Цель: автоматизация звука [с].
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
1. Закрепить знания о механизме организации звука [с] и его акустических особенностях.
2. Отрабатывать навык правильного употребления звука [с] в речи: в слогах, словах, предложениях, в стихотворной речи.
3. Закрепить понятия “Обувь”, “Одежда". Уточнить и активизировать словарь по теме “Обувь”.
Коррекционно-развивающие.
1. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, просодику, координацию речи с движением, чувство ритма, тактильную чувствительность.
2. Развивать пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание.
3. Развивать грамматический строй речи. (Упражнять в употреблении существительных ед. и мн. числа в форме Р.п. Тренировать в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в употреблении существительных с предлогами. Тренировать в согласовании прилагательных с существительными женского рода в ед. числе и с существительными во множественном числе в И.п.)
4. Развивать синтаксическую сторону речи. (Формировать представления о предложении и слове, упражнять в составлении предложений из данных слов, обучать анализу предложения. Упражнять в использовании сложносочинённых предложений с союзом а.)
5. Развивать связную и диалогическую речь.
6. Развивать память, мышление, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные.
1. Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.
2. Формировать навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.
3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость через помощь герою занятия.
4. Формировать положительную самооценку.
Форма организации: индивидуально-групповая.
Место проведения: кабинет логопеда.
Продолжительность: 25 минут.
Оборудование.
1. Демонстрационная магнитная доска, наборное полотно.
2. Коврики по числу детей или большой ковёр для проведения релаксации.
3. Картина с изображением силуэтов (теней) пары босоножек, сапог, одной перчатки.
4. Пособие для развития длительного плавного выдоха (валеночки из картона с прикреплёнными к ним с помощью нитей снежинками по числу детей). 5. План анализа артикуляции звука, схема характеристики звука.
6. Массажные шарики су-джок синего цвета, большой шипованный мяч для динамической паузы.
7. Экран для закрывания губ логопеда (при выполнении заданий на выделение звука среди других звуков, в слогах, словах.)
8. Пять-шесть различных букв или алфавит для нахождения буквы С в ряду других.
9. Картинки с изображением предметов, напоминающих букву С.
10. Предметные картинки с изображением предметов обуви и одежды со звуком [с], одёжного шкафа и обувной полки, картинки с изображением персонажей занятия (человек рассеянный с улицы Бассейной, Знайка) или соответствующие игрушки - персонажи.
11. Указка.
12. Кукольный столик, стульчик, детские кроссовки (для моделирования предложно – падежных конструкций).
13. Фишки для выкладывания схемы предложения. 14. Листы картона с песчаными дорожками по числу детей.
15. Контейнер с разноцветными пластиковыми крышками от бутылок из-под минеральной воды, влажные салфетки.
19. Музыкальный центр и диск или аудиокассета с записью музыкального сопровождения к распевке и релаксации.
Предварительная работа. 1. Экскурсия с родителями в обувной магазин. 2. Беседа о назначении обуви. 3. Ввод звука [с] в различные типы слогов. 4. Разучивание упражнений “Кроссовки”, распевки “Сандалики для Стаса”.
Ход деятельности
I. Организация начала совместной деятельности. Психоэмоциональный настрой.
- Здравствуйте, дети! С нетерпением жду вас! Заходите скорее!
Рада видеть я вас снова. Заниматься все готовы?
Потрудиться нам не лень! Всем мы скажем: - Добрый день! (Договаривают хором.)
II. Объявление темы. Развитие зрительного, слухового и фонематического восприятия, логического мышления. Определение цели деятельности.
- Попытайтесь догадаться сами, о чём мы будем сегодня говорить. Но для этого надо расшифровать заколдованный рисунок. (Детям предлагается картинка с изображением силуэтов (теней) пары сапог, пары босоножек, одной перчатки.) Почему его можно назвать заколдованным? ( Нет изображений предметов, а есть только их тени.) Узнайте по тени предметы и назовите их. Что лишнее и почему? (Лишняя перчатка, т.к., во- первых, она одна, у неё здесь нет пары, во-вторых, это одежда, а остальное-обувь.)
Дети подводятся к выводу, что разговор пойдёт об обуви.
- Но мы не просто будем говорить об обуви, а потренируемся произносить звук. Угадайте, что это за звук, если он третий по счёту в слове “босоножки” и первый в слове “сапоги”. (Это звук [с].) Или:
- Послушайте стишок. Определите звук, который часто в нём слышится:
У Сомовой Сони на ножках
Славные красные босоножки.
(Логопед слегка выделяет звук [с] при чтении стихотворения.)
- Об обуви будем мы говорить,
Да за звуком [с] следить.
III. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы лучше говорить,
Мышцы надо нам развить.
- Для этого сделаем гимнастику для губ и язычка. (Дети располагаются возле зеркала.)
