Введение:
Как организовать активное говорение и общение учащихся на уроке литературы? Для этого нужна соответствующая форма занятий. Одна из них – организованный диалог (“Оргдиалог”) Такую форму работы предложил А.Г.Ривин в 1918г, операясь на использование в педагогическом процессе данных психологической науки. Сегодня на основе методики А.Г.Ривина профессором В.К.Дьяченко создана педагогическая технология - коллективный способ обучения, а “Оргдиалог” используется как одна из базовых методик. Занятия поданной методике рассчитаны на два урока, на первом уроке идет подготовительная работа, на втором – обсуждение, диалог. Работа происходит в парах постоянного и сменного состава. Пара постоянного состава создается из сидящих за одним столом , пара сменного состава появляется ,когда ученик поворачивается к однокласснику, сидящему за его спиной, сидящему по диагонали или любому освободившемуся ученику. Важно, что бы каждый видел лицо собеседника перед каждым - план работы ,произведение. Можно знакомство с текстами дать заранее как домашнее задание, сколько учеников – столько разных текстов произведений. Учитель во время работы регулирует процесс смены партнеров в парах сменного состава, предупреждает психологические конфликты, а также может поработать с кем-нибудь в паре, став равноправным собеседником.
Предлагаю познакомиться с описанием коллективного учебного занятия по рассказам Надежды Тэффи, чье творчество в некоторых программах по литературе значится в списках, рекомендованных для самостоятельного чтения.
Практическая часть
Перед учебным занятием проводится подготовительная работа, учащиеся должны прочитать рассказы писательницы “Семейный аккорд”, “Проворство рук”
“Даровой конь”, “Брошечка”, “Легенда и жизнь”, “Ностальгия”, “Маркита”,
“Жизнь и воротник” и др. Количество рассказов должно соответствовать количеству учащихся, и каждый из них должен прочитать один рассказ. Кроме этого, учащиеся заранее знакомятся с литературоведческими статьями по творчеству Тэффи, подбирают высказывания о писательнице ее современников.
Оборудование урока:
1. Портрет писательницы.
2. Словарь литературоведческих терминов: юмор, сатира, ирония, сарказм, комическое.
Цели:
1. Дать представление личности писательницы
2. Развивать у учащихся культуру речи, умение грамотно говорить
3. Формировать понимание особенностей юмора писательницы
4. Способствовать (путем многократного проговаривания) лучшему усвоению материала
5. Воспитывать у учащихся чувство ответственности перед товарищем, которому рассказываешь и объясняешь.
Эпиграф к уроку:
Прежние писательницы приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо. Но Аполлон сжалился и
послал нам Тэффи. Не “женщину - писательницу”, а писателя большего, глубокого и своеобразного.
Саша Черный
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
...Мы продолжаем разговор о сатире и юморе 20-х годов .Уже произошло наше знакомство с Аркадием Аверченко, которого современники по праву называли “королем смеха” .Сегодня мы будем вести разговор о Надежде Тэффи, которая была “жемчужиной русского юмора”.
II. Учащиеся записывают тему урока, эпиграф.
III. Информационный ввод.
1. На уроке перед вами будут стоять следующие задачи:
- очертить творческий абрис писательницы;
- познакомить своих товарищей с рассказом, который вы прочитали, следуя
- плану, лежащему у вас на столах;
- оформить записи в тетради (по пунктам плана 2-7)
- принять активное участие в общей дискуссии по теме урока.
2. Краткая биография писательницы (сообщает учитель или заранее подготовленный ученик).
Надежда Александровна Лохвицкая (1872-1952),в замужестве Бучинская, писавшая под псевдонимом Тэффи происходила из старого дворянского рода.
Родилась она в апреле 1872года в Петербурге. Отец, Александр Владимирович, был известным юристом, публицистом, автором научных работ. Но, кроме того, прекрасным оратором, остроумцем и шутником,“словечки” которого были очень популярны. Один из братьев, Николай, дослужился до генерала измайловского полка. Сестры, Варвара и Елена, достигли известности как писатели. Как поэтесса прославилась и старшая сестра Мирра, которую называли “русской Сафо”.
Не случайно Тэффи в своей автобиографии сообщает: “Наследственность своего писательского дара я могу считать атавистической”
Тэффи начинает писать рано и, разносторонне талантливая – поэт, прозаик, драматург, - поет свои песни под гитару. Публикует свое первое стихотворение в 1901 году за подписью “Надежда Лохвицкая ”
Мне снится сон безумный и прекрасный,
Как будто я поверила тебе,
И жизнь звала настойчиво и страстно
Меня к труду, к свободе и борьбе.
Проснулась я .... Сомненья навивая,
Осенний дождь глядел в мое окно.
И дождь шумел по крыше, напевая,
Что жизнь прошла и что мечтать смешно!
