Программа формирования психологической готовности у будущих первоклассников

Разделы: Администрирование школы


Актуальность

Вопрос психологической готовности ребенка к систематическому школьному обучению привлекает большое внимание современных исследователей и практиков системы образования.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программой в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в “зону ближайшего развития” ребенка. “Зона ближайшего развития” определяется тем, чего ребенок может достичь а сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40 – х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста. Именно с этой поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении детей с 6 лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности у него предпосылок учебной деятельности.

Подход к проблеме готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения, основана на трудах Л. С. Выготского, и рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в “детстве”.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Как правило, ежегодно в апреле во всех школах при записи в первый класс педагоги, реже психологи, проводят собеседование с целью определения готовности к школе. Но зачем выявлять неготовность до начала регулярного школьного обучения, если согласно Закона Российской Федерации “Об образовании”; Типового положения об образовательных учреждениях утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 по которым родители имеют право выбирать общеобразовательное учреждение и форму получения образования, что запрещает какой-либо отбор детей на конкурсной основе?

Определяя психологическую готовность к школьному обучению нужно четко понимать, для чего это делается. Можно выделить следующие цели, которым целесообразно следовать при диагностике готовности к школе:

- понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно–воспитательном процессе;

- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволяет каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (согласно письму Минобразования РФ “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы” №2021/11 – 13 от 25 сентября 2000 года, у школы есть возможность отказать в приеме в первый класс детям неготовым к началу школьного обучения).

Естественно, что часть детей, поступающих в школу, на собеседовании показывает неудовлетворительные результаты, которые расцениваются как психологическая неготовность к школьному обучению. До того, как эти дети окажутся за школьной партой, должно пройти еще несколько месяцев. Известно, что детский организм растет и развивается неравномерно, нередко скачкообразно, и эти месяцы могут оказаться очень важными в созревании и формировании психических функций. Возникает вопрос: можно ли помочь ребенку в период с апреля по сентябрь, что бы развить необходимые навыки, для успешного обучения в школе?

Цель программы: создание оптимальных условий для развития потенциала каждого ребенка.

Задачи программы:

  • определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия;
  • организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей;
  • создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.
  • организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Участники программы:

Формирование предпосылок к снижению прогнозирования школьных трудностей у будущих первоклассников:

  • Дети, поступающие в 1-й класс;
  • педагоги;
  • родители детей;

Сроки и этапы реализации программы

I этап: Диагностический (март 2014 - август 2014 года)

II этап: Коррекционно-развивающий (апрель 2014 - август 2014 года)

III этап: Этап оценки проведенной работы (август 2014 года)

IV этап: Практический (август-сентябрь 2014 год)

Намечаемые пути и механизмы реализации программы:

Диагностический:

  • Проблема психологической готовности к школьному обучению в трудах отечественных психологов;
  • Изучение методической литературы ФГОС школьного и дошкольного образования;
  • Анализ психодиагностических методик по определению психологической готовности к школьному обучению;
  • Анализ психокоррекционных методов для формирования готовности к школе;
  • Определение наиболее эффективной формы работы со всеми участниками образовательного процесса;
  • Проведение диагностики прогнозируемых трудностей у будущих первоклассников;
  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления уровня факторов риска развития и воспитания ребенка (Приложение №1, 2);

Коррекционно-развивающий:

  • Проведение консультаций для родителей;
  • Проведение корррекционно-развивающих занятий.
  • Оценка проведенной работы:
  • Проведение повторной диагностики;
  • Сравнение результатов.

Практический этап:

  • Проведение семинара-практикума для педагогов по ознакомлению с особенностями будущих первоклассников;
  • Разработать памятки в помощь педагогам по преодолению трудностей в различных ситуациях между детьми, даны рекомендации по работе с родителями;
  • Мастер-класс для родителей на тему: “В первый класс-первый раз!”;
  • В процессе специально организованной образовательной деятельности на коррекционных занятиях у детей снизится вероятность прогнозирования школьных трудностей

Реализация программы будет способствовать: формированию предпосылок у будущих первоклассников к снижению вероятности школьной дезадаптации на фоне психологической неготовности к школе.

Дети научатся:

  • соотносить то, что им уже известно, и еще неизвестно, на основании этого ставить учебную цель или задачу;
  • определять последовательность промежуточных целей и учитывать конечный результат, составлять план и последовательность действий;
  • прогнозировать результат;
  • сравнивать свою работу с заданным эталоном с целью обнаружения отличий отклонений от него;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способы действия, в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • осознавать и выделять то, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить;
  • работать в коллективе, саморегуляции своего поведения, преодолевать препятствия;

Родителям проект поможет:

  • увидеть своего ребенка с другой стороны, увидеть проблемы и пути их решения.
  • стать активным участником образовательного процесса и повысить уровень педагогической грамотности;
  • овладеть новыми способами взаимодействия с детьми.

Педагогам даст возможность:

  • создать в учреждении команду единомышленников, обладающую инновационным потенциалом, объединенную общими идеями;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми;
  • формирования умения педагогического коллектива глубоко и всесторонне анализировать результаты педагогической деятельности, работать как над совершенствованием личности обучающегося, так и над самосовершенствованием;
  • в установлении взаимосвязи между родителями - детьми и педагогом.

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

  • Методическая литература;
  • Наглядные пособия для проведения занятий с детьми;
  • Подборка аудио и видео материалов;
  • Интернет - как источник необходимой информации;
  • Microsoft Office Word и Microsoft Office PowerPoint - как средство структурирования, оформления и систематизации информации.

Какие риски есть у программы и как их минимизировать

Риски: Возможность неполного восприятия детьми данного подхода, в случае если только отдельные педагоги работают над данной проблемой.

Минимизация: Поиск и привлечение единомышленников к реализации проекта, необходимо продумать пути взаимодействия с педагогами (интегрированные уроки).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких М. М. Cтупеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001

2. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994, - №8.

3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001

4. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. Соч. Т. 2. – М., 1982

5. Гайдар К. М., Вьюнова Н. И. Gсихологическое консультирование по вопросам готовности ребенка к школе // Психолог в детском саду, 2005, № 2

6. Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста// Вопросы психологии. – 1986. - № 4.

Мероприятия по реализации программы

Мероприятие Сроки
Проблема психологической готовности к школьному обучению в трудах отечественных психологов;

Изучение методической литературы ФГОС школьного и дошкольного образования;

Анализ психодиагностических методик по определению психологической готовности к школьному обучению;

Анализ психокоррекционных методов для формирования готовности к школе;

Определение наиболее эффективной формы работы со всеми участниками образовательного процесса;

Март – май
Проведение диагностики прогнозируемых трудностей у будущих первоклассников;

Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления уровня факторов риска развития и воспитания ребенка (Приложение №1–5);

Проведение консультаций для родителей;

Проведение корррекционно-развивающих занятий.

Май-август
Проведение повторной диагностики;

Сравнение результатов.

Август
Проведение семинара-практикума для педагогов по ознакомлению с особенностями будущих первоклассников;

Разработать памятки в помощь педагогам по преодолению трудностей в различных ситуациях между детьми, даны рекомендации по работе с родителями;

Мастер-класс для родителей на тему: “В первый класс-первый раз!”;

В процессе специально организованной образовательной деятельности на коррекционных занятиях у детей снизится вероятность прогнозирования школьных трудностей

Август