Внеклассное мероприятие «Клуб любителей физики». 7-й класс

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Данное мероприятие проводится для учеников 7 класса после изучения темы “Физические явления”. Так же его можно проводить и для учеников 5-6 классов после незначительного изменения слов участников этого мероприятия.

Цели:

  • развитие у учащихся познавательного интереса;
  • развитие интереса к изучаемому предмету;
  • развитие межпредметных связей;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

Приложение: презентация

Сценарий мероприятия.

Ведущий:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...

- Здравствуйте, ребята! Этими словами А. С. Пушкина я хочу начать нашу сегодняшнюю встречу. Впереди у вас будет много открытий, т. к. вы только начали изучать физику. Возможно, даже сегодня вы откроете для себя что-то новое. Мы будем говорить о физике, а точнее, о физических явлениях. Вы только начали изучать физику, но уже знаете, что это такое. Какие физические явления вы знаете?

(Ответы учеников)

Помогают мне сегодня ученики 9 класса. Они изучают физику третий год и уже многое знают. Мы будем не только рассказывать, но и показывать вам физические явления.

1 ученик: (Трансформатор и лампочка. Плавление воска)

- Здравствуйте, меня зовут ....Я покажу вам интересное явление. У меня с собой маленькая лампочка от карманного фонарика. Какое явление я для вас приготовил(а)? (Ответы учеников)

На слайде появляются слова “Электрические явления”.

- Как вы считаете, может светиться лампочка карманного фонарика, если ее не подключать к батарейке или другому источнику? (Ответы учеников)

- Я считаю, что может. Для этого мне нужен трансформатор и кольцо с лампочкой. Трансформатор есть у каждого из вас в зарядном устройстве мобильного телефона, ноутбука или другой технике. Я просто надену кольцо с лампочкой на сердечник трансформатора. Лампочка горит, хотя она ни к чему не подключена. Наблюдаемое явление называется электромагнитной индукцией. Его открыл Майкл Фарадей. Благодаря этому явлению, вырабатывается электрический ток на электростанциях.

Трансформатор может не только заставить светиться лампочку, но и плавить вещество, например воск от свечи. Посмотрите. (Показывает опыт).

- Какое явление я продемонстрировал(а)? (Ответы учеников)

На слайде появляются слова “Тепловые явления”.

2 ученик: (Электрофорная машина и султаны)

- Здравствуйте, меня зовут....У меня для вас также приготовлено электрическое явление.

На слайде появляются слова “Электрические явления”.

Я покажу вам, как могут дружить два султана и как они ссорятся. Вот эти предметы в физике и называются султанами (показывает султаны). С собой я принес(ла) электрофорную машину. Следите за тем, что я делаю, и объясните, почему султаны ссорятся? (Показывает опыт).

(Ответы учеников)

Я их подсоединил(а) к одному и тому же шарику и они получили от него одинаковый электрический заряд. Одноименные заряды отталкиваются.

А теперь мне надо помирить султанов. Что для этого мне надо сделать? (Ответы учеников)

Надо, чтобы у султанов был разный заряд. Для этого их подключу к разным шарикам. (Показывает опыт). Теперь султаны дружат.

3 ученик: (Мыльные пузыри, стакан с водой и монеты)

- Меня зовут....И у меня мыльные пузыри. Мы считаем, что мыльные пузыри очень тонкие, и они легко лопаются. Но это не так и я докажу вам это.

(Показывает видео и комментирует).

- Сначала надуваем большой пузырь, затем его протыкаем стеклянной трубочкой и надуваем маленький пузырь, внутри большого. Пузырь не лопнул. А вам слабо!

- Есть желающие попробовать? (Кто-нибудь из ученик повторяет опыт).

Почему пузырь не лопнул, когда его протыкали? Оказывается, не дает пузырю лопнуть поверхностное натяжение, которое и снаружи и внутри пленки стягивает ее. Из-за поверхностного натяжения мыльные пузыри имеют форму шара.

- Еще один опыт с поверхностным натяжением. Перед вами стакан, до краев наполненный водой. Как вы думаете, туда еще может что-нибудь поместиться? (Ответы учеников)

- Давайте проверим. Я буду опускать в воду монеты, а вы считайте. (Показывает опыт, ученики считают монеты).

На слайде фото поверхности воды.

- Обратите внимание, какая выпуклая поверхность у воды, но вода не вылилась, и сколько монет поместилось. И снова помогло поверхностное натяжение воды!

4 ученик: (шар для демонстрации невесомости, но утяжеленный)

- Здравствуйте, я -......Я к вам пришел (а) с механическим явлением.

На слайде появляются слова “Механические явления”.

- У меня шар или как говорят математики – сфера. Любой шар, если его толкнуть должен катиться. Вы со мной согласны? (Ответы учеников)

- Давайте проверим. (Показывает опыт).

- Мой шар почему-то не покатился, может он бракованный или волшебный? Как вы думаете, почему этот шар не такой как все? (Ответы учеников).

- А давайте его разберем. (Разбирает шар).

- Ну вот, конечно, он не покатится. У других шаров центр тяжести (он есть у любого тела) расположен посередине, в центре. У этого же внутри прикреплен тяжелый груз. Он смещает центр тяжести вниз, не давая шарику катиться. Этот шар может только совершать колебательное движение около этого тяжелого предмета. Одна детская игрушка работает по такому же принципу. Назовите ее. (Ответы учеников).

5 ученик: (зрительные иллюзии)

- Здравствуйте. Меня зовут....Я приготовил(а) для вас самые зрелищные явления. И это не ради красного словца. Мои явления можно только увидеть. Может, вы знаете, что это за явления? (Ответы учеников)

На слайде появляются слова “Оптические явления”.

У меня в запасе несколько зрительных иллюзий. Давайте посмотрим на экран.

На слайде появляется иллюзия со стрелками.

- Какой из отрезков длиннее? (Ответы учеников)

- Давайте проверим. (Проверяет циркулем длины отрезков).

- Оказывается они одинаковой длины. Разная длина – это обман нашего зрения, иллюзия. Вы обратили внимание на концы этих отрезков, они разные. Наш глаз определяет расстояние, пробегая из одного конца линии в другой. У этого отрезка ( >---------<) взгляд уходит дальше, его ничто ни ограничивает, поэтому он нам кажется длиннее. А у этого ( <--------->) взгляд, как бы тормозится, его концами, поэтому он кажется нам короче.

- Следующая картинка. Надо сравнить маленькие квадраты. (Ответы учеников)

- Оказывается, когда мы рассматриваем, светлую поверхность на темном фоне, она кажется нам больше.

- Теперь посмотрите иллюзию перспективы. Что вы скажите про длины отрезков? (Ответы учеников)

- Давайте проверим. (Проверяет циркулем длины отрезков).

- Они разные.

- На следующем слайде иллюзия движения.

- То, что мы видим – это иллюзия, плод нашего воображения, потому, что восприятие окружающего связано не только со зрением. Ведь зрительный аппарат включает в себя не только глаза, но и зрительный нерв, и кору головного мозга.

Ведущий:

- Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо за внимание. Надеюсь, вам не было с нами скучно, и вы будете изучать физику, чтобы узнать больше нового и интересного.