а) упражнения для губ:
- Покажем замочки на сапожках. Вот они расстёгнуты. (Улыбнуться, показав верхние и нижние зубы).
- А теперь замочки застёгнуты. (Улыбка, зубки не видим.) Повторим ещё раз.
б) упражнения для языка:
- Изобразим при помощи язычка ботиночки с круглым широким носочком. (Аналогично упражнению “лопата”.) А теперь ботиночки с заострённым носочком. (Аналогично упражнению “иголочка”.)
- Поставим один ботиночек с закруглённым широким носочком вниз на обувную полочку за дверцы. (Упереть широкий язычок за нижние зубы).
- И другой ботиночек туда же. (Упражнение повторяется).
- Зимой валенки достали
И на горку побежали!
(Выполняется упражнение “горочка”.)
- С горы катались,
На санках быстро мчались.
(Верхними зубами – “санками” скользим по язычку- “горке”.)
в) воспитание длительного плавного выдоха:
- Домой пришли – много снега на валенках принесли!
- Выполним упражнение “Сдуй снежинки с валенка”. (Используется пособие, изготовленное из цветного картона в виде валеночка с прикреплёнными к нему на ниточке бумажными снежинками или снежинкой по числу детей.)
IV. Изолированное произношение звука, работа над просодической стороной речи.
- С горы так неслись,
Что слышали ветра свист: с-с-с-с…
(Звук произносится хором и индивидуально с усилением и ослаблением звука. Например: ссссСССС, ССССсссс, сссСССсссс.)
V. Анализ артикуляции звука и его характеристика.
(При этом используются план анализа артикуляции звука и схема характеристики звука.
- Что делают губки, когда мы произносим звук [с]? (Улыбаются.)
- Верхние и нижние зубы находятся друг от друга на большом или маленьком расстоянии?
(На маленьком расстоянии.)
- Язык упирается в верхние зубы или в нижние? ( Язык упирается в нижние зубы.)
- Он узкий или широкий? (Язычок широкий.)
- Есть ли канавка по середине язычка? (Канавка есть.)
Санки по горе бежали –
Канавку раскатали.
- Гудит ли горлышко? (Горлышко гудит.)
- Что мешает выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]? (Воздуху мешают язычок и зубы.) Можно ли его пропеть? (Нет.) Значит, звук [с] гласный или согласный? (Согласный.) Мягко или твёрдо он звучит? (Твёрдо.) Каким кружком мы его обозначим? (Синим.) А какой нужно выбрать кружок: с колокольчиком или без колокольчика? (Синий кружок без колокольчика.) Почему? ( Звук [с] произносится без голоса.) Как это можно проверить? (Нужно приложить руку к горлышку или зажать ушки при его произнесении.)
Мы выяснили, что звук [с] согласный, глухой, твёрдый.
VI. Развитие фонематического слуха. Массаж ладоней массажным шариком су-джок:
Выделение звука:
1) из ряда др. звуков: - Покатайте в ладонях синий мячик, услышав звук [с]: ф, м, с, п, х, с;
2) в слогах: са, ма, ва, су; ас, ун, ос;
3) выделение звука в словах, развитие логического мышления:
сапоги, сарафан, галстук, свитер, кофта;
белый, красный, сапоги, салатовый
(При произнесении звуков, слогов и слов логопед закрывает губы экраном, чтобы дети опирались при нахождении звука на его акустические признаки, а не на артикуляцию.
После выделения слов со звуком [с] из ряда других детям предлагается ещё раз прослушать слова и отыскать лишнее. Выбор обосновать. Рассматриваются различные варианты ответов: по наличию или отсутствию звука [с] в слове, по принадлежности к той или иной группе предметов или слов.)
VII. Связь звука с буквой. Профилактика дисграфии.
- Выберите букву, которая обозначает звук [с], среди других букв. (Дети выполняют задание и показывают нужную букву.)
- На что она похожа? (Детям предлагается найти на рисунках предметы, напоминающие букву С, но обязательно с учётом правильности её написания, например, месяц из двух предложенных, сушку из двух предложенных, телефонную трубку, подкову и т.п.)
VIII. Динамический момент: пение распевки “Сандалики”. (Совершенствование навыка ансамблевого пения, развитие речевого дыхания, координация речи с движением.)
- Буква прячется в разных предметах, а звук – в скрипе новых сандаликов. Давайте споём про это песенку, которую выучили вчера.
(На наборное полотно выставляется картинка с изображением сандалий, логопед включает музыкальное сопровождением, предлагая детям спеть песенку, не забыв при этом правильно дышать и верно произносить звук [с]. Дети встают рядом со стульчиками, либо в круг вместе с логопедом. Мелодия используется такая же, как для распевки “Ботинки” в книге Гавришевой Л.Б., Нищевой Н.В. “Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: в помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями”)
Вот сандалики для Стаса, Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
Не сандалики, а сказка. По два раза ритмично топают каждой ногой.
