Урок по теме «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея»

Разделы: Физика


Класс: 9

Тип урока: личностно-ориентированный

Вид урока: смыслообразования

Цели урока:

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • формирование убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники;
  • формирование мотивации образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.

Метапредметные результаты:

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,теоретическими моделями и реальными объектами;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения поставленных задач.

Предметные результаты:

  • знание о природе явления электромагнитной индукции и понимание смысла этого явления;
  • формирование убеждения в закономерности явления электромагнитной индукции, в объективности научного знания;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Учащиеся научатся:

- распознавать и описывать явление электромагнитной индукции и причины его появления;

- проводить простые эксперименты по демонстрации электромагнитной индукции и факторов, влияющих на неё;

- выдвигать гипотезы и обосновывать физические закономерности на основе экспериментов;

- выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Учащиеся получат возможность научиться:

- использовать знания об электромагнитной индукции для объяснения механизма образования электромагнитного поля, распространения электромагнитных волн;

- использовать знания об электромагнитной индукции для объяснения принципа работы электротехнических устройств;

- использовать знания об электромагнитной индукции для ознакомления с историей изучения явлений электромагнетизма.

Метапредметные УУД:

- организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

- объяснение известных фактов на примерах гипотез и экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез;

- самостоятельный поиск, анализ и отбор информации с использованием различных источников;

- работа в группе с выполнением разных социальных ролей, представление и отстаивание своих взглядов и убеждений.

Предметные УУД:

- использование методов научного исследования явлений природы, проведение наблюдений, планирование и проведение экспериментов, обработка результатов измерений, объяснение полученных результатов и выводы;

- грамотное предоставление результатов своего исследования, участие в дискуссиях, краткие и точные ответы на вопросы, использование учебника, справочной литературы.

Источники информации: Физика.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 2010.

Оборудование: электрическая катушка от набора для модели трансформатора, соединительные провода, демонстрационный гальванометр, набор постоянных полосовых магнитов; дуговые магниты, электрическая катушка-“виток”, лабораторный миллиамперметр.

Ход урока

Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вопрос: Связано ли магнитное поле с электрическим током? Предлагают свои варианты ответов.
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия (3 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вопрос: С какими величинами, характеризующими магнитное поле мы познакомились на предыдущих уроках ? Мы познакомились с магнитной индукцией и магнитным потоком.
Задание: Дайте определения этих величин. Отвечают.
Вопрос: Какие познавательные задачи (ПЗ) мы поставили на предыдущих уроках? Называют общую ПЗ: “Какие существуют способы для описания магнитного поля?”
Называют частную ПЗ: “От чего зависят эти величины?” Отвечают на вопросы ПЗ.
Этап постановки проблемы (3 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Беседа: Понятия об этих величинах помогут нам разобраться с причинами возникновения явления, которое мы будем изучать на этом уроке. Я проделаю опыты Фарадея согласно описания в учебнике. После этого вы расскажите результаты наблюдений. Ответы: Гальванометр показывает наличие тока в катушке. Ток возникает во время движения магнита относительно катушки.
Стрелка гальванометра отклоняется в разные стороны при сближении или удалении катушки и магнита.
Беседа: Формулируем общую ПЗ: Каковы особенности этого явления? Обсуждают варианты постановки общей ПЗ.
Беседа: Формулируем частную ПЗ №1: Что нужно сделать, чтобы в катушке возник электрический ток? Обсуждают варианты формулировки частной ПЗ №1.
Этап построения проекта выхода из затруднения (10 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задание: Для решения этой ПЗ №1 проведем серию экспериментов. Повторите опыт Фарадея, используя выданное вам оборудование. Вначале, удерживая неподвижно катушку, вдвигайте внутрь неё магнит. Затем таким же образом удалите магнит из катушки. Что вы наблюдаете? Запишите в тетради. В следующем опыте проделайте аналогичные действия. Только теперь оставьте неподвижным магнит, а двигайте катушку. Запишите результаты наблюдений в тетради. После этого оставьте неподвижными катушку и магнит в разных положениях относительно друг друга. Запишите результаты наблюдений. Учащиеся проводят эксперименты, используя для этого лабораторное оборудование: дуговой магнит, электрическая катушка-“виток”, лабораторный миллиамперметр. Первоначально, удерживая неподвижно катушку, передвигают к ней и от неё магнит. Затем, оставляя неподвижным магнит, передвигают к нему и от него катушку. При этом наблюдают за показаниями миллиамперметра. После этого смотрят, что показывает миллиамперметр, оставляя неподвижными катушку и магнит.
Результаты наблюдений записывают в тетради.
Вопрос: Теперь подумаем: Что происходит с магнитным полем вокруг катушки при относительном движении катушки и магнита? Ответы: Магнитное поле увеличивается при сближении и уменьшается при удалении. Магнитное поле меняется при относительном движении катушки и магнита.
Вопрос: Что происходит с величинами, характеризующими магнитное поле? Ответ: Магнитная индукция и магнитный поток изменяются.
Беседа: Сформулируем решение ПЗ №1: Чтобы возник ток в замкнутом проводнике необходимо изменить магнитный поток, проходящий через контур, охваченный проводником. Нам удалось, как сказал Фарадей, “превратить магнетизм в электричество”. Сверим результаты наших экспериментов с определением понятия электромагнитной индукции в учебнике. Явление, которое вы наблюдали во время проведения экспериментов, называется электромагнитная индукция Учащиеся высказывают свои варианты решения познавательной задачи ПЗ № 1.

