Цель: Расширить и углубить знания учащихся о реках, как элементе внутренних вод страны
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование основных понятий темы,
- формирование представления о причинно-следственных связях между рельефом, силой и скоростью течения рек, климатом и режимом рек. давлением
- формирование представления о неравномерности распределения водных ресурсов на территории страны.,
Развивающие:
- продолжать формирование умения работать с учебником и дополнительными материалами;
- развивать умение у учащихся самостоятельно добывать знания и формировать практические умения;
Воспитывающие:
- способствовать формированию интереса к предмету;
- воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация (Приложение 1), интерактивная доска, карточки (Приложение 2), справочный материал (Приложение 3)
Ход урока
Организационный момент. Определение темы урока
У учителя два стакана воды.
Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке (о воде)
А почему у меня два стакана? (пробуют) (вода пресная и соленая)
Какая из них наиболее важна для человека (пресная)
Где на земле содержится пресная вода? (из рек, озер и т.д.)
А вместе они называются (внутренние воды)
На доске карточки со словами, которые тесно связаны между собой и с темой нашего урока: исток, дельта, устье, приток, водораздел, уклон, падение, тип питания, режим, скорость течения, направление течения, речной сток.
Предположите, какова тема. Что объединяет эти слова? (Они относятся к рекам. Тема урока - Реки)
Актуализация знаний.
Раз они относятся к рекам давайте разделим их по значению. Из предложенных слов выберите те, которые являются частями реки.
Слова исток, устье, приток – это части речной системы. А дельта это вид устья.
Объясните значения этих слов.
Из оставшихся слов выберите те, которые относятся к характеристикам реки. Это тип питания, режим, скорость течения, направление течения,
Объясните их значение.
Мотивация. Пробное действие
Почему остались слова уклон, падение, речной сток, (мы не можем их объяснить. Еще не проходили)
А к характеристикам реки я добавлю еще рельеф и климат
Почему я добавила слова рельеф и климат?
Постановка цели и задач урока.
С помощью этих слов попробуйте предположить вопросы на которые мы сегодня получим ответы. (формулировка задач с помощью учителя)
-Что такое речной сток, уклон и падение?
Как связаны рельеф, климат и характеристики реки?
Получение новых знаний
Итак, продолжим изучение рек и помогут нам в этом учебник, карты и справочные материалы. Разделимся на три группы. Каждая попытается ответить на один из вопросов урока.
- 1 группа. “Что такое речной сток. От каких элементов природы он зависит.”
- 2 группа. “Как взаимосвязаны реки и рельеф”
- 3 группа. “Как взаимосвязаны реки и климат”
Каждая группа получает карточки с заданиями (приложение 2) по которым им следует работать. На работу отводится 4-5 минут.
Затем доклад групп о проделанной работе
- Группа 1. Вывод. Речной сток это одна из характеристик реки. Определение речного стока. На речной сток, а следовательно на реки, наибольшее влияние оказывает климат, а именно соотношение осадков и испарения.
- Группа 2. Вывод: Рельеф влияет на скорость и направление течения. Горные реки текут быстрее, равнинные медленнее. О скорости течения мы можем судить по таким показателям как падение и уклон.
Далее с помощью учителя рассматриваем эти величины:
- Прочитайте определения падения и уклона. Это величины характерные для каждой реи или они для всех одинаковы? (для каждой)
Мы можем рассчитать эти величины для конкретной реки? (да)
Что для этого нам надо знать?
Слайд 1 (с помощью возможностей интерактивной доски из определений извлекаются необходимые показатели и записывается формула)
Давайте с помощью полученных формул рассчитаем уклон Волги.
Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м. Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км
А теперь самостоятельно рассчитайте уклон и падение для рек Ангара и Обь. (работа по группам)
Слайд 2. (Используя справочные данные рассчитываем уклон и падение, с помощью возможностей интерактивной доски строим графики и делаем вывод)
Вывод: течение Ангары сильнее, чем Оби, т.к. уклон больше. Следовательно, чем выше величина уклона рек, тем течение быстрее.
Величина уклона больше у горных рек. А так как в России большинство рек равнинные, то и уклон будет небольшой, а следовательно и течение медленное.
Слайд 3 – как выглядят горные и равнинные реки
Мы выяснили с какой скоростью текут российские реки. Но вот вопрос: а куда они текут.
По карте атласа определите к бассейнам каких океанов относятся российские реки и в каком направлении они текут.
Слайд 4 (с помощью возможностей интерактивной доски можно отметить реки разным цветом)
К бассейну какого океана относится большинство рек. (Северного Ледовитого)
А это значит что большая территория России имеет уклон в сторону? (севера)
Молодцы. Скажите, ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?
На первый да, а на второй не совсем. Осталось выяснить, как связаны климат и другие характеристики реки. Послушаем отчет третьей группы.
- 3 группа: Климат сильно влияет на такие характеристики рек как густота речной сети, тип питания, режим реки. С режимом реки связаны такие природные явления как межень, половодье, паводок, наводнение.
Давайте с помощью интерактивной доски, словаря и текста учебника рассмотрим чем отличаются эти явления друг от друга и сопоставим термин и его значение Слайд 5
Закрепление (Возвращение к пробному действию)
Молодцы. Мы ответили на все запланированные вопросы. Скажите, теперь мы можем объяснить оставшиеся на доске слова уклон, падение, речной сток. Почему я добавила слова рельеф и климат?
А для чего человеку все это надо знать? (для ведения хозяйственной деятельности)
Рефлексия.
Молодцы. А я предлагаю закончить урок, дополнив предложения:
- Сегодня я узнал.....
- Было интересно....
- Я понял, что.....
- Теперь я могу......
- Я научился.....
Домашнее задание. П. 23. выполнить задание в контурной карте. По предложенному рисунку определите система какой реки изображена и почему эта река имеет именно такой рисунок речной сети. Какое значение для хозяйственной деятельности человека имеют годовой сток, полноводность, скорость течения, межень.