ЦЕЛЬ: сформировать представление о растительном мире России.
ЗАДАЧИ:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с основными типами растительности и причинами разнообразия растительных сообществ.
Развивающие.
- Развивать навыки работы с дополнительным материалом, учебником, картой растительности.
Воспитательные.
- Воспитание экологического сознания, бережного отношения к растительному миру.
ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, учебник, карточки с заданиями для каждой группы, мультимедийная установка.
МЕТОДЫ: Объяснительно - иллюстративный, проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: тема “Климат”, 8 класс.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Экология, тема “Приспособление растений к условия своего обитания”, “Факторы среды”, 6 класс.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
* Какой компонент природы мы закончили изучать на прошлом уроке? (почва)
* К какому экологическому фактору относится почва? (абиотическому)
* Какой биотический компонент природы очень тесно связан с почвой? (растения)
На экране появляется ряд рисунков растений. (слайд 2)
* Какова тема нашего урока? (Растительный мир России)
* Обратите внимание на растения. Что вы можете о них сказать? (они все разные, хотя и состоят практически из одинаковых органов)
Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие растительного мира России и выясним, почему в пределах нашей страны произрастают такие разные растения?
(постановка проблемного вопроса, который будет решаться по ходу урока). (слайд 2)
Учитель объявляет цели и задачи урока. (слайд 3)
1. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ.
(объяснение с элементами беседы, характеристика схемы)
Растительность – один из важнейших компонентов природы. В пределах России встречается около 18 тыс. высших растений. Среди представителей растительного мира преобладают виды травянистых растений их многие тысячи, тогда как видов деревьев чуть больше 500.
На состав и обилие растительных организмов сильно влияет деятельность человека. В результате некоторые виды растений резко сократили свою численность, а некоторые даже совсем истреблены.
В тоже время есть виды, искусственно привнесённые в нашу флору, например чайный куст и бамбук.
Растения играют очень важную роль в природе и для человека (характеристика схемы). (<Рисунок1>) (слайд 4)
Объясните каждое значение растительности.
Растительный покров является компонентом природы, который является прекрасным индикатором природных условий. Растения существуют на поверхности не изолированно, а в виде закономерных сочетаний многих растений – растительных сообществ, образующих в совокупности растительный покров территории. В пределах нашей страны выделяют следующие растительные сообщества: тундры, леса, степи, пустыни. (слайд 5)
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ.
(самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, работа с картами атласа, заполнение таблицы, в случае если ученики затрудняются ответить на вопросы проблемного характера, проводится эвристическая беседа).
С различными типами растительных сообществ учащиеся знакомятся, работая в группах. Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает одно растительное сообщество, с которым она будет работать и инструктивную карту с вопросами. (Приложение 1)
На работу отводится 5 – 7 минут, затем группы делают отчёт о выполненной работе. Все слушают и заполняют сводную таблицу. (Приложение 2)
Каждая группа загадывает загадку своим одноклассникам. Отгадав её, ученики узнают название природной зоны и растительного сообщества, с которым будет работать каждая группа.
Загадки (слайд 6)
Сильные ветры, мало тепла -
Вот чем богата эта земля.
“Карликов” здесь как в пустыни песка,
Много лишайников и оленьего мха.
(тундра)
Золото, платина и серебро -
Много богатств России дано.
Но без этого чуда природы
Остановятся наши заводы.
И без этого вида сырья
Не видать нам тетрадей, друзья!
(лес)
Долго меня человек изменял:
Почву богатую сохой ковырял,
Сеял пшеницу, овёс молотил,
Сочной травой животных кормил.
(степь)
Жаркое лето, нехватка воды,
И на растениях колючки видны.
В спячку впадают животные летом -
Так переносят они пекло это.
(пустыня)
Работа в группах.
Группа №1. ТУНДРА (слайд 7 - 8)
Используя карту “Природные зоны”, определите, где в России преобладает тундровая растительность и каковы условия формирования растительного сообщества тундры?
Назовите растения тундры, и какие приспособления они имеют к условиям своего обитания? (листья, корни, форма, однолетние, многолетние).
