УМК: видеофрагмент, текст с материалом, карточки с текстами задач, картинки (средствами защиты), лист рефлексии.
Ход урока
Учитель ОБЖ: Доброе утро, садитесь.
Учитель математики: Утро доброе, обратите внимание на экран.
Фрагмент видеофильма “Пожар на химическом объекте”.
Учитель ОБЖ:
- Что вы увидели?
- Что вы думаете об этом?
- О чем это вас заставляет задуматься?
Ученики обсуждают в группах и отвечают.
Итак, тема урока: Аварии на химически опасных объектах.
Учитель ОБЖ: сегодня наша задача на уроке ОБЖ - познакомиться с понятиями: химически опасный объект, химически опасные вещества, химическая авария, и конечно же, мы погорим о том, как обезопасить себя, если вы окажетесь в зоне такой аварии.
Учитель математики: Применить изученные понятия в курсе математике для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом.
А также будем прививать навыки работы с текстом, формировать умения групповой деятельности, ответственность за конечный результат.
Учитель ОБЖ: Работать будем сегодня в командах.
На столах лежит текст. Прочитайте этот текст в течении 2 минут, разделите предприятия Республики Татарстан на группы по отраслям.
На какие отрасли разделили? И объясните, по какому принципу распределили.
Презентация (слайды с предприятиями химической промышленности РТ)
В настоящее время химическая промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике страны и республики. На ее предприятиях перерабатывают различные природные ресурсы и создают новые виды сырья и различные товары, на которых производятся, или потребляются, или хранятся аварийно химически опасные вещества, относятся к химически опасным объектам.
Презентация (слайды с формулировкой определения “Химически опасный объект”
Химически опасный объект – это объект, при аварии на котором или при его разрушении могут произойти массовые поражения людей, животных и растений аварийно химически опасными веществами.
Учитель математики: Химически опасные объекты занимают большие территории и у каждого из них своя форма, мы с вами возьмем прямоугольную форму объектов. Вычислим площади некоторых предприятий нашего региона.
Задача №1. Найдите площадь предприятий: “Нефис- Косметикс”, “Камаз”, “Оргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Порохового завода”. Выразите площадь в гектарах.
Учитель ОБЖ: Расскажите об использовании химических веществ в производстве для выпуска продукции?
Хлор, аммиак (описание этих веществ, наличие этих веществ можно определить по запаху)
Необходимо отметить, что многие химические соединения, используемые в производственной деятельности, обладают высокой токсичностью. Такие вещества называются опасными химическими веществами.
Презентация (слайды с формулировкой определения “Химически опасные вещества”.
Аварийно химически опасное вещество – это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях
Необходимо отметить, что в нашей стране осуществляется целый комплекс мероприятий по обеспечению безопасной работы химической промышленности и в целом все отрасли химической промышленности работают слаженно и безопасно, выпуская необходимую продукцию. Но исключить полностью аварийные ситуации на химически опасных объектах не представляется возможным. К сожалению, аварии на химически опасных объектах случаются постоянно.
Презентация (слайды с формулировкой определения “Химическая авария”)
Химическая авария – это авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом аварийно химически опасного вещества, способная привести к гибели или химическому заражению людей, сельскохозяйственных животных и растений, химическому заражению окружающей природной среды.
Учитель математики: Ограниченные т.е. локальные аварии на химически опасных объектах не так уж и редки.
Решим задачу № 2. Определите за какое время ядовитое облако дойдет до города, если расстояние до предприятия равно 8 км, а скорость ветра равна 1м/с; 2м/с;4м/с; 5м/с;10м/с? Показать решение одной группы на маркерной доске.
Как вы думаете, от чего зависит время распространения ядовитого облака? (При увеличении скорости ветра время распространения ядовитого облака уменьшается)
Учитель ОБЖ: По какой причине могут произойти химические аварии?
И как себя вести и правила поведения при авариях ?
При сигнале “Внимание всем!” включите радио или телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.
Закрыть окна, отключить электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, 3-х суточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и выходите из зоны заражения перпендикулярно направлению ветра. Для защиты органов дыхания используйте средства индивидуальной защиты (противогаз(фильтрующие), респиратор, ватно-марлевых повязок, платки, шарфы и т.п.)
Учитель математики:
Давайте поразмышляем. Заполните таблицу(рефлексия).
Раньше я думал(а), что...... | Теперь я думаю, что..... |
Учитель ОБЖ : Таким образом, сегодня мы познакомились с такими понятиями, как химически опасный объект, химически опасные вещества, химическая авария, и способы защиты.
Учитель математики: Решая задачи по математике, мы смогли увидеть эту опасность в цифрах .
Домашнее задание:
1. ОБЖ: ответить на вопросы в учебнике на стр. 119.
2. Математика: решите задачу: За сутки человек потребляет 200 л кислорода. Сколько литров кислорода выделяет одно дерево? Сколько деревьев надо посадить, чтобы 1 человек мог жить и дышать?