Выдающийся педагог и методист Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова, еще до школы, до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой, эти доводы являются актуальными, и нашли подтверждение в данной работе.
Художественная литература – один из важнейших источников всестороннего развития личности дошкольника.
Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребёнка, помогает формировать нравственные оценки, оказывает влияние на поведение, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Познакомить ребёнка с миром словесного искусства – значит ввести его в этот мир, как в неотъемлемую часть жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с искусством, показать многообразие жанров художественной литературы, вызвать интерес, любовь к книге.
Основная образовательная программа дошкольного учреждения проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Автор “Программы воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильева говорит о важности тематического распределения произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются:
1) формирование круга детского чтения;
2) организация процесса чтения.
О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:
- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);
- понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
- влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)
Объектом исследования является:
- Процесс восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы, как средство развития личности ребёнка.
Предметом моего исследования является:
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Целью исследования является:
- Выявление особенностей восприятия детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Основные задачи исследования:
- Изучить специализированную литературу по разделу программы: “Образовательная область - Чтение художественной литературы”.
- Определить содержание исследовательской работы.
- Разработать систему критериев для определения эффективности исследовательской работы.
- Формировать умение выразительно интерпретировать содержание литературного произведения в детской деятельности.
Была выдвинута следующая гипотеза:
Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.
Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.
Площадкой моего исследования является ГБОУ СОШ № 492, структурное подразделение № 3 “Медвежонок”, находящийся по адресу: Москва, Кленовый бульвар д. 13/4. Контактный телефон: 8 (499) -618- 91- 34
В ходе изучения психолого-педагогических источников мною определено, что для решения поставленных задач необходимы, использовать следующие методы исследования: теоретический анализ литературы;
эмпирические методы (наблюдение, беседы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений);
диагностические методы (анкетирование, тестирование);
анализ работы по развитию восприятия книги детьми дошкольного возраста.
В процессе восприятия книг детьми в дошкольном образовательном учреждении выделены следующие этапы:
- знакомство детей с предметными и сюжетными картинками по знакомому произведению;
- изготовление книжек по знакомым произведениям, для ребят раннего и младшего возраста;
- восприятие книг по программе,
- дидактические игры по знакомым литературным произведениям;
- знакомство с новинками.
Возрастные особенности восприятия, дошкольниками литературного произведения.
выделяя два периода в их эстетическом развитии:
- от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства,
- и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным).
Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны:
- зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
- установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
- в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
- эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
При проведении диагностики восприятия художественной литературы детьми раннего возраста, необходимо обращать внимание на умение ребёнком повторить отдельные, запомнившиеся слова, выражения, песенки персонажа. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев, что является фундаментом для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем возрасте.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К.И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.
Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
На основании проведенных диагностических серий, на первом, констатирующем этапе эксперимента выделялись основные критерии оценки каждого из проведенных диагностических заданий и формировались уровни восприятия книги детьми.
Работа проводилась постепенным восхождением восприятия ребенка от простого интереса к иллюстрациям в книге, к эмоциональному и нравственному аспекту в восприятии содержания текста.
Второе направление работы предполагало 3 развивающих этапа:
- направляющий, предполагающий пробуждение интереса дошкольников к книге;
- обучающий, направленный на развитие данного интереса дошкольников;
- креативный, предполагающий развитие у детей способности практических умений творческой деятельности по прочитанным художественным произведениям.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать, наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Н.С. Карпинская отмечает, что воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно.
Целью констатирующего эксперимента было установить исходный уровень умений театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы, и определить степень освоения детьми содержания художественной литературы в соответствии с программными требованиями возраста.
I этап: определение уровня самостоятельность и способность детей к игре-драматизации, в течении недели.
После прочтения и рассказывания сказки “Маша и медведь”, в обработке Л. Толстого, двум подгруппам детей предложили инсценировать данную сказку, с использованием атрибутики.
На основе наблюдений фиксировали результаты, которые, впоследствии занесли в таблицу
Для анализа развития игры-драматизации мною использовалась характеристика трёх уровней развития игры: высокий, средний, низкий.
Это свидетельствует о необходимости изучения степени освоения детьми содержания произведений художественной литературы.
С этой целью были подготовлены вопросы, с использованием характеристики трёх степеней освоения и ознакомления с художественной литературой.
1. Любишь ли ты, когда тебе читают?
2. Что любишь слушать, когда читают?
3. Какие произведения ты знаешь?
4. Какую сказку ты бы хотел рассказать кукле Маше?
5. Знаешь ли ты какие-нибудь рассказы?
6. Какие стихи ты знаешь наизусть?
7. Расскажи пожалуйста стих, который тебе больше всех нравится.
Высокая - первая, характеризует полноценное знание и представление о произведениях. Ребёнок может назвать любимые сказки (от 15 и выше) и рассказы (от 10 и выше); может вспомнить рассказать 2-3 программных стихотворения(при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки), назвать не менее 10-ти.
Средняя. Ребёнок может назвать от 10 до 15 названий сказок, от 5 до 10 названий рассказов, рассказать 2 стихотворения, назвать от 5 до 10.
Низкая. Ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Называет менее 10 названий сказок, до 5 рассказов, может рассказать 1 стихотворение и менее 5 названий стихотворений.
Анализ результатов даёт возможность наглядно увидеть, что уровень изучения достижений детей экспериментальной группы в развитии театрализованной игры по окончании исследования контрольного эксперимента значительно улучшились с 40% до 100%, что свидетельствует об эффективности работы по восприятию художественной литературы посредством драматизации.
Основным фактором отношения дошкольника к книге и критерием ее оценки, является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой, является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Все это является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Вместе с тем, как свидетельствуют данные мониторинга педагогов-воспитателей, главным в работе современного дошкольного образовательного учреждения остается направленность на формирование знаний, умений, навыков (80 %), а выработка потребности, у средних дошкольников, в общении с произведениями художественной литературы вызывает затруднения у воспитателей.
Таким образом, процесс развития восприятия книги дошкольниками, и, в особенности детьми 3-4 лет, в дошкольных образовательных учреждениях является малоэффективным в силу серьезных недостатков в сфере подготовки воспитателей дошкольных учреждений к развитию восприятия книги младших и средних дошкольников.
Отсюда, возникает кризис детского чтения, который в праве можно считать проблемой современных детей. Этот кризис состоит не в том, что дети перестают читать, а в том, что у них не развивается или утрачивается интерес к этой сфере занятий.
Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит и эффективности (М.Р. Львов).
В связи с проблемой воспитания интереса к книге актуальным является вопрос о выявлении особенностей восприятия книги у детей уже на этапе раннего возраста.
Доклад окончен, благодарю за внимание.