Скрип, да скрип – они скрипят, Левую ногу сначала ставят на носок, потом – на пятку.
Словно песню спеть хотят. Повторяют движения правой ногой.
IX. Автоматизация звуков в слогах. Развитие умения управлять голосом и интонацией.
Упражнение “Повтори за мной”.
- И новые сапожки у Стасика на ножках
Славно скрипели, свои песенки пели.
- Повторите их за мной. Проверяйте при этом положение язычка за нижними зубами. Постарайтесь проговорить так же, как я.
(Логопед проговаривает цепочки слогов со сменой ударного слога, а также с различной силой голоса и интонацией, например, громко и тихо, грустно и весело. Дети повторяют их за логопедом.)
1) са-са-СА 2) са-со-су (громко) 3) ста-сто-сту (грустно) са-СА-са ас-ос-ус (тихо) аст-ост-уст (весело) СА-са-са
(с выделением ударного слога голосом)
X. Автоматизация звука в словах.
а) Упражнение в назывании предметов одежды и обуви. Развитие логического мышления, упражнение в классификации предметов.
- Узнав, что мы говорим об обуви, к нам заглянул рассеянный с улицы Бассейной. (Демонстрируется картинка.) Неверно разложил он дома обувь и одежду. Поможем ему: поместим одежду в шкаф, а обувь - в обувную полку. Беря и называя картинку, помните о правильном произношении звука [с].
(Выставляются картинки с изображением одёжного шкафа и обувной полки. На столе у логопеда лежат картинки с изображением предметов одежды и обуви. Дети, выходя по очереди, берут по одной картинке, называют её и помещают её либо к шкафу (если на ней нарисована одежда), либо к обувной полке (если там обувь).)
косынка босоножки бейсболка сапоги носки кроссовки галстук сандалии свитер спортивный костюм
б) Динамический момент: игра с мячом “Назови ласково”. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Массаж ладоней резиновым шипованным мячом в процессе перекидывания.
-Глядя на нас, вспомнилось нашему герою, как он тоже когда-то ходил в детский сад, когда был маленьким. И обувь у него тоже была маленькая. Давайте поиграем в игру “Назови ласково”. Я брошу вам мяч и назову обувь, вы ловите мяч, называете эти же предметы ласково и возвращаете мне мяч.
сапоги-сапожки кроссовки - кроссовочки сандалии – сандалики босоножки- босоножечки
XI. Автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях. Развитие зрительной памяти и внимания, мышления.
а) Игра “Объяснялки”. Классификация летней и осенней обуви. Образование относительных прилагательных.
- Знайка, который всё на свете знает, свою обувь расставил по полочкам так:
босоножки сапоги сандалии кроссовки
(Логопед группирует картинки соответствующим образом.)
- Объясните, почему? ( Босоножки и сандалии носят летом, это летняя обувь. Такие сапоги и кроссовки носят осенью. Это осенняя обувь.)
б) Игра “Чего не хватает?”, “Чего не было?”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных единственного и множественного числа в форме родительного падежа).
- Вот наш герой рассеянный с улицы Бассейной
Улёгся на кровать наконец-то спать,
А поутру, проснувшись, сладко потянувшись,
Обувь и одежду, не оправдав надежды,
Не смог он отыскать.
(Перед детьми выставляются 5-6 картинок с изображением предметов обуви. Детям предлагается запомнить предметы, а затем закрыть глаза. Одна картинка добавляется, либо убирается. Дети должны определить, чего не хватает или чего не было, употребив слова со звуком [с] в словосочетаниях, фразах и образуя нужную форму имён существительных. Например: “Не хватает сапог. Не было босоножек.)
в) Игра “Что изменилось?”. Упражнение в составлении сложносочинённых предложений с союзом “а”.
Дети вновь закрывают глаза, логопед меняет картинки местами. Малыши должны восстановить порядок и прокомментировать действия, следя за произношением звука [с]. Например: “Сандалии стояли слева, а сейчас справа”.
г) Игра “Подскажи и расскажи”. Развитие синтаксической стороны речи: закрепление понятия “предложение”, формирование представлений о предложении и о слове, составление предложений из данных слов, обучение анализу простого предложения. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).
Кто с аккуратностью не дружит, чьи вещи в беспорядке,
С тем в момент ненужный они играют в прятки.
Так и наш рассеянный с улицы Бассейной никогда не мог отыскать свои кроссовки.
Где они лежат, мы подскажем,
И об этом без ошибок расскажем.
- Для этого вы должны найти кроссовки и правильно составить предложение, начиная его со слова “кроссовки”.
