Ведущий: Уважаемые участники игры и зрители! Сегодня 2 команды знатоков русского языка совершат увлекательное путешествие в страну Лингвинию. На земном шаре насчитывается более 2000 языков, и в этой большой семье русский язык всегда занимал особое место. Русский язык звучит практически во всех уголках нашей планеты. Он имеет международное значение, на нем разговаривали великие поэты и писатели человечества: Пушкин, Толстой, Чехов, Тургенев. Человек, который впервые побывал в космосе, тоже говорил на русском языке. И носил он русскую фамилию и русское имя - Юрий Гагарин. Наш язык всегда пропагандирует мир, согласие между народами. А сейчас на сцену приглашаю детей, которые подготовили стихотворения о русском языке.
Литературный монтаж
1.
Русских слов глубокое течение,
Дарит силу песенной строке
Ах! какое это наслаждение –
Говорить на русском языке!
2.
Воздушен, легок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий
И междометий вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
3.
Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом, воды его ,разливаясь без края .
Блещут немеркнущим солнечным светом.
4.
К нам пришел он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужого медью
Не смеем золото его
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.
Спасибо, уважаемые ребята, за ваше замечательное выступление. Сейчас же наступило время для того, чтобы начать наш конкурс. Во время путешествия будет несколько остановок, где будут предложены различные задания по русскому языку. Ваши ответы будет оценивать очень строгое, но справедливое жюри.(представить). Хочу обратить внимание жюри на то, что за правильный ответ вы ставите один балл.
1. Станция первая - “Разминочная”
Прежде, чем сесть в веселый паровозик с удобными вагонами и отправиться в далекое путешествие ,нам необходимо выкупить билеты. Но деньги в стране Лингвинии не признаются. Здесь людей встречают по уму. И провожают, кстати, тоже по уму. Как уже говорилось, в путешествие отправляются 2 команды. Название первой - “Эрудит”, название второй - ”Победитель”.
Вы готовы? Вперед!
Я начинаю задавать вопросы, задача участников - как можно быстрее поднять сигнальную карточку.
1. В каких словах содержатся по сто букв (любых)?. Назовите их . (Ответ: стол, стоп, стоя ,стой, сток, стог ,стон)
2. В каком глаголе сто отрицаний ? (стонет)
3. Как большой дом превратить в маленький? (домик)
4. Как топор превратить в ручку топора? (топорище)
5. Какие из этих существительных являются одушевленными( коллектив, мертвец, труп, человек?
Молодцы, ребята! Путешествие продолжается . Следующая станция - “Фонетическая”. Нас ожидает второе испытание
Отгадай слова, которые начинаются на гласные э или е
1. Пища или ее прием (еда)
2. Еловый лес (ельник)
3. Самая низкая школьная отметка (единица)
4. Указательное местоимение (этот)
5. Всадник (ездок)
6. Предмет, который демонстрируется на выставке в музее (экспонат)
7. Хвойное дерево (ель)
8. Коллективная поездка или прогулка с целью ознакомления с чем-либо (экскурсия)
9. Ряд помещений в большом доме, расположенных на одной высоте (этаж).
10. Вывоз товаров за границу (экспорт).
11.
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
в руки прольется само
по названию эскимо.
II. Задание для проверки знаний по теме: “Звуки речи”
1. Есть ли твердые согласные звуки в скороговорках: Мели метели на неделе. Летели лебеди с лебедятами
2. Сколько мягких согласных звуков содержится в африканской пословице: Правда, как солнце, ее рукою не прикроешь?
3. Есть ли мягкие согласные звуки в словах: машина, браться, рожь, мышь?
4. Какие буквы русского алфавита обозначают два звука? (Е, Е ,Ю,Я)
5. Есть ли буквы русского алфавита, которые в разных словах обозначают разные звуки? (О и А)
6. Какая буква алфавита всегда находится под ударением? (Е)
7. Приведите как можно больше слов, в которых различное место ударения приводит к изменению значения слова. ( атлас, замок ,дорога, сорока, село, уже, кружки, пропасть, засыпать, хлопок.)
8. Сколько звуков в слове моя ?
9. Поставь ударение в словах: искра, верба, средства, столяр, красивее, медикаменты, намерение, свободнее.