Учащиеся читают в учебнике определение электромагнитной индукции, сверяют с результатами своих наблюдений. Записывают определение явления электромагнитной индукции в тетради.

Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Беседа: Оценим, что мы сделали, и подумаем: все ли особенности явления электромагнитной индукции мы обсудили? Учащиеся предлагают свои варианты ответов на заданный вопрос.
Задание: Предлагаю ещё одну частную познавательную задачу (ПЗ №2): Что ещё влияет на ток в катушке?  
Задание: Проведите опыты, аналогичные предыдущим, меняя относительную скорость движения катушки и магнита. Запишите результаты наблюдений. Затем проведите опыты с большим числом магнитов, не меняя скорость движения. Запишите результаты наблюдений. Учащиеся проводят опыты, аналогичные предыдущим. На этот раз изменяется скорость относительного движения без изменения числа магнитов и самой катушки. Затем изменяется число магнитов и эксперименты проводятся с одинаковой скоростью относительного движения.
Результаты наблюдений записывают в тетради.
Вопрос: Какие выводы можно сделать на основе проведённых опытов? Ответы: Чем больше скорость движения, тем больше индукционный ток в катушке.
Увеличение числа магнитов, движущихся с той же скоростью, что и в предыдущем опыте, приводит к увеличению индукционного тока.
Этап первичного закрепления во внешней речи (4 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вопросы для повторения:
- Связано ли магнитное поле с электрическим полем?
- Что нужно сделать, чтобы в катушке возник электрический ток?
- Что происходит с магнитным полем вокруг катушки при относительном движении катушки и магнита?
- Что происходит с величинами,
характеризующими магнитное поле?
- Что влияет на ток в катушке?
- Что такое электромагнитная индукция?
Устно отвечают на вопросы, используя результаты предыдущей работы.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Беседа: Введём понятие: изменение магнитного потока с течением времени – это скорость изменения магнитного потока. Чем большее изменение магнитного потока происходит за более короткое время, тем больше скорость изменения магнитного потока (проводится аналогия: введение понятия скорости механического движения). Сравнивают информацию от учителя с результатами своей работы и содержанием учебника, записывают определение понятия.
Беседа: Электрический ток в катушке порождается электрическим полем. Следовательно электрическое поле порождается магнитным полем. Используя ранее изложенное, приходим к выводу: электрическое поле, возникающее в замкнутом проводнике, прямо пропорционально скорости изменения магнитного потока. Это определение является законом электромагнитной индукции в качественном виде. Учащиеся записывают высказанные размышления и выводы.
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания (5 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задание: Решим следующую познавательную задачу (ПЗ №3): Может ли возникать индукционный ток при других условиях, отличных от опытов Фарадея? Для ответа поработаем с текстом учебника. Учащиеся работают с текстом учебника, делают записи в тетради, высказывают варианты ответов.
Формулирование решения ПЗ №3: чтобы получить индукционный ток необходимо создать изменение магнитного потока через площадь, охваченную замкнутым проводником. Учащиеся записывают решение ПЗ №3.
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности (3 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задание: Укажите правильные ответы к заданиям теста (выдается каждому учащемуся):
1. При изменении магнитного поля вокруг замкнутой катушки в ней появляется
А. Тепло Б. Электрический ток В. Звук
2. Это явление называется
А. Магнитной индукцией
Б. Электромагнитной индукцией
В. Магнитным потоком
3. Ток в катушке может изменяться
А. По величине Б. По направлению
В. По величине и направлению
4. Сила индукционного тока зависит
А. От скорости изменения магнитного потока
Б. От электрического сопротивления замкнутого проводника
В. От вышеперечисленных величин, вместе взятых
5. Электрическое поле, создающее индукционный ток, зависит
А. От скорости изменения магнитного потока
Б. От электрического сопротивления замкнутого проводника
В. От вышеперечисленных величин, вместе взятых
Учащиеся работают с тестами, записывают ответы. Затем сравнивают свои ответы с образцом.
Этап домашнего задания (1 мин.)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Беседа: Каковы результаты нашей деятельности на уроке? Чтобы закрепить полученные знания, прочитайте в учебнике информацию по изученной теме.
Задание: Выполняя домашнее задание, напишите ответы на вопросы: При каких условиях индукционный ток изменял направление? Почему, как вы думаете, это происходит?
Ответы: Мы познакомились с явлением электромагнитной индукции.
Мы выяснили, от чего зависит индукционный ток, какие существуют способы его создания.
Мы “открыли” закон электромагнитной индукции на качественном уровне.

Источники информации.

1. Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики / Д. А. Ивашкина.- Москва. Педагогический университет “Первое сентября”, 2014.