Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.
Задачи:
- научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
- учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
- развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
- развивать навык самоконтроля
- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)
- Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)
- Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.
Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.
Выслушиваются ответы учеников.
- Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, о чем идет речь?
Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?
Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.
- Поставьте цель своей деятельности на уроке.
- Научиться различать прилагательные разных разрядов.
- Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
- Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.
- Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов
1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.
Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).
План исследования | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
Свойства прилагательных: | |||
1) Значение | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету | Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному |
2) Наличие краткой формы | да | нет | нет |
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) | да | нет | нет |
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма | да | нет | нет |
5) Свойство образовывать антонимические пары | да | нет | нет |
6) Имеют особые суффиксы | - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) | - ин(?), - ов(?), ий(?) |
2) Определение темы и цели групповых исследований
Учитель: Итак, тема исследования:
- 1-я группа – качественные прилагательные;
- 2-я группа – относительные прилагательные;
- 3-я группа – притяжательные прилагательные.
3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.
4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?
5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.
5. Первичное закрепление.
1) Устный тренинг
Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.
Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.
- 1-й – только качественные
- 2-й – только относительные
- 3-й – притяжательные
Имена прилагательные | ||
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Упражнение 833 | ||
Обидчивый ребенок | Клубничное варенье | Мамина шляпа |
Сильный ветер | Детские игрушки | Лисьи следы |
Гордый человек | Серебряная ложка | Мышиная норка |
Спортивный костюм | Меховое пальто | Собачий хвост |
Яркий свет | Деревянная ручка | Бабушкин дом |
Безобразный поступок | ||
Упражнение 834 | ||
Добрым молодцам | Ребятишки заводские | Лисий хвост |
Песок сыпучий | Отцовский дом | |
Глухой степью | Папиного детства | |
Неизвестный путь | ||
Бесконечной цепью |
На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.
Рефлексия:
- Какую тему исследовали?
- На какие разряды делятся имена прилагательные?
- Перечислите признаки качественных прилагательных?
- Перечислите признаки относительных прилагательных?
- Перечислите признаки притяжательных прилагательных?
Д./з. На выбор:
- Упражнение 843, стр. 106.
- Упражнение 838, стр.104