Индивидуальное занятие в подготовительной группе с ребенком с ОВЗ. Тема: «Дифференциация звуков Л-Р»

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепить навык правильного произношения и различения звуков “Л - Р”.

Задачи:

1.Закрепить навык различения и правильного произношения звуков “Л” и “Р” на материале слогов, слов и связного текста.

2. Упражнять в определении места звука в слове.

3.Развивать слуховую память и внимание.

4. Упражнять в делении слов на слоги.

5.Упражнять в классификации предметов по общим признакам.

6. Упражнять в звуковом анализе и синтезе.

7. Упражнять в образовании и употреблении форм родительного падежа множественного числа.

8. Уточнить словарь.

9. Развивать динамический праксис и кинетическую память.

10. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

У ребенка сходящееся косоглазие, поэтому весь картинный материал предъявляем ребенку на фланелеграфе или на подставке.

Предметные картинки наклеены на цветной картон, силуэты картинок расположены на контрастном фоне (красная картинка на желтом фоне, желтая – на зеленом и т.д, с четким контуром. Цвет должен быть яркий, насыщенный, чистый и естественный). Т.к. у ребенка окклюдер на левом глазу (“заклеен” глаз с большей остротой зрения для повышения остроты зрения другого глаза), ребенку требуется больше времени, чем нормально видящему, для того, чтобы рассмотреть картинки. Однако время зрительной нагрузки должно быть ограничено. Противопоказана зрительная работа с различимостью мелких предметов и деталей. При окклюзии ребенка необходимо сажать по центру стола. Педагог находится по отношению к ребенку со стороны “видящего” глаза.

Оборудование:

  1. Карточки с изображением силуэтов, контуров и предметных картинок.
  2. Фланелеграф.
  3. Простой карандаш, грецкие орехи для самомассажа кистей рук.
  4. Поезд, состоящий из четырех вагонов (вагоны красного, синего, желтого и зеленого цветов).
  5. Контуры предметов (предметные картинки или силуэты) для выделения “Четвертого лишнего”:
  6. а) морковь, банан, помидор, картофель;
    б) майка, сарафан, ботинки, брюки;
    в) капуста, помидор, огурец, вишня;
    г) ласточка, лебедь, страус, попугай;
    д) гРуша, жиРаф, сЛон, веРблюд.

  7. Карточки с изображением предметных картинок, расположенных по кругу.
  8. Посылка: 7 пар “конфет”, заполненных разным материалом (крупа, пуговицы, вата...)
  9. Фишки для звукового анализа и синтеза.
  10. Предметные картинки с изображением крокодила Гены, Чебурашки, мальчика и девочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие слуховой памяти и подведение к теме занятия.

а). На доске разложены 6-7 картинок. Ребенок отворачивается от доски. Логопед называет 4 картинки со звуком “Р”.

Задание ребенку: запомни, найди и назови названия картинок. Определи, какой звук ты слышишь в названии всех картинок.

б). Аналогичное задание с картинками на звук “Л”.

3. Самомассаж кистей рук.

а) с помощью карандаша.

б) с помощью грецких орехов.

4. Речевая зарядка.

Задание ребенку: повтори за мной.

-Ла-ла-ла-лампа и пила,
-Лы-лы-лы-вилы и голы,
-Пи-пи-пи-ла-ла-ла-получается пила,
-Пе-пе-пе-нал-нал-нал-получается пенал,
Ра-ра-ра- рама, радуга, гора,
Ор-ор-ор- красит девока забор,
Ла-бра ,ло-вро, мэ-дрэ, ала-ара,
Вро-ло-ло, кру-лу-лу.

5. Дифференциация звуков “Л” - “Р” на слух (с использованием пластмассовых шариков: желтый - звук “Л”, оранжевый – звук “Р”):

а) изолированно

р,м,л,к,л,н,о...

б) в слогах: ра,он,ул. ир, ру...

в) в словах: рама, лук, двор, лист, стол, молоток, карандаш.

6. Автоматизация и дифференциация звуков “Л” и “Р” в словах по картинкам.

Логопед сообщает о том, что Крокодил Гена в этом году отдыхал в Африке и привез своим друзьям подарки.

Задание: по часовой стрелке назови слова со звуком “Р” и ты узнаешь, что крокодил Гена привез Роме , а против часовой стрелки назови слова со звуком “Л” и ты узнаешь, что Крокодил Гена привез Ладе (картинки наклеены на цветном картоне. Задание предъявлять ребенку на подставке, а не на столе, т.к. у ребенка сходящееся косоглазие и на левом глазу - окклюзия).

7. Определение места звуков “Р” и “Л” в словах по картинкам из задания №6.

8. Гимнастика для глаз.

9. Деление слов на слоги (поезд расположен на фланелеграфе).

Логопед сообщает о том, то Крокодил Гена повезет подарки Чебурашке на поезде.

Задание: помоги Крокодилу Гене разложить подарки по вагонам. В первый вагон положить картинки, в названиях которых один слог. (При затруднениях ребенок может отхлопать количество слогов). Во второй вагон положить картинки, в названиях которых два слога, в третий вагон положить картинки, в названиях которых три слога, в четвертый - картинки, в названиях которых четыре слога.

10. Физкультминутка (с речевым сопровождением).

Левой рукой по плечу,
Правой ручкой - покручу,
На носочках и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.

11. Задание на классификацию слов по общим признакам и развитие слухового внимания (обосновать ответ).

Дидактическая игра “Четвертый лишний” (картинки на контрастном фоне, предъявлять на подставке).

Например: гРуша, жиРаф, сЛон, веРблюд – здесь два варианта ответов:

  • 1-й: лишняя груша, так как это фрукт, а все остальное-животные.
  • 2-й: лишний слон, так как в словах груша, жираф, верблюд – слышен звук “Р”, а в слове слон слышен звук “Л”.

12. Образование существительных родительного падежа множественного числа.

Задание: измени предложения по образцу (доп. задание: повтори предложения):

  • У ласточки есть крылья, а у рыбы нет крыльев.
  • У ласточки есть лапы, а у рыбы...
  • У ласточки есть перья, а у рыбы...
  • У ласточки есть птенцы, а у рыбы...
  • У рыбы есть плавники, а у ласточки...

13. Звуковой анализ и синтез слов (выкладывать на фланелеграфе).

а). Выложи схему слов: РАК, МИР.

б). Исправь ошибку.

Логопед на доске выкладывает ошибочную схему слова ЛАК. Ребенок исправляет и объясняет.

14.Развитие динамического праксиса и кинетической памяти.

Логопед сообщает, что Крокодил Гена привез посылку и для нас.

Задание: подбери пару для каждой “конфетки”, наполненных различным материалом.

15. Подведение итогов.