Современные образовательные технологии на уроке с ФГОС второго поколения

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т.е. всём том, что позволяет учителю “конструировать” образовательный процесс не “вообще”, а применительно к его целям, задачам и условиям. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения прописан перечень рекомендованных для учителя педагогических технологий:

  • развивающее обучение;
  • коллективная система обучения (КСО);
  • технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские и проектные методы;
  • технология модульного и блочно-модульного обучения;
  • технология “дебаты”;
  • технология развития критического мышления;
  • лекционно-семинарская система обучения;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки “портфолио”;
  • технологии интерактивного и дистанционного обучения

Я не являюсь приверженцем какой-то одной педагогической технологии, поэтому в своей работе использую приемы различных технологий.

В основе УМК “Начальная школа 21 века” (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), по которому я работаю, лежит технология развивающего обучения.  Цель развивающего обучения — формирование у детей основ теоретического мышления (или — более широко — основ теоретического сознания, к главным формам которого, наряду с наукой, относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). С помощью этого УМК обучающиеся учатся мыслить теоретически всегда, когда невозможно действовать по известному правилу, на основе старого опыта, когда надо принимать решение, опираясь на разнообразную информацию, отделяя существенное от несущественного.

Авторами УМК выбрана теория обучения, которая в полной мере обеспечивает реализацию личностно-ориентированного обучения, одним из главных принципов которого является принцип индивидуализации образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии.

Как предусмотрено в новых стандартах, школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных, поэтому огромное значение я отвожу использованию в своей работе здоровьесберегающих технологий. Наиболее эффективной системой здоровьесбережения  в образовательном процессе начальной школы считаю технологию  В.Ф.Базарного, включающую в себя: основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений, снимающих зрительное утомление. Достижению положительных результатов применения данной технологии способствуют условия обучения. В классе сделан ремонт в соответствии с требованиями нового Сан-ПиНа, вставлены пластиковые окна, имеется пятисекционная доска, над которой установлено дополнительное освещение. Обучающиеся обеспечены одноместной ростомерной мебелью. В кабинете есть специально оборудованное место для работы за компьютером, как учителя, так и детей. В урочной и внеурочной деятельности обучающимся предоставлена возможность развивать свои физические качества с помощью физкультурно-оздоровительного комплекса, включающего в себя: батуты, тоннели, баскетбольную “ферму”, гимнастическую “стенку”.

Для снятия зрительной утомляемости на своих уроках я использую тренажеры, разработанные В. Ф. Базарным:

1. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.

2. Тренажер со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.

Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течение урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.

Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. В работе используется коврик из геометрических фигур. Дети получают задание: - Из каких геометрических фигур состоит коврик? - Сколько треугольников? (квадратов, кружков) - Какие фигуры одинакового цвета?

На уроках математики часто использую карточки с таким заданием:

- Зачитать числа, записанные: синим, красным цветом.

- Найти все четные числа.

Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц.

ИКТ-технологии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны следующие требования к метапредметным  результатам освоения основной программы для начальной школы: 

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 

2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Мой кабинет оборудован современным многофункциональным интерактивным устройством, с помощью которого обучающиеся с огромным удовольствием учатся работать с учебным материалом, тем самым развивая и повышая познавательный интерес к обучению. Немаловажным является формирование умения работать с таким источником информации, как Интернет. Эти средства помогают мне реализовывать принцип индивидуализации образовательного процесса.

В качестве приложения к УМК приобретены и активно используются в моей работе следующие электронные образовательные ресурсы:

Диск “Начальная школа Кирилла и Мефодия”. Окружающий мир. В 2-х частях,2 класс.
Диск “Начальная школа Кирилла и Мефодия”. Математика. В 2-х частях,2 класс.
ЭОР “Литературное чтение” 1-4 классы. Книгочей.
Диск “Начальная школа Кирилла и Мефодия”. Русский язык,2 класс.
Диск “Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями “Математика”, 2 класс
Диск “Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями “Русский язык”, 2 класс.

По моему мнению, уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками:

- они более интересны для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; повышение уровня наглядности на уроке;

- облегчение труда педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, как следствие, освобождение времени для дополнительных заданий;

- возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

- предоставление широких возможностей для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Поэтому я, как и многие мои коллеги, регулярно посещаю курсы переподготовки и повышения квалификации, международные и всероссийские конференции, научно-практические семинары. Это позволяет мне изучать и осваивать новые приемы и педагогические технологии.

Уже сейчас можно говорить о первых положительных результатах введения стандартов:

  • для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный;
  • для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;
  • для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Список литературы.

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005. – 176с.
  2. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования - путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения // Педагогика.-2009.-№4
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.-192 с.