Входя в лес, мы поднимаем голову и едва можем увидеть макушки деревьев. Но, в природе есть “лес по колено или по щиколотку”. Что это за лес?
Эвристическая беседа.
- Что подразумевается под выражением “лес по колено или по щиколотку”? (низкие деревья).
- Почему деревья низкие? (недостаточно тепла для роста).
- Какую форму ствола будут иметь деревья? (искривлённую).
- Как вы думаете, почему? (деревья наклоняются к земле, при этом спасаются от ветра и получают тепло, идущее от земли).
- Где можно наблюдать такое явление? (в тундре).
- Передвигаясь по тундре на вездеходе, какой экологический ущерб вы нанесёте природе этого сообщества?
Эвристическая беседа.
- Какой компонент природы больше всего пострадает от гусениц вездехода? (растения).
- Почему именно растения? (проезжая по тундре вездеход уничтожает растительный покров, который очень медленно восстанавливается. Например: мхи в год прибавляют 2 мм.).
- Почему растения в тундре восстанавливаются очень медленно? (недостаток тепла).
Заполнение таблицы в рабочей тетради. (слайд 15)
Группа №2. ЛЕС (слайд 9 - 10)
- Используя карту “Природные зоны”, определите ареал распространения лесной растительности.
- Каковы условия формирования лесной растительности?
- Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах, и какие приспособления имеют растения лесов?
- Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов?
Эвристическая беседа.
- Какие леса произрастают южнее, а какие севернее? (южнее – широколиственные, а севернее – хвойные леса).
- Какие леса получают больше тепла? (широколиственные).
- Почему широколиственные леса располагаются только в европейской части России? (в этих районах выпадает больше влаги, необходимой этому растительному сообществу).
- Т. О., какими условиями произрастания будут отличаться широколиственные и хвойные леса? (теплом и влагой).
Заполнение таблицы в рабочей тетради. (слайд 15)
Динамическая физминутка. (http://www.youtube.com/watch?v=5-k62dNOVKk)
Группа №3. СТЕПЬ (слайд 11 - 12)
- Используя карту “Природные зоны”, определите ареал распространения степной растительности.
- Каковы условия формирования растений степей?
- Назовите растения степи, и какие приспособления имеют растения степи к условиям среды?
- Почему степи зеленеют лишь ранней весной и в них не растут деревья?
- Отсутствие древесной растительности в степи объясняется недостаточным увлажнением. Почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?
Эвристическая беседа.
- Почему в степи недостаточное увлажнение? (выпадает мало осадков, а испаряемость высокая).
- Почему в тундре избыточное увлажнение? (осадков выпадает не много, а испаряемость низкая).
- Что необходимо растениям для роста кроме влаги? (тепло).
- Достаточно тепла в тундре для растений? (в тундре тепла для роста деревьев недостаточно).
Заполнение таблицы в рабочей тетради. (слайд 15)
Группа №4. ПУСТЫНЯ (слайд 13 - 14)
- Используя карту “Природные зоны”, определите ареал распространения пустынной растительности.
- Каковы условия формирования пустынной растительности?
- Назовите растения пустынного сообщества, и какие они имеют приспособления к условиям своего обитания?
- У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
Эвристическая беседа.
- В какой сезон происходит интенсивный рост деревьев? (в теплый сезон года, благоприятный для роста).
- Когда происходит рост у саксаула? (тоже в благоприятное для роста время).
- Какое время в пустыни благоприятно для растений? (время дождей).
Т. О. после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает одно кольцо.
