Цель: повышение интереса к изучению русского языка
Задачи:
- прививать любовь и уважение к родному языку;
- формировать познавательную активность;
- развивать сообразительность;
- расширять словарный запас.
Оборудование: доска оформлена плакатами с высказываниями о русском языке; карточки с заданиями, листы бумаги, ручки; атрибуты команд; грамоты, призы.
Жюри: учитель русского языка, старшеклассники.
Ход мероприятия
I. Разминка
1. Какая игла не тонет в воде? (рыба - игла)
2. Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название? (броненосец)
3. Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от “ку-ку”)
4. Что означает выражение “баюшки – баю”? (Это выражение произошло то древне русского глагола баять, т.е. рассказывать.
Выражение “баюшки – баю” означает: “Я рассказываю сказочки”.)
5. Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука? (Ь и Ъ)
II. Конкурс “Имя существительное”
1. На доске написаны слова, составьте из них пословицы, запишите их, объясните знаки препинания. ( Каждой команде - одна пословица)
Ученье, тьма, свет, неученье. Повторение, учение, мать.
2. Выпишите из данных пословиц имена существительные в три столбика: мужской род, женский род, средний род; имена существительные поставьте в начальную форму.
(Работают у доски по одному человеку от каждой команды. Представитель одной команды выписывает существительные мужского рода и женского рода, представитель другой команды - слова среднего рода)
3. Составьте словосочетания из имён существительных, которые записаны на доске для каждой команды.
- 1 команда: путь, тюль, полотенце, простыня, молодость, повидло.
- 2 команда: рояль, рельс, картофель, вестибюль, кофе, мозоль.
4. По значению назовите слово - имя существительное, употребляющееся только во мн. ч.
Праздник дня рождения; одна из детских игр; белая краска; 24 часа; предмет для резания бумаги; жидкость, которой пишем.
5. Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное имя существительное в ед. ч. им.п.
К | О | Р | |||
К | О | Р | |||
К | О | Р | |||
К | О | Р | |||
К | О | Р |
(Корона, корпус, корова, корень, корыто, король, корица, коралл, корвет, корсаж, кортеж, кортик...)
С | Е | А | ||
С | Е | А | ||
С | Е | А | ||
С | Е | А | ||
С | Е | А |
(Свеча, слеза, смена, сцена, схема, суета, сфера.)
III. Конкурс “Глагол”.
1. В каком глаголе сто отрицаний? (сто - нет)
2. Расположите синонимы в порядке возрастания: хвалить, прославлять, одобрять.
3. С какой частью речи совпадут глаголы выть, лаять, покрыть, попугать, поцеловать, строить, если образовать от них повелительное наклонение ед. числа? ( С именами существительными вой, лай, покрой, попугай, поцелуй, строй.)
4. Подобрать синонимы к глаголам.
- Бояться (трусить...)
- Бранить (ругать..)
- Закрывать (запирать...)
- Плакать (рыдать...)
- Приглашать (звать...)
- Найти (обрести...)
- Покупать (приобретать...)
- Работать (трудиться...)
- Медлить (задерживаться...)
- Спасти (выручить...)
5. Прочитайте, найдите глагол, который можно было бы поставить вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски.
Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Передние (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками. “А гадюки ядовитые (5) нет?” - спросил молодой охотник. “Ты (6) это спрашиваешь?- укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы (7) самому знать”.
(срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.)
6.Участникам предлагается образовать отвлеченные существительные от слов, которые приведены ниже.
Слова для задания: кричать, плакать, реветь, двигать, стрелять, молчать, недоумевать, плавать, бегать; гордый, свежий, новый, добрый, терпеливый, умелый, стремительный, актуальный.
IV. Конкурс “Имя прилагательное”.
1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного? (Русский)
2. Какие прилагательные можно образовать от числительного ДВА и существительных: глава, знак, лицо, нога, слог, смысл, ствол, стих, ведро, год, лето, месяц, мотор, неделя, акт, цвет, час, этаж.
3. От слова земля образуйте прилагательные и составьте с ними предложения. (земной, земляной, землистый, земельный)
4. Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок и мелок, чтобы они превратились в существительные?
5. Замените прилагательные синонимами с приставками без- и бес- в следующих словосочетаниях:
- смелый человек (бесстрашный, безбоязненный),
- жестокий враг (безжалостный, беспощадный),
- огромное количество (бесчисленное, бессчётное),
- пустынная степь (безлюдная).
V. Конкурс “Синтаксис и пунктуация”.
- Прочитайте стихи. Почему ваше чтение вызвало смех? Что затруднило понимание слов?
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Участники объясняют исправления.
VI. Подведение итогов.
Жюри посчитывает баллы, объявляет команду победителя.
Награждает грамотой. Вручаются призы.