Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: познавательно-творческий, открытый (в контакте с семьей).

Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь 2014 года).

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Актуальность проекта: современные дети, в том числе и дошкольники, разносторонне развиты, активны, любознательны. Но порой они недостаточно воспитаны, не всегда внимательны к окружающей красоте, иногда проявляют чёрствость и бессердечие. Новые информационные технологии, безусловно, расширяют возможности развития наших воспитанников, но в то же время отдаляют детей от мира прекрасного, доброго, вечного.

В современных учреждениях образования, в том числе и нашем, возникает необходимость в разработке новых подходов к воспитанию дошкольников, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

“Искусство очеловечивает”, - говорил известный живописец и педагог Б.М. Неменский. Бесспорным является и тот факт, что именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Выражаем уверенность, что разработанные нами уроки искусства и литературы, познавательные и творческие проекты вносят частицу в важнейшее дело воспитания современного дошкольника, помогают ориентироваться в окружающей действительности, понять ее многообразие, способствуют обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияют на познание нравственной стороны действительности, повышают познавательную активность.

Не секрет, что наших детей окружают Монстры Хай, Человеки Пауки, Нинзяги, Гарри Поттеры и другие герои иностранных мультфильмов и фильмов. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию, - ещё одна актуальная проблема нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины.

Когда мы говорим о России и ее культурном наследии, первое имя, которое вспоминается большинству – имя Александра Сергеевича Пушкина - одного из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок великого русского поэта в формировании эстетически нравственной личности ребёнка.

Анализ бесед с родителями показал, что лишь малая часть последних читают ребятам сказки А.С. Пушкина, считая их недоступными пониманию детей дошкольного возраста. Мы же предполагаем, что благодаря изучению творчества великого русского поэта содействуем появлению у детей стремления к постоянному общению с книгой, развиваем способность наслаждаться художественным словом, учим уместно употреблять в речи образные выражения, создаём ситуации, способствующие возникновению интереса к изучению творчества и других писателей.

Цель проекта: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

Задачи проекта:

  • формировать интерес к книгам, литературным произведениям;
  • прививать любовь к родному языку;
  • познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина;
  • воспитывать умение слушать, понимать и воспринимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Основные формы реализации проекта:

  • чтение художественной литературы;
  • интегрированные занятия;
  • продуктивная деятельность;
  • игры–импровизации, театрализованная деятельност;
  • викторины.

Этапы проекта

Проект включает три основных этапа:

1-й этап. Подготовительный.

  • постановка цели и задач для педагогов;
  • изучение методической литературы;
  • подбор аудио и видео материала по произведениям А.С. Пушкина, оформление презентации по биографии автора и викторины по сказкам поэта;
  • создание проблемной ситуации для детей;
  • беседы с детьми с целью выяснения, что они знают об А. С. Пушкине, что хотели бы еще узнать, откуда это можно узнать;
  • организация выставки книг с привлечением родителей “Мои любимые сказки”;
  • разработка памяток для родителей “Что, как и когда читать детям”.

2-й этап. Основной.

Рассказ воспитателя о поэте с использованием средств ИКТ;

  • чтение сказок А.С. Пушкина;
  • рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников в детских книгах различных изданий;
  • чтение и разучивание отрывков стихотворений А.С. Пушкина о разных временах года;
  • игры-драматизации по сказкам: “У самого синего моря”, “Свет мой, зеркальце, скажи”, “В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря”, “Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?”;
  • организация библиотеки юного читателя;
  • конкурс чтецов стихов об осени (любимой поре года великого поэта);
  • игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку...”;

Пушкинская игротека – дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина (“Какой сказочный герой лишний?”, “Найди предметы из сказок Пушкина” и др.);

  • викторина по математике “Герои сказок Пушкина в цифрах”;
  • посещение с родителями пушкинских мест: музея–усадьбы поэта в селе Захарово, создание фотоотчета о посещении, мини-доклад Вовы Герасимова “Я в имении Пушкина”;
  • исследовательская работа Вари Котарыгиной “Как Пушкин русский язык изменил”;
  • оформление выставки детских работ по сказкам А.С.Пушкина;
  • участие в районном конкурсе “Пушкинская осень”;
  • слушание музыкальных произведений: “Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь”; “Полет шмеля”; “Океан море” Н. Римского-Корсакова; “Аквариум”, “Лебедь”, “Танец Золотой рыбки” К. Сен-Санса из цикла “Карнавал животных”;
  • создание образов героев пушкинских сказок в различных техниках:
  • лепка из пластилина “Белка песенки поет, да орешки все грызет”, лепка из соленого теста “Царевна–лебедь”;
  • конструирование и аппликация из бумаги “Флот царя Салтана”, из строительного материала “Сказочные дворцы”, бисероплетение “У лукоморья дуб зеленый”, квилинг “Портрет поэта”;
  • рисование “У лукоморья дуб зеленый”, “Петушок с высокой спицы...”, “Царство золотой рыбки” и др.

3-й этап. Обобщающий (заключительный).

Организация викторины по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с награждением всех участников и победителей:

  • создание книжки-малышки “Сказки Ученого Кота” с иллюстрациями дошкольников к различным к сказкам А. С. Пушкина;
  • оформление фото выставки по следам проекта;
  • обобщение результатов, подведение итогов совместной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Расширение кругозора.
  • Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
  • Содействие творческому развитию детей, развитию творческих способностей.
  • Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.