(Дети закрывают глаза, логопед меняет местоположение кроссовок. Открыв по команде глаза, составляют предложения.) Например: Кроссовки стоят на стуле. Кроссовки стоят под столом. Кроссовки стоят перед столом и т.п.)
- Посчитаем, сколько слов в предложении “Кроссовки стоят под стулом”. Выложим это предложение при помощи фишек, обозначающих слова. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово. А теперь второе. (И т.д. Работа проводится на магнитной доске или на наборном полотне.)
- Давайте напомним рассеянному с улицы Бассейной одно важное правило про порядок:
Надо вещи прибирать,
Не придётся их искать! (Дети проговаривают хором.)
XII. Автоматизация звука [с] в связной стихотворной речи. Развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики, чувства ритма, координации речи с движением. Выполнение упражнения с массажным шариком су-джок. Развитие мышления, ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными ж. р. ед. ч., а также мн.ч. в И.п.)
- Обрадовался наш герой, что мы отыскали его вещи, обул кроссовки и пошёл на улицу.
А во дворе дома у него были вот такие дорожки. ( Дети приглашаются логопедом к столу, где им раздаются плотные листы картона, на каждом из которых выложена извилистая дорожка из крупного песка.) Расскажите, какая она? (Дети, ощупывая дорожку, подбирают слова-признаки, например: дорожка песочная, извилистая, светло-коричневая и пр. Логопед раздаёт детям массажные шарики су-джок.)
- Сожмите шарики в ладонях. Расскажите, что вы чувствуете. Какие шарики? (Пластмассовые, жёсткие, колючие). Сейчас вы будете катить мячик по песчаной дорожке вперёд, а потом назад и рассказывать стихотворение, которое учили вчера на занятии. Сначала выполним упражнение правой рукой, а затем левой. (Дети прокатывают шарик по дорожке и рассказывают стихотворение. Затем листы картона и шарики убираются.)
В кроссовках красивых
Быстрые ножки
Весело скачут
По песочной дорожке.
(Можно также провести упражнение с пластиковыми крышками от бутылок из-под минеральной воды. Для этого на стол ставится контейнер с такими крышками и предлагается детям выбрать по две пары одинаковых крышек, а затем надеть их на указательный и средний пальцы каждой руки, хорошо прикрепив с помощью пластилина к кончикам пальцев.)
- Представьте, что вы обули свои пальчики в кроссовки. Идём пальчиками по дорожке и проговариваем стишок, верно произнося звук [c]:
(Стишок проговаривается детьми при выполнении упражнения.)
- Снимите “кроссовки” - крышечки с пальчиков. Протрите пальчики влажными салфетками. (Контейнер с крышками убирается.) Были ножки обутые, а теперь они какие? (Босые.)
- Проговорим теперь такой стишок, “шагая” пальчиками по дорожке:
Совсем без кроссовок
Босые ножки
Весело скачут
По песочной дорожке.
- В каком направлении катился шарик, и “скакали” наши пальчики- ножки? (Вперёд и назад.)
- А что нужно сделать, чтобы дорожка вела налево и направо? (Перевернуть карточку.)
(Дети переворачивают карточку с изображением дорожки и стишок повторяется.)
XIII. Организация окончания деятельности.
1) Релаксация, регуляция мышечного тонуса.
- Вы хорошо потрудились, много заданий выполнили. Давайте немного отдохнем. Заснем волшебным сном. Т.е. вы все будете слышать, не заснете по-настоящему, но не будете двигаться и открывать глаза. Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела, ладошками вверх, ножки расслабьте и послушайте музыку. Вспомните, что делали на занятии. (Дети лежат, звучит спокойная музыка).
- Откройте глазки, пошевелите пальчиками рук, ног. Можете сесть, а затем встать.
2) Подведение итогов.
- Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (Звук [с].)
– Где должен находиться язычок при звуке [ с] ? (За нижними зубами.) Покажите руками. (Выполняется ручная модель артикуляции звука [с], на которой левая рука изображает положение зубов, а правая – положение язычка.)
- О чём мы ещё говорили? (Об обуви.)
- Вы довольны собой? И я довольна вашей работой!
3) Самооценка и оценка деятельности детей.
- Какие игры и упражнения вам понравились? Какие задания вам показались легкими? Трудными? Кто, по-вашему, занимался сегодня лучше всех? А кому нужно быть активнее и внимательнее? Мне очень понравилось с вами заниматься! Молодцы! До свиданья!
Об обуви поговорили, и за звуком [с] следили.
Вспоминали мы обувь на “пять”,
Поработали и над речью.
И друг другу мы скажем опять:
“До свиданья, до скорой встречи!” (Договаривают хором.)
Используемая литература.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: в помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”,1999.
- Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”,2001.