Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России – Мезенская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с Мезенской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.
- Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
- Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.
Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.
Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки, непроливашка с водой.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Вступление
3. Объяснение последовательности выполнения задания с помощью презентации.
4. Самостоятельная работа учащихся “роспись Поставка”
5. Подведение итогов работы.
6. Домашнее задание
Ход урока
Урок начинаю с проверки готовности класса к работе.
Давайте мысленно перенесёмся в прошлое и поразмышляем, почему появились промыслы. На Русском Севере с незапамятных времён получили широкое распространение разновидные крестьянские ремёсла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Необычную по росписи можно было увидеть на ярмарке сделанные в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу Мезени. Уже позднее своеобразные приёмы росписи получили у искусствоведов название – мезенская роспись.
Мезенская роспись – это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, - по первоначальному замалёвку, чёрным цветом наводят контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остаётся загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц пробуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далёких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Сравнивая стили народных росписей по дереву в различных областях России, один известный учёный назвал мезенскую роспись “таинственной и крайне любопытной”, указав на её связи с древними греческими стилями.
Основными образами мезенской росписи являются птицы, кони и олени, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии. Характерная особенность мезенской росписи – наличие полос или ярусов они соответствуют трём мирам – подземному, наземному, небесному. Ярусы-миры разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. В среднем и нижнем ярусе изображают животных /коней, оленей/ в верхнем птиц.
В мезенской росписи используются узоры: уточки и лебеди, ленточный орнамент, узор в косой клетке, зигзаг, завиток, знак коловорота, криулька, пёрышко, стихийка, парный завиток, звёздочка, спиралька, цветы и деревья. В мезенской росписи используется цветовая гамма: красный, чёрный цвет.
Давайте посмотрим на посуду, расписанную мастерами < Слайд 3,4,5 >. Вы видите, что посуда разнообразна по форме и назначению: декоративные доски, пасхальный сувенир, блюда, тарелки, утицы и т.д.
Декоративно оформляются все части предмета, каждый элемент росписи имеет своё название. Настало время и нам познакомимся с техникой мезенской росписи
У каждого из вас на парте лежит конверт, в нём находятся карточка для работы. Достаньте карточку и положите перед собой. <Слайд 6>; Посмотрите на экран < Слайд 7 > давайте, и мы выполним в верхней части поставка ленточным орнаментом. У основания поставка выполним узор в косой клетке.
Следующим нашим шагом в постижении росписи будет небесный сектор, где изобразим лебедей. <Слайд 8 >
Задача усложняется < Слайд 8> нам необходимо в центре поставка изобразить орнамент состоящий из цветка или дерева, а так же из оленей или коней по выбору.
И с этим заданием вы справились, молодцы!
Мы с вами познакомились с техникой росписи: ленточный орнамент, узор в косой клетке, в прямой клетке, а так же усвоили основные элементы мезенской росписи: олени, кони, уточки, лебеди, деревья, цветы.
Подведение итога: У каждого из вас получился действительно настоящий потавец с основными элементами росписи это и птицы и животные, деревья и цветы, а так же ленточный орнамент, вы замечательно сегодня поработали. Давайте подведем итог нашей изодеятельности на уроке. Ответьте пожалуйста на вопросы:
1) С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Как называется роспись и почему у неё такое название?
2) Из каких элементов состоит данная роспись?
3) Как называются изделия?
Домашнее задание < Слайд 9 > выполнить роспись утицы мезенской росписью, используя карточки – подсказки выполненные вами на уроке изобразительного искусства. Раздаточный материал для домашнего задания раздадут дежурные по классу. Урок закончен, до свидания.
Литература, используемая для разработки урока
- Учебно-наглядное пособие для детей “Детям о народном искусстве”, Грибовская А.А., Москва “Просвещение”, 2002 год
- Учебник изобразительное искусство “Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс”, Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва “Просвещение”, 2008 год
- Рабочая тетрадь по основам народного искусства “Мезенская роспись”, Дорожин Ю.Г., художник Ольга Знатных, Москва-Синтез, 2006 год