“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребёнок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и
не ошеломляет лавиной впечатлений”.
В. А. Сухомлинский
Слайд
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.
Слайд
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Мы учитываем трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Включаясь в решение проблемы по преодолению отрицательных проявлений в период
адаптации первоклассников, наша школа реализует программу по подготовке будущих первоклассников в рамках Школы будущего первоклассника “Подсолнух”.
Слайд
Цель данной программы: всестороннее развитие ребенка
- создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям;
- пробуждение живой мысли ребёнка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию.
Слайд
Основные задачи программы:
- создание атмосферы психологической комфортности;
- выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
- снятие психологического стресса перед школой; Слайд
- формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;
- развитие любознательности и стремление к расширению знаний;
- развитие инициативности, самостоятельности, активности; Слайд
- формирование отдельных приёмов учебно – познавательной деятельности.
Слайд
Концепция программы подготовки будущих первоклассников “Подсолнух” основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению (Школа – это трудно. Школа – это нужно. Школа – это интересно) и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Слайд
В игровой занимательной форме в течение десяти недель педагоги
(учитель, логопед, психолог) проводят занятия для ребят по программам пяти курсов:
- Занимательная математика;
- В мире русского языка;
- Окружающий мир;
- Введение в школьную жизнь;
- Творчество.
Слайд
Курс “Введение в школьную жизнь”
Этот курс, как правило, ведёт педагог – психолог Макарова И. Н.
Основная цель этого курса:
- Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, “как это делают настоящие школьники”. Слайд
- Ввести ребенка в “атрибутику школьной жизни”. Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока. Слайд
- Обучать общению и сотрудничеству через дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание;
- Выявить стартовые возможности ребенка.
Слайд
Курс “Занимательная математика”
Будущие первоклассники на занятия курса “Занимательная математика” путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с “волшебными клеточками”, Слайд изучают новые подвижные игры с математическими заданиями.
Цель курса:
- Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: Слайд сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения. Слайд
- Развитие речи и коммуникативных навыков.
Слайд
Курс “В мире русского языка”
Этот курс мы совместно ведём с педагогом – логопедом Ириной Николаевной Суминой.
Большая роль на занятиях курса “В мире русского языка” отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Слайд
Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Слайд
Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.
Слайд
Курс “Творчество”
Цель курса “Творчество”:
- Помочь выявить творческие способности ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.
Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный мир.
Слайд
Курс “Окружающий мир”
Цель курса “Окружающий мир”:
- формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Работа по ознакомлению с природой направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей
Слайд
В работе с детьми я использую приёмы развивающего обучения, такие, как:
- начало занятий должно быть необычным;
- на занятии должен царить “дух открытий”;
- держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей;
- не оставлять без внимания ни одного ответа детей;
- помнить о развитии речи во всех видах деятельности;
- поддерживать ощущение успешности.
Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “Портфолио” дошкольника.
Слайд
“Школа первоклассных родителей”
В рамках Школы будущего первоклассника работает Школа для родителей, которую мы назвали “Школа первоклассных родителей”.
Родителям (законным представителям) детей, обучающихся в Школе будущих первоклассников, предлагаются следующие занятия:
- круглые столы по вопросам воспитания детей в семье и подготовке их к школьному обучению.
- часы общения по ознакомлению с программой, режимом школы, индивидуальные консультации по проблемам развития личности ребенка и эффективности его занятий в Школе.
- рекомендации по психологической готовности ребенка к школе;
Слайд
КТД “Мы вместе”, театрализованное представление “Гуси-лебеди”.
Слайд
Ожидаемый результат
1. Родители:
- осознанный выбор программы и школы;
2. Ученик:
- легко адаптируется к школьной жизни;
- умеет договариваться, обмениваться мнениями;
- умеет высказывать свою точку зрения.
Таким образом, во время работы Школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Приложение 1 (Игровое занятие для будущих первоклассников “Теремок – смекалка”)
Презентация № 2 (к игровому занятию “Теремок - смекалка”)