Задания успешно выполнены, мы можем продолжить наше путешествие. Впереди остановка - “Лексическая”.
1. Какая игла не тонет в море?
2. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название?
3. Как можно склонять голову, не поднимая и не отпуская ее?
4. Существительное или глагол повелительного наклонения нужно присоединить к словам веко, войско, дело ,поле, право ,тепло, чтобы они стали прилагательными. (вой)
5. Какое существительное нужно присоединить к местоимениям сей, тот, и предлогу под, чтобы превратить их в наречия? (Час)
6. Составить как можно больше слов со словом “нос”.
(поднос,носилки,ноский,носить,заносы,переносица,носовой,носок,носорог.)
7. Отгадайте слова с корнем – вод- с разными значениями. (Как иначе назвать?)
а) бассейн (водоем)
б) большое скопление воды (половодье)
в) бурный поток воды, падающий с уступа (водопад)
г) место на реке где поят скот (водопой)
е) Водное растение (водоросль).
А теперь угадайте слова с другим значением корня “вод”
а) промышленное предприятие (завод)
б) человек, управляющий машиной (водитель)
в) железнодорожный служащий (проводник)
г) солдат-артиллерист (наводчик)
е) прощание с отъезжающими (проводы).
Даны слова, вам необходимо подобрать к ним синоним. При этом указано, сколько слов должно быть в искомом слове.
Сражение – синоним должен состоять из 3 букв ( бой)
- внешность -3(вид)
- ураган-4(буря)
- противник -4(враг)
- нелепица-6(ерунда)
- труд-6 (работа)
- гардероб-10 (раздевалка)
- антитеза-16 (противопоставление)
- единство-12 (сплоченность)
Следующий конкурс, в котором вам предлагается поучаствовать называется “Конкурс знатоков заимствованных слов”
1. Тафта - это
а) диван без спинки
б) тонкая плотная ткань
в) картонная коробка
2. Турникет - это ...
а) место для установки турника
б) устройство, обычно в виде вращающейся крестовины, устанавливаемое при входе в общественные места.
в) вид тренажера
3. Вернисаж - это...
а) вид искусства
б) садовое вьющееся растение
в) торжественное открытие художественной выставки
4. Пеларгония
а) инструмент
б) название мелодии
в) растение (по-другому герань)
5. монумент
а) архитектурное или скульптурное сооружение
б) документ
в) огромное здание
Следующая станция – Фразеологическая.
Угадай, какой фразеологизм можно употребить в данном случае:
1. В последнее время ученик 8 класса Булатов Алеша перестал делать домашние задания, стал злостным прогульщиком. Про него учителя говорят, что Алеша совсем...(Отбился от рук)
2. В эти дни Юля ходила печальная, даже папа это заметил и спросил ее: “Что ты, дочка,...”(нос повесила)
3. Учитель вызвал ученика к доске, чтобы тот пересказал заданный параграф по истории. Тот смог пересказать всего 2-3 предложения и замолчал.
- Ну, продолжай, не тяни время.
Ученик продолжал молчать. - Ты что же язык ... , - рассердился учитель.(проглотил)
4. После общешкольного собрания , где многие негативно высказались против его поведения в турпоходе, Васечкин стал вести себя...
5. Марина пришла сегодня в класс в очень плохом настроении. Практически со всеми одноклассниками перессорилась. Лена, не выдержав сказала: “Ты что сегодня ...”
6. Олег опаздывал, а первым уроком, как назло, был урок математики. Учитель вчера объявил, что будет контрольная работа. Прозвенел звонок, и Олег сначала пошел быстрее, но потом не выдержал и побежал. Навстречу шел завуч школы, который крикнул Олегу: “Куда несешься ...”
Еще одно задание:
1. Называются фразеологизмы. А вы должны догадаться, среди представителей каких профессий они появились. Объясните значение фразеологизмов.
Бесструнная балалайка; играть первую скрипку; стричь под одну гребенку; дать задний ход; не лыком шиты; выйти на орбиту; сгущать краски; закидывать удочку; воду в ступе толочь
7. Последний конкурс. Необходимо подобрать эпитеты к словосочетанию русский язык.
8. Подведение итогов . Награждение победителей. Просмотр видеороликов о русском языке.
Использованная литература.
- Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.,1967.
- Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. - М.,1988.