Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы ученикам было интересно заниматься физикой. Основную роль в формировании интереса к физике играет внеклассная работа - обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Одной из наиболее распространенных форм внеклассной работы по физике, простой в организации и проведении, позволяющей вовлечь в участие любую аудиторию, является викторина. Основная цель викторины, в том числе и физической – развитие познавательной сферы учащихся.
При подготовке и во время проведения физической викторины, а также при обсуждении ее итогов решается целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач: в увлекательной форме закрепляются, расширяются, углубляются и проверяются знания, полученные на уроке, можно показать разнообразие использования физических знаний на практике и в повседневной жизни, воспитать интерес к физике, научить ученика работать самостоятельно, творчески. Физические викторины формируют у учащегося умение отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения, помогают выработать навык быстрого и четкого формулирования мысли, развивают внимание, сообразительность, способствуют развитию логического мышления.
Викторина полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой викторины, ученик получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
В викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства.[1]
Особая ценность викторины в том, что знания не преподносятся в готовом виде, они “добываются”, и этот процесс очень важен, так как отвечает основному требованию ФГОС – формирование у учащихся стремления к самостоятельному поиску знаний.
Чтобы получить от викторины ожидаемый результат, необходимо соблюдать простые правила ее проведения:
1. Тема викторины должна быть актуальной.
2. Викторина должна быть интересна для всех.
3. Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
4. Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся.
5. Вопросы должны быть сформулированы кратко и точно, решение их не требует длительных сложных вычислений.
6. Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным.
7. Учащиеся должны иметь время на подготовку ответа.
8. В викторинах всегда должны быть победители.
9. В викторинах всегда должны быть награды победителям.
Ежегодно в нашей школе проводится месячник знаний, я как преподаватель физики стараюсь применить разнообразные формы внеклассной работы по физике, строю работу так, чтобы включить детей в самостоятельный поиск знаний на основе интереса, чему отвечает полностью работа над физической викториной.
Представленная мною работа - это физическая викторина для учащихся 7-8 классов. Мероприятие может быть проведено в рамках месячника знаний, декады физики, кружковой работы по предмету, на уроках повторения. Формы проведения могут быть самые разнообразные: оформить викторину на стенде, использовать в виде презентации на общешкольном мероприятии, а также соответствующие слайды презентации - для закрепления материала на уроках.
В подготовке вопросов викторины и создании презентации принимали участие дети под руководством учителя.
[1] http://moyazachetka.ru/kursovye/475-texnologicheskie-osobennosti-organizacii-i.html