Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Задачи:
- Воспитывать толерантность, терпимость к друг другу и окружающим.
- Формировать эмоционально-чувствительную сферу и ценностных отношений между людьми.
- Познакомить с качествами толерантной и интолерантной личности.
- Формировать классный коллектив как благоприятную среду для развития школьников.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование, презентации в PowerPoint, шаблоны и заготовки для дерева толерантности, маркеры
Ход занятия
1. Организационный момент, знакомство.
- Здравствуйте, ребята! Заходите, садитесь. Меня зовут Юлия Ивановна. Я сегодня проведу у вас занятие.
2. Постановка проблемы.
Сейчас я вам прочитаю фрагмент из одного рассказа. А вы внимательно слушайте и попытайтесь ответить какова же тема нашего классного часа.
Предлагаю послушать небольшой отрывок.
Эта история произошла недалеко от города Н. Но она могла произойти где угодно, и от этого не потеряла бы своей прелести. Собственно говоря, самая обычная, и в то же время чудесная, случилась она в стае ворон. Таких обычных и привычных чёрных ворон, которых мы видим едва ли не каждый день. Так вот жила одна стая недалеко от города, как раз на полпути до мусорной свалки. А когда наступали холода, и свалку закрывал плотный снег, они могли легко добраться, и полакомиться в городе. Весной каждый год в стае происходило чудо. Каждую весну, в роще, где гнездилась эта стая, начиналась массовая суета. Всем срочно нужно было обновить гнёздышки, и утеплить их. И со временем в каждом гнёздышке появлялись птенчики, такие маленькие воронёночки, тоже чёрные, как мамы, и такие же шумные. Так было и в этот раз, с той лишь разницей, что в одном гнёздышке появился птенец, совсем даже не чёрный. До такой степени не чёрный, что даже совсем белый. Абсолютно белый, ни одной чёрной крапинки. Поначалу, только родители знали о белом воронёнке, но в стае долго секрет не сохранить, и вот уже соседи начали поговаривать о ненормальном детёныше, а вскоре и вся стая знала о новорожденном, так не похожем на других. Поначалу все только шептались за спиной, мол, не повезло же паре, родили урода. Потом прошёл слух, что это плохая примета для стаи, и кое-кто уже начал требовать, чтобы белого умертвили. От родителей белой вороны начали отворачиваться друзья и знакомые. И только родители, не слушая ни кого и любя свою дочку, казалось, не замечали её уродства, и всё таскали и таскали доченьке еду. Прошло время, детишки в гнёздах выросли, и стали учиться летать. Теперь и они все могли видеть эту белую ворону, и уж конечно не давали ей проходу.
- Белая, белая, белая ворона. – Кричали они на каждом шагу.
- Уродина огородина, ты на себя не похожа. Какая же ты ворона? И вообще, откуда ты взялась, папа с мамой у тебя чёрные. Ты, наверное, подкидыш, тебя кукушки принесли.
И довели они родителей и их белую дочку до того, что перебрались те в самое густое дерево, подальше от гнездовья, и только когда стая вся собиралась куда-то лететь, присоединялись. Да и тогда летели как-то в сторонке, на расстоянии от общей массы, а вся стая делала вид, что эти вороны не с ними.
Ребята, а вы когда-нибудь сталкивались в жизни с похожей ситуацией? Приведите пример.
3. Сообщение темы классного часа.
Как вы думаете, каким общим понятием можно назвать тему нашего классного часа ситуацию? - толерантность.
Что такое толерантность?
4. Вступительное слово учителя.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. 16 ноября был Международный день толерантности. Итак
Толерантность
- это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение.Так как я учитель иностранного языка я предлагаю Вам прочитать , как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.
Перевод слова “толерантность” с разных языков
язык | Перевод на русский язык |
английский | Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь |
французский | Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов |
китайский | Проявление великодушия в отношении других |
арабский | Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим |
персидский | Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению |
5. Работа в группах.
- Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. класс поделен на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.
