Введение
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. В связи с этим актуальна и проблема социализации ученика посредством художественного слова.
По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. Творческие способности – это, способности удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Интерес к обучению определяется в научно-методической литературе как один из доминирующих мотивов учения. Интерес – это, внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным [1, с. 74]. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом. Он необходим для развития творчества. Ни один общеучебный навык не формируется без устойчивого познавательного интереса к предметной области. В свою очередь развитие познавательной активности личности немыслимо без развития познавательного интереса.
Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления обучающихся применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию их деятельности. Использование на уроке проблемных ситуаций, применение задач поискового характера востребованы в современной школе, так как вся “система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера – творческий процесс, путь поиска и находок” [2, с. 45]. Обучение в условиях организованной поисковой деятельности, начинающееся с овладения общими способами решения задач определенного класса, позволяет, сталкиваясь с каждой новой задачей, определенным образом перестроить способы действия или найти новые (продуктивный метод), соответствующие условиям задачи. Школьники учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования.
Нами представлены некоторые способы организации творческой деятельности на уроках развития речи, которые, по нашему мнению, будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся и повышению качества обучения.
Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие развития творческих способностей учащихся
Уроки развития речи - это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.
Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся.
Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:
- изложения (подробные и сжатые, полные и выборочные, изложения с творческими заданиями, изложения с элементами сочинения и т.д.);
- сочинения, которые необходимо планировать в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе (от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи);
- работа по развитию речи на основе иллюстративного материала. Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от учителя и ученика требуется немалая доля творчества.
Более подробно скажем о следующих видах творческих работ:
1. творческий пересказ, творческое изложение - вид устного или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.
Возможные творческие изменения и дополнения:
- изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола для пересказа от лица одного из персонажей);
- продолжение сюжета, продолжение судьбы героя;
- развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.;
- перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму (драматизация) или составление киносценария;
- составление рассказа по аналогии с прочитанным.
2. Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ученикам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе:
- Представьте, что вы тоже на воскресной прогулке. Переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на прогулку. Подумайте: какие подробности следует опустить; о чем рассказать полнее; как лучше озаглавить сочинение.
Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель), сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть безадресным, ситуация нашла отклик у ребят.
3. Творческий диктант – вид упражнения по развитию самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии.
Под названием творческий диктант подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться, как в исходной, так и в заданной форме.
Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены.
Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом. Он служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию.
Особенно эффективны, на наш взгляд, творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине (приложение 1).
В заключение следует отметить, изучив проблему развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы по развитию речи, мы можем сказать, что наиболее эффективным в формировании творчества является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие познавательных процессов и творческой активности.
При проведении уроков развития речи следует опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой. Особую актуальность в данной работе приобретает принцип индивидуального подхода к обучающимся, обеспечивающий условия для развития их индивидуальных задатков, интересов и творческих способностей.
В целях развития творческих способностей при обучении русскому языку и литературе необходимо соблюдать и такое условие - создание на уроке атмосферы творчества и сотрудничества. Каждый учитель знает, как для успеха необходимо обоюдное понимание “учитель-ученик”, “ученик-учитель”.
Чтобы вникнуть во внутренний мир каждого ученика, раскрыть его способности, развить желание и умение учиться, помочь ощутить радость познания, необходимо самому педагогу быть в постоянном поиске, учиться у других, совершенствоваться.
Список литературы.
- Лук, А. Н. Психология творчества [Текст]/ А. Н. Лук. - М., 1978. - 193 с.
- Напольнова, Т.В. Формирование познавательного интереса и творческого отношения к учению [Текст]/ В.Т. Напольнова. - М., 1999. - 250 с.