Заполнение таблицы в рабочей тетради. (слайд 15)
ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
Растительное сообщество | Условия формирования | Типичные растения | Приспособленность к условиям среды |
1. Тундра | Мало тепла, короткий, прохладный вегетационный период, многолетняя мерзлота, ветры. | Мхи, лишайники, морошка, карликовая берёза, ива. | Корни в поверхностном слое почвы, стелющиеся, подушкообразные формы, мелкие листья. |
2. Лес | Тёплое лето, зима от снежной умеренно – холодной до суровой, избыточное увлажнение, многолетняя мерзлота. | Сосна, ель, пихта, берёза, клён, лиственница, дуб, медуница, кислица. | Деревья сбрасывают листву. Лиственница сбрасывает хвою на зиму, корни её в поверхностном слое почвы. |
3. Степь | Холодная зима, тёплое лето, увлажнение недостаточное. | Ковыль, типчак, тимьян, некоторые виды полыней, тюльпаны. | Узкие, опушённые листья, мощная корневая система, наличие луковиц. |
4. Пустыня | Жаркое лето, умеренно холодная зима, скудное увлажнение. | Саксаул, полынь, заразиха, осока, джузгун. | Длинные или разветвлённые корни, видоизменённые листья, толстые и сочные стебли. |
Мы рассмотрели растительный мир основных природных зон. В основных природных зонах господствует зональный тип растительности.
Зональный тип растительности – это тип растительности, который образует сплошной покров в пределах равнинной части природной зоны (например: лесной, степной тип растительности). (слайд 16)
- Какой природный фактор является решающим в формировании и распределении зональных типов растительности России? (климат).
- Если природная зона будет сочетать в себе типы растительности соседних основных зон то, как она называется? (переходная)
- Какие переходные зоны есть в России? Из каких типов растительности состоит каждая из них? (переходными природными зонами являются лесотундра, лесостепь, полупустыня. В них сочетаются типы растительности соседних основных зон).
В каждой зоне наряду с зональным типом растительности встречаются и другие типы растительности. Это азональные растительные сообщества.
Азональный тип растительности – это тип растительности, не образующий сплошного покрова в пределах равнинной части природных зон (например: растения лугов, болот, древесные формы растений в поймах рек безлесных природных зон).
Это луга и болота. Их можно встретить в нескольких природных зонах, среди других растительных сообществ. Создаётся сложная мозаика растительного покрова. Так в лесной зоне кроме хвойных лесов, распространены леса мелколиственные, болота и луга. В зоне тундры господствует тундровая растительность, но есть и луга, и болота, и леса (на поймах рек), и солянки (в приморской полосе, затапливаемой приливными волнами).
Чем вы объясните мозаичность растительного покрова?
Какие факторы ещё будут влиять на размещение растительности по территории?
Пестрота растительных группировок определяется тем, что на размещение растительности по территории влияет не только климат, но и рельеф, и состав поверхностных отложений, и особенности почв, и глубина залегания грунтовых вод, и деятельность человека.
Т. О. На разнообразие растительного мира повлияли следующие факторы:
(слайд 17)
- географическое положение;
- климатические условия территории (тепло и влага);
- рельеф и состав поверхностных отложений;
- глубина залегания грунтовых вод;
- особенности почв;
- деятельность человека.
III. Закрепление изученного материала. (слайд 18)
1. Подушкообразная форма, искривлённый ствол деревьев, мелкие листья. Для какой природной зоны характерны перечисленные приспособления растений? (тундра).
2. Найди лишнее растение и подчеркни его.
Сосна, дуб, берёза, саксаул.
3. Найди пару (пару соедините стрелкой).
4. Закончи предложение.
Решающим фактором, который влияет на формирование и распределение зональных типов растительности является - климат.
5. Вставьте пропуски.
Отсутствие деревьев в степи объясняется недостаточным увлажнения, а в тундре недостатком тепла.
IV. Домашнее задание. (слайд 19)
1. Параграф 18, с. 100 – 104;
2. Устный ответ на следующий вопрос:
Обратите внимание на рисунок.
“Заходя в лес, мы можем увидеть под деревьями грибы: под берёзами – подберёзовики, под осинами – подосиновики. Это особый тип взаимоотношения организмов – симбиоз. Но есть в природе грибы чуть ниже деревьев. Объясните, где можно наблюдать такое явление, и чём его причина?”
Подведение итогов урока и выставление отметок.
Список литературы.
- Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 288 с.
- Жижина, Е.А. Поурочные разработки по географии. 8 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2005. – 349 с.