Цель: познакомить учащихся с творчеством П.И Чайковского, через творческую деятельность.
Подготовительная работа:
- Подбор произведений П.И. Чайковского “Времена года” (январь, апрель, июнь, октябрь) – учитель музыки.
- Разучивание стихов классиков по теме “Времена года” (Саша Черный “Зимою всего веселей”, зима, весна, лето, осень) - учитель литературы.
- Подбор репродукций картин художников по временам года – учитель ИЗО.
- Подготовить канцтовары для проведения мастерской: 1 набор фломастеров или карандашей на каждый стол, листы бумаги А4 и ручки на каждого участника – педагог - организатор, классные руководители.
Вступительное слово: Сегодня у нас необычное мероприятие - это мастерская творчества. На которой кроме знания стихов, музыкальных и живописных произведений, общей эрудиции, необходимо уделить пристальное внимание к увиденному и услышанному, пропустить это через свои чувства и эмоции:
- Вслушайтесь
- Вчитывайтесь
- Вдумывайтесь
- Присматривайтесь
- Прочувствуйте
- Попробуйте
- Творите!
Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно окружающей природе. Наш земляк Петр Ильич Чайковский, создал множество музыкальных произведений, и в частности фортепьянные произведения “Времена года”.
У Петра Ильича Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных произведение и произведение “Времена года” это пейзажи родной природы “Времена года”. Подобно водопаду, мелодия зарождается в высоте, движется только вниз, “растворяясь” в пассажах аккомпанемента. Не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием слушать ее, ходить в музеи и читать книги. Нужно найти что-то общее между этими видами искусства.
Чайковский П.И. в пьесах “Времена года” передает не только облик природы – увядающей осени или жизнерадостное пробуждение природы весной, но человеческую ноту. Характерно для произведений Чайковского любование временами года с праздничными днями, эмоциями – звон бубенцов, и мотив песен-закличек слышен в интонации музыкальных произведениях. Новые чувства, символ стремления к жизни! И жизнерадостный момент – момент любования милой каждому русскому сердцу картиной.
“Времена года”, литературно-музыкальная творческая мастерская, посвященная 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского
Во время участия в нашей мастерской, каждый из вас постарается прикоснуться к творчеству. Сегодня мы как бы пролистаем календарь, наша мастерская поделена на 4 блока “Зима”, “Весна”, “Лето” “Осень” каждый из них будет начинаться с музыкального произведения П.И. Чайковского и демонстрацией произведений живописи, различных художников, мы будем слушать стихи, которые вы подготовили со своими педагогами.
Творческая работа. У каждого из нас есть любимое время года, каждого из нас, что-то в нем привлекает: красота природы, возможность отдыха или любимого дела. Сейчас нарисуйте на листе бумаги любимое время года или его атрибут. Например, зима – снежинка, весна – подснежник, лето – ягоды, осень – желтые листья.
С обратной стороны листа, в течение мастерской, вы записываете по каждому блоку:
- Что вы чувствуете?
- Какое настроение она вызывает?
- Как создается это настроение?
Записывает понравившиеся эпитеты, сравнения и другие средства выразительности речи.
1 БЛОК: “Зима” П.И. Чайковский. “Времена года”, зима – “Январь” - презентация картин художников. (6 мин. 30 сек. www.youtube.com/watch?v=mXO1eE2NvEY). Стихи по теме “Зима” (см. приложение)
2 БЛОК: “Весна” Картины известных художников Весна красна, музыка П. И. Чайковского “Апрель” (5 мин. 35 сек. www.youtube.com/watch?v=T_wHw0KoaL0) Стихи по теме “Весна” (см. приложение)
3 БЛОК “Лето” Картины известных художников “Лето, ах лето!” Музыка П. И. Чайковского “Июнь” (4 мин. 20 сек. www.youtube.com/watch?v=nJIFtSVlfoc) Стихи на тему “Лето” (см. приложение)
4 БЛОК “Осень” “Осень” в картинах великих художников, музыка П. И. Чайковского “Октябрь” (5 мин. 5 сек. www.youtube.com/watch?v=SCSpmnIWhWs) Стихи на тему “Осень” (см. приложение)
- Что вы чувствуете?
- Какое настроение она вызывает?
- Как создается это настроение?
Блок – творчество: составить стихотворение или Синквейн по любимому времени года, использовав записи, сделанные во время знакомства с произведениями живописи, музыки и поэзии. (звучит музыка П.И. Чайковского – “Вальс цветов”)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Заключение – АФИШИРОВАНИЕ – прочитать, что получилось по желанию участников, оформление выставки творческих работ учащихся.
Рефлексия: Чему посвящается мастерская? Какие произведения мы прослушали? Какие произведения увидели? Какие стихи прослушали? Какие чувства испытывали в процессе творчества?
Список используемой литературы
- Энциклопедия Удмуртии, 2001 год
- Степанов Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. – М. ЦГЛ, 2006 -160 с.
- Светлый мир / произведения русских писателей. – Изд-во “Удмуртия”, 1998 г. – 520 с.
- П.И. Чайковский. “Времена года”, зима – “Январь” - презентация картин художников. (www.youtube.com/watch?v=mXO1eE2NvEY).
- Картины известных художников Весна красна, музыка П. И. Чайковского “Апрель” (www.youtube.com/watch?v=T_wHw0KoaL0)
- Картины известных художников “Лето, ах лето!” Музыка П. И. Чайковского “Июнь” ( www.youtube.com/watch?v=nJIFtSVlfoc)
- “Осень” в картинах великих художников, музыка П. И. Чайковского “Октябрь” (5 мин. 5 сек. www.youtube.com/watch?v=SCSpmnIWhWs)