Работа по группам
На мой взгляд, можно применить следующие слова:
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие Гуманизм |
Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Пренебрежение Раздражительность Равнодушие Цинизм |
Вывод:
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
6. Продолжение рассказа.
А теперь, ребята давайте вернемся к рассказу.
Тот год выдался очень неудачным. Случилось несчастье, погибли под колёсами автомобиля родители белой вороны, и та осталась совсем одна в своём густом дереве. Стая отвернулась от неё, и хотя ворона выросла, и стала стройной и сильной, все по-прежнему считали её уродкой, ведь она была вся белая. Кроме того, закрыли свалку. Да и зима выдалась такой суровой, что стая вынуждена была каждый день летать в город, и подолгу кружить над ним, ища себе пропитание. Наша белая ворона всё ещё держалась стаи, ей просто некуда было деваться, но летала подальше от всех, чтобы не бросаться в глаза и не слышать злых насмешек.
Люди не любили эту стаю, хотя и видели каждый день. И нашлись такие, что решили всю стаю извести. Проследили люди, куда стая каждый день летает, и откуда, и каким маршрутом прилетает, и поставили огромную сеть. И случилось так, что однажды вечером вся стая, возвращаясь в рощу, залетела в эту сеть. И запутались вороны, и начали метаться и искать выход, но не находили его. И носились вокруг огромные собаки, и лаяли, и пугали ворон. И посмеивались люди, что их затея удалась. И оставили они ворон на ночь в сети, оставив собак охранять, а утром, как расцветёт, решили вернуться, и покончить со всей стаей. И ушли люди в дома, в тепло. И осталась вся стая под сеткой на морозе, только собаки сторожили их, да и те старались найти место посуше, да потеплее, и свернуться клубочком. Только одна ворона из стаи не попала в сеть. Ведь она летела в стороне от всех, ведь она была белая. И кружила эта ворона высоко в небе, и видела всё, что произошло.
7. Работа в группах.
А сейчас я вам предлагаю придумать окончание этой истории.
Стая благополучно добралась до своей рощи. И, когда прилетела белая, устроили такой гвалт, такой кавардак, такие овации почти на всю ночь, что всполошили всех жителей рощи. Да и как им было не радоваться, ведь спаслись от верной смерти. И так все восхваляли белую ворону, и такие говорили ей комплименты, что остаётся только удивляться. А ведь совсем недавно они только и делали, что говорили ей гадости, и отворачивались от неё. Теперь же белая вдруг стала и самой красивой, и самой умной, и самой смелой. Появились такие обожатели, что подняли вопрос о том, чтобы вообще сделать белую вожаком стаи. Тут же были назначены выборы, вот только белая вела себя очень скромно. И вожаком быть отказалась. “Ведь я белая, очень заметная, выдам всю стаю, мне нельзя быть вожаком” - говорила она. И держалась так, будто все восхваления её не касались. А вскоре и вообще спряталась в своём дереве. Сказала, что ей надо отдохнуть.
Вот так и дотянула стая до весны. Как-то белая нашла новую свалку, и вся стая перебралась поближе к ней. Теперь все уважают белую ворону, рассказывают детям о том случае, когда она спасла всю стаю. Часто ставят её в пример молодёжи, и говорят, чтобы они учились у белой уму и смелости. Вот только белая ворона опять живёт отдельно, в самом густом дереве, и стесняется приближаться к стае. Ведь она белая, а воронята у нее родились чёрные, такие же, как все. Неудобно как-то.
Показ слайда
Можно ли этим плакатом проиллюстрировать окончание рассказа? Докажите.
Важно не обижать окружающих тебя людей, ведь это может остаться на всю жизнь. Мы обижаем и не думаем о последствиях.
8. Минутка релаксации.
9. Заключительное задание.
“Дерево толерантности”
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа дуба пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
10. Итог.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним что такое “Толерантность”? “Толерантная личность”? “Интолерантная личность”?
- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Благодарю вас за работу! Вы молодцы!