Через несколько лет вышел сборник стихов “Семь огней”. Но поэтические выступления не принесли успеха. Совсем иное впечатление произвели юмористические рассказы Тэффи. Критика очень тепло встретила рождение нового юмориста.
Интересная история псевдонима писательницы. (Заранее подготовленный ученик рассказывает историю псевдонима, основываясь на рассказ Тэффи “Псевдоним”).
Критика отмечала несомненное влияние на писательницу А. П. Чехова, что признавала и сама Надежда Александровна. Но у нее сразу определился свой почерк, приемы, стиль. Тэффи не выдумывала смешные положения ,чтобы получить комический эффект. Она подмечает действительно смешное в жизни, в повседневной будничной обстановке ,во взаимоотношении людей.
За короткий срок Тэффи выпустила несколько сборников и пьес. Особого расцвет, достиг ее талант, когда она сотрудничала в “Сатириконе”, а потом в “Новом Сатириконе”. Бунин писал, что рассказы Тэффи написаны “здорово, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью”.
Круг тем писательницы весьма разнообразен. Ее интересуют и бытовые ситуации, и социальные проблемы, и человеческая психика, и политическая обстановка. Тэффи несколькими штрихами, несколькими словами могла передать внутренний мир человека, заглянуть в душу и показать ее нам. Бог Тэффи-это Любовь, а философский мотив ее творчества определим словами Спинозы, которые она поставила эпиграфом к одному из своих сборников:“Смех есть радость, а потому сам по себе - благо”(слова написаны на доске)
Тэффи вместе с редакцией “Нового Сатирикона” с энтузиазмом встретила февральскую революцию 1917 года, свержение монархии. Однако вскоре она убедилась, что Временное правительство не способно провести сколько-нибудь серьезные преобразования в стране, и стала выступать против деятелей буржуазной республики.
Тэффи не приняла Октябрьскую революцию. Разруха первых лет революции испугала ее. В 1919 году надежда Александровна эмигрировала. Константинополь ,Европа ,Париж...Типичный путь эмигранта. Многие рассказы ее становятся грустными: не весела жизнь человека, оторванного от родительского дома
Тэффи умерла 5октября 1952 года
- Но портрет писательницы будет неполным, если мы не услышим голоса ее современников, их оценки.
3. Учащиеся зачитывают высказывания современников о Тэффи, которые они приготовили дома.
- Литературное наследие Тэффи велико ,и большая часть ее рассказов заслуживает того ,что бы мы с ними познакомились.
IV. Организованный диалог.
Учащиеся работают в парах, анализируют рассказы по предложенному плану. (Рассказы прочитаны дома).
План работы в парах сменного состава.
1. Познакмь партнера с заглавием рассказа, раскрой смысл заглавия в соотнесенности с ситуацией, описываемой в рассказе.
2. Крако перескажи содержание рассказа, определив тему и идею произведения.
3. Определи характеры персонажей и способы их создания.
4. Отметь особенности речевого строя и языка в целом.
5. Укажи особенности юмора.
6. Определи авторскую позицию.
7. Дай личную оценку прочитанному рассказу.
8. После знакомства и обсуждения обоих рассказов, оформления записей в тетради расходитесь и находите новую пару.
После работы в парах учащиеся могут объединиться в малые группы (4-5человек), чтобы подготовиться к дискуссии.
V. Дискуссия.
Вопросы для дискуссии отпечатываются для каждой группы.
Вопросы для дискуссии.
1. Кто является героями рассказов Тэффи?
2. Что подвергла Тэффи осмеянию? Что разоблачает?
3. Какова жанровая структура рассказов?
4. Определите авторскую позицию в прочитанных рассказах.
5. Какие мотивы являются основными в рассказах писательницы?
6. Спрведливо ли суждение: “Тэффи полна едкого сарказма. С горькой иронией она смотрит на мелочные невзгоды и заботы людей, погрузившихся в мелочность своих житейских драм. Ее творчество лишено доброго смеха, доброй улыбки”. Почему?
VI. Заключительная часть.
Ученый М.А.Осоргин – тонкий критик, известный искусствовед назвал Тэффи “одним из самых умных и зрячих современных писателей”. Именно “зрячих”. Это определение как нельзя лучше характеризует талант Тэффи. А сама Тэффи скажет: “Я в каждом человеке должна найти какую-то скрытую нежность”. А для этого, действительно, необходимо иметь острое зрение. И пусть она не создала ничего эпохального, но зато сумела подметить и выразить какие-то типические черты людей своего времени, признаки эпохи, и мы узнаем что-то новое о давно ушедших днях и как-то по-новому начинаем видеть, казалось бы, до конца знакомые вещи.
VII. Обращение к эпиграфу. Учащиеся комментируют эпиграф, высказывают свое мнение.
VIII. Рефлексия.