Этот урок открывает тему III главы — “Школа”. Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: “Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?”.
На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с документом, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
Цели:
- Научиться находить нужную социальную информацию разного типа; объяснять роль образования в жизни человека; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека.
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения.
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
План изучения нового материала
- Роль образования в жизни человека.
- Значение образования для жизни общества.
- Ступени основного и профессионального образования.
- Что нужно делать, чтобы научиться учиться.
Вариант организации учебной работы
- Предлагается урок “открытия” нового знания с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Методическое обеспечение
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”.
- Рабочая программа по обществознанию. 5 класс/сост. Е.Н.Сорокина. – М.: ВАКО, 2014.
- Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2012.
- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
- Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
- Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно - ориентированные задания. 5, 6, 7 классы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
- Королькова Е.С. Обществознание. 5 класс: экспресс-диагностика. – М.: Издательство “Экзамен”, 2014.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, сообщение темы урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: связать новый материал с уже знакомым.
Проводится вводная беседа с классом по вопросам:
- Кто такой школьник?
- Что его отличает от других?
- Кого бы ты назвал хорошим учеником?
- Чему учат в школе?
Задание для учащихся.
Русские пословицы и поговорки много говорят про получение образования. Объясните, что означают следующие пословицы и поговорки:
- “Грамоте учиться – всегда пригодится”
- “Неграмотный, будто слепой”
- “Корень ученья горек, да плод сладок”
Формулирование целей урока.
III. Изучение основных идей и понятий темы.
При изучении первого пункта плана “Структура общего образования в России” полезна работа со схемой в учебнике (страница 50). Закрепить знания о структуре общего образования можно с помощью задания 1 в печатной тетради.
При изучении второго пункта плана урока стоит обратить внимание учащихся на ст. 19 ФЗ “Об образовании” от 29.12.2012г. об обязательности общего образования.
Задание классу.
Продолжите фразу: “Для того, чтобы хорошо учиться, надо…”
Учителю целесообразно объяснить пятиклассникам, что умение учиться постоянно совершенствуется на основе уже имеющихся у людей знаний, умений и навыков.
Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 4 на стр. 30.
Напиши небольшой рассказ “Школа моей мечты”. Расскажи, как организованы занятия, какие предметы изучаются, как выглядит школьное здание, чем, помимо уроков, могут заниматься в школе ученики. Подумай, что в твоем рассказе уже сейчас может стать реальностью (Приложение 1).
Далее – обсуждение рассказов в классе.
Работа в группах.
1. Немецкому математику Карлу Гауссу принадлежат слова: “Математика – царица наук”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера того, как помогает вам математика в повседневной жизни.
2. Известному древнеримскому политическому деятелю и оратору Цицерону принадлежит фраза: “История – учительница жизни”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера того, почему необходимо знать историю.
3. Одному известному автору принадлежит изречение: “Чтение так же важно, как и питание”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера, почему важно уметь читать.
4. Известный итальянский ученый и деятель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил о значении географии следующее: “Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера того, как помогает вам география в повседневной жизни.
5. Известному римскому поэту Ювеналу принадлежат такие слова: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера, подтверждающих необходимость заниматься спортом.
Выступление групп.
Работа в парах. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом документа “Чему учат в финских школах” (Приложение 2).
Результативность усвоения материала учитель выявляет в процессе организации беседы.
IV. Закрепление материала, изученного на уроке.
- Тест “Школа” (Приложение 3).
- Индивидуальная работа.
- Самопроверка, выставление оценок. Критерии.
V. Подведение итогов.
- В каких учебных заведениях человек получает образование?
- Куда могут пойти учиться выпускники школы?
- Что сегодня означают слова “остаться неграмотным”?
Домашнее задание.
- Параграф 6, выполнить задания после параграфа.
- Опережающее задание учащимся. Работа над проектом “Наш класс” (Приложение 4).