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись всё ближе..
Лис: Лучше приходи всегда в один и тот же час. Вот, например, если ты будешь приходить в 4 часа, я уже к трём почувствую себя счастливым. Я узнаю цену счастья.
Настал час прощанья.
Лис: Я буду плакать о тебе
Принц: Ты сам виноват, – сказал Маленький принц. – Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
Лис: Да, конечно.
Принц: Но ты будешь плакать!
Лис: Да, конечно.
Принц: Значит, тебе от этого плохо.
Лис: Нет, мне хорошо. Вспомни, что я тебе говорил про золотые колосья. Поди взгляни ещё на розы. Ты поймёшь, что твоя роза – единственная в мире. А потом я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. 5 слайд.
Принц: Вы ничуть не похожи на мою розу, – сказал он им. – Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете. Розы очень смутились.Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не васнакрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя.
Лис: Прощай. Вот мой секрет, он очень прост: зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
6 слайд
Звучит музыка. Принц уходит. Лис машет ему рукой.
- Ребята, почему Лис хотел, чтобы его приручили?
- Каким был Принц? Кого он искал?
- Что делает похожим и Лиса и Принца? Что у них было одинаковым?
- Вспомните, пожалуйста, высказывание на 1 слайде, рядом с названием темы урока.
- Что же было лекарством от одиночества для Лиса?
IV. Работа в группах.
Класс разделен на 4 группы.
- Ребята, сейчас вы будете работать в группе. Вспомним правила работы в группе.
- Выберите организатора, секретаря и докладчика. Определите, кто будет следить за временем, чтобы работа была закончена вовремя.
V. Обобщающая беседа.
- К какому жанру принадлежит произведение “Маленький принц”?
- Почему к жанру сказки?
- Какие сказочные приметы есть в тексте?
- Какие явления обычно противопоставлены в сказках?
- А что противопоставлено в сказке Сент-Экзюпери “Маленький принц”? Это не добро и зло. А что же?
- Вывод: В сказке противопоставлены друг другу взрослые и дети, причём взрослые не совсем “пропащие” люди – они просто забыли, что сами когда-то были детьми.
- Почему сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” включена в раздел “Самое обыкновенное чудо”?
- Вывод: мы не замечаем чуда в том, что нас окружает каждый день. Маленький принц и Лис помогли нам взглянуть на многие вещи по –новому. Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом.
VI. Итог урока
Выберите цитаты, которые наиболее точно определяют работу на сегодняшнем уроке.
- “Все взрослые когда-то были детьми”.
- “Зорко одно лишь сердце”.
- “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
VII. Рефлексия
- Напишите наиболее понравившуюся цитату на сердечке и подарите своему соседу по группе.
VIII. Домашнее задание
- А у вас есть кто-то за кого вы в ответе?
Подготовьте рассказ и по возможности проиллюстрируйте либо рисунком, либо фотографией.