Актуальность
Вопрос психологической готовности ребенка к систематическому школьному обучению привлекает большое внимание современных исследователей и практиков системы образования.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программой в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в “зону ближайшего развития” ребенка. “Зона ближайшего развития” определяется тем, чего ребенок может достичь а сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40 – х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста. Именно с этой поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.
Второй всплеск интереса возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении детей с 6 лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности у него предпосылок учебной деятельности.
Подход к проблеме готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения, основана на трудах Л. С. Выготского, и рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в “детстве”.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Как правило, ежегодно в апреле во всех школах при записи в первый класс педагоги, реже психологи, проводят собеседование с целью определения готовности к школе. Но зачем выявлять неготовность до начала регулярного школьного обучения, если согласно Закона Российской Федерации “Об образовании”; Типового положения об образовательных учреждениях утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 по которым родители имеют право выбирать общеобразовательное учреждение и форму получения образования, что запрещает какой-либо отбор детей на конкурсной основе?
Определяя психологическую готовность к школьному обучению нужно четко понимать, для чего это делается. Можно выделить следующие цели, которым целесообразно следовать при диагностике готовности к школе:
- понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно–воспитательном процессе;
- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволяет каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (согласно письму Минобразования РФ “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы” №2021/11 – 13 от 25 сентября 2000 года, у школы есть возможность отказать в приеме в первый класс детям неготовым к началу школьного обучения).
Естественно, что часть детей, поступающих в школу, на собеседовании показывает неудовлетворительные результаты, которые расцениваются как психологическая неготовность к школьному обучению. До того, как эти дети окажутся за школьной партой, должно пройти еще несколько месяцев. Известно, что детский организм растет и развивается неравномерно, нередко скачкообразно, и эти месяцы могут оказаться очень важными в созревании и формировании психических функций. Возникает вопрос: можно ли помочь ребенку в период с апреля по сентябрь, что бы развить необходимые навыки, для успешного обучения в школе?
Цель программы: создание оптимальных условий для развития потенциала каждого ребенка.
Задачи программы:
- определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия;
- организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей;
- создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Участники программы:
Формирование предпосылок к снижению прогнозирования школьных трудностей у будущих первоклассников:
- Дети, поступающие в 1-й класс;
- педагоги;
- родители детей;
Сроки и этапы реализации программы
I этап: Диагностический (март 2014 - август 2014 года)
II этап: Коррекционно-развивающий (апрель 2014 - август 2014 года)
III этап: Этап оценки проведенной работы (август 2014 года)
IV этап: Практический (август-сентябрь 2014 год)
Намечаемые пути и механизмы реализации программы:
Диагностический:
- Проблема психологической готовности к школьному обучению в трудах отечественных психологов;
- Изучение методической литературы ФГОС школьного и дошкольного образования;
- Анализ психодиагностических методик по определению психологической готовности к школьному обучению;
- Анализ психокоррекционных методов для формирования готовности к школе;
- Определение наиболее эффективной формы работы со всеми участниками образовательного процесса;
- Проведение диагностики прогнозируемых трудностей у будущих первоклассников;
- Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления уровня факторов риска развития и воспитания ребенка (Приложение №1, 2);
Коррекционно-развивающий:
- Проведение консультаций для родителей;
- Проведение корррекционно-развивающих занятий.
- Оценка проведенной работы:
- Проведение повторной диагностики;
- Сравнение результатов.
Практический этап:
- Проведение семинара-практикума для педагогов по ознакомлению с особенностями будущих первоклассников;
- Разработать памятки в помощь педагогам по преодолению трудностей в различных ситуациях между детьми, даны рекомендации по работе с родителями;
- Мастер-класс для родителей на тему: “В первый класс-первый раз!”;
- В процессе специально организованной образовательной деятельности на коррекционных занятиях у детей снизится вероятность прогнозирования школьных трудностей
Реализация программы будет способствовать: формированию предпосылок у будущих первоклассников к снижению вероятности школьной дезадаптации на фоне психологической неготовности к школе.
Дети научатся:
- соотносить то, что им уже известно, и еще неизвестно, на основании этого ставить учебную цель или задачу;
- определять последовательность промежуточных целей и учитывать конечный результат, составлять план и последовательность действий;
- прогнозировать результат;
- сравнивать свою работу с заданным эталоном с целью обнаружения отличий отклонений от него;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способы действия, в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- осознавать и выделять то, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить;
- работать в коллективе, саморегуляции своего поведения, преодолевать препятствия;
Родителям проект поможет:
- увидеть своего ребенка с другой стороны, увидеть проблемы и пути их решения.
- стать активным участником образовательного процесса и повысить уровень педагогической грамотности;
- овладеть новыми способами взаимодействия с детьми.
Педагогам даст возможность:
- создать в учреждении команду единомышленников, обладающую инновационным потенциалом, объединенную общими идеями;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми;
- формирования умения педагогического коллектива глубоко и всесторонне анализировать результаты педагогической деятельности, работать как над совершенствованием личности обучающегося, так и над самосовершенствованием;
- в установлении взаимосвязи между родителями - детьми и педагогом.
Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект
- Методическая литература;
- Наглядные пособия для проведения занятий с детьми;
- Подборка аудио и видео материалов;
- Интернет - как источник необходимой информации;
- Microsoft Office Word и Microsoft Office PowerPoint - как средство структурирования, оформления и систематизации информации.
Какие риски есть у программы и как их минимизировать
Риски: Возможность неполного восприятия детьми данного подхода, в случае если только отдельные педагоги работают над данной проблемой.
Минимизация: Поиск и привлечение единомышленников к реализации проекта, необходимо продумать пути взаимодействия с педагогами (интегрированные уроки).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М. М. Cтупеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
2. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994, - №8.
3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001
4. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. Соч. Т. 2. – М., 1982
5. Гайдар К. М., Вьюнова Н. И. Gсихологическое консультирование по вопросам готовности ребенка к школе // Психолог в детском саду, 2005, № 2
6. Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста// Вопросы психологии. – 1986. - № 4.
Мероприятия по реализации программы
Мероприятие | Сроки |
Проблема психологической готовности к
школьному обучению в трудах отечественных
психологов; Изучение методической литературы ФГОС школьного и дошкольного образования; Анализ психодиагностических методик по определению психологической готовности к школьному обучению; Анализ психокоррекционных методов для формирования готовности к школе; Определение наиболее эффективной формы работы со всеми участниками образовательного процесса; |
Март – май |
Проведение диагностики прогнозируемых
трудностей у будущих первоклассников; Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления уровня факторов риска развития и воспитания ребенка (Приложение №1–5); Проведение консультаций для родителей; Проведение корррекционно-развивающих занятий. |
Май-август |
Проведение повторной диагностики; Сравнение результатов. |
Август |
Проведение семинара-практикума для
педагогов по ознакомлению с особенностями
будущих первоклассников; Разработать памятки в помощь педагогам по преодолению трудностей в различных ситуациях между детьми, даны рекомендации по работе с родителями; Мастер-класс для родителей на тему: “В первый класс-первый раз!”; В процессе специально организованной образовательной деятельности на коррекционных занятиях у детей снизится вероятность прогнозирования школьных трудностей |
Август |