Цели.
1. Расширять и систематизировать знания детей о зиме (как о времени года), о зимних явлениях и забавах.
2. Продолжаем формировать связную речь, учить связно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Активизировать словарный запас.
3. Развиваем внимание, мышление и воображение.
4. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, доброжелательности, инициативности и ответственности.
5. Воспитание любви к Родине, к родной природе, к временам года.
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическая культура”.
Предварительная работа.
Беседы: “О зиме”, “Жизнь растений и животных зимой”, “Зимующие птицы”, “Зимние забавы”, “Зимние олимпийские игры”.
Чтение художественной литературы: Разучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о зиме.
Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский “Январь”, “Декабрь”, “Зимние грёзы”, “На тройке”, Вивальди “Времена года”, “Вьюга”, Г.В.Свиридов “Метель”.
Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимних явлений.
Оборудование и материалы:
- Музыкальный центр.
- CD с музыкальными произведениями.
- Карточки и картинки для проведения дидактических игр.
- Оборудование для проведения подвижных игр.
- Мольберт, ватман, фломастеры для рисования.
- Карточки для ведущих с вопросами.
- Фишки трех цветов (баллы).
- Шоколадные медали.
- Грамота победителей.
Зал украшен в зимней тематике, заснеженные деревья, елочки, сугробы, снежинки, на кормушках синички и снегири.
Начало.
Ведущая (педагог группы) заходит в зал и приветствует гостей. Кратко описывает смысл мероприятия (викторины), просит выбрать жури (4 педагога) и поделиться на 2 группы болельщиков.
Болельщики в случая затруднения команд могут дать за них ответ.
Жюри оценивают ответы детей следующим образом:
- Красная фишка – отличный ответ.
- Синий – хороший ответ.
- Желтый - ответ правильный, но некорректно сформулирован.
В случае подсказки болельщика команде выдается желтая фишка. Ведущая благодарит гостей за понимание и участие. Включает музыку П.И. Чайковского “Зимние грёзы” и приглашает детей в зал.
Дети обходят зал по кругу, затем становятся в полукруг лицом к гостям.
Ведущая обращает внимание детей на количество гостей. Дети здороваются с гостями, говорят им вежливые слова.
Ведущая просит встать детей в круг и проводит психогимнастику “Кто у нас хороший, кто у нас пригожий”.
Описание.
Ведущая ходит за спинами детей и задает вопрос: - Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Останавливается около ребенка и дети называют его имя и отвечают: - Митя у нас хороший, Митя у нас пригожий!
Игру провести 4 раза.
Ведущая предлагает сесть детям на стульчики на разные стороны и предлагает выбрать название для своих команд и капитана.
Дети выбирают.
Капитаны объявляют названия команд.
Ведущая: - Молодцы, ребята! Красивые названия, правильный выбор капитанов. А тему нашего обсуждения, нашей игры, нашей викторины вы должны отгадать сами.
Загадка.
Раскрыла снежные объятья
Деревья все одела в платья
Стоит холодная погода
Какое это время года?
Ответы детей: Затрудняются – следующая загадка.
После осени пришла и сугробы намела.
Ответы детей: - Зима!
Ведущая: - Молодцы! Вы правильно отгадали, что сегодня мы будем говорить о зиме (подробно объясняет правила викторины, как она будет проходить).
Начало викторины.
Выносят столы и ставят их перед командами. Ведущая раздает по 4 карточки “Четвертый лишний”. Дети ищут явления, предметы и действия, не относящиеся к зиме. Объясняют, почему это лишнее.
Ведущая благодарит команды за правильные ответы и приглашает в центр зала капитанов команд и загадывает им загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
О какой царице говорится?
Ответы капитанов (кто первый).
Ведущая: - Послушайте, пожалуйста, отрывок.
Звучит песня “Три белых коня” муз. Е.Крылатова, слова Дербенева (Останавливаем до названия месяцев)
Ведущая: - Что это за кони и как они называются?
Ответ капитана...
Ведущая: - Как называют декабрь в народе?
Ответ капитана: - Стужайло.
Ведущая: - О каком месяце говорят? * * * * он зимы государь.
Ответ капитана: - Январь.
Ведущая: - Как называют в народе последний месяц зимы Февраль и почему?
Ответ капитана: - Бокогрей – с одной стороны солнышко пригревает, а с другой холодный ветер поддувает.
Ведущая включает песню “Кабы не было зимы” и задает вопрос: - С какого мультфильма эта песня”
Ответ капитана: - Каникулы в Простоквашино.
Ведущая благодарит капитанов и предлагает им пройти к своим командам.
Жюри в это время оценивает ответы капитанов, отмечает лучшие из них. Выдают фишки и выделяют, какая из команд будет отвечать первой на вопрос.
Ведущая проводит игру с мячом под названием “Какая бывает зима?”
Описание: Отвечают дети из команд, которым ведущая бросила мяч.
Ведущая Ребенок -Если снег -Снежная -Если мороз -Морозная -Если вьюга -Вьюжная -Если стужа -Студеная -Если холод... -Если ветер... -Если солнце...
Ведущая: - Да, ребята вы правы действительно, зима у нас такая. Они и студеная и мягкая, она с метелями и капелями, но всегда снежная.
Давайте вспомним с вами стихи о нашей зиме, но называет только те строчки из стихотворения, где есть слово зима.
1.
“Ах ты, зимушка зима
Ты пришла с морозами”.
2.
“Вот север тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима...”
3.
“Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь”
4.
“Поет зима - аукает
Мохнатый лес баюкает”
Ведущая: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.
Предлагает провести следящую игру “Я спрошу, а ты ответь”.
Напоминает правила: знаешь ответ- подними руку.
Игра.
Ведущая: - Какое небо зимой?
- Какими стали осадки зимой?
- Что произошло с почвой?
- Какие произошли изменения с водоемами?
- А как изменилась жизнь животных?
- Какие изменения произошли с наступлением зимы?
Ведущая благодарит за их знания, правильные ответы и предлагает вспомнить физкультминутку, которая называется “Пришла зима”.
Дети выходят в центр зала, и начинается игра:
Пришла зима (руки в стороны, показывают вокруг себя)
Стало холодно (обхватили себя за плечи, поежились)
Ударили морозы (стучат правым кулаком по левой ладони, затем наоборот)
Реки покрылись льдом (вытягивают руки перед грудью и разводят их в разные стороны
Пошел снег (руки вверх затем плавно зигзагом вниз)
Намело сугробы (дети приседают)
Снег на крыше (дети изображают крышу)
Снег на деревьях (руки-ветки под снегом)
Мороз щиплет каждого за нос (трут носик и личико)
Ведущая: - Молодцы, ребятки! Хорошо размялись, и мы с вами можем сыграть следующую игру.
Игра “Хорошо-плохо”.
Описание: Ведущая называет зимние явления, отвечающий говорит, что в этом хорошего, а что плохого.
Например: Сосулька. Хорошо: Очень красиво, интересно наблюдать, как они растут. Плохо: Очень опасно, нельзя под ними ходить.
Ведущая называет около 6-8 явлений по равному количеству на команды.
Жюри оценивает этот блок, относящийся к зимним явлениям и раздает фишки участникам.
Ведущая: - У Команд есть возможность заработать побольше фишек ответив на сложные вопросы.
Блиц-вопросы:
- Что такое гололед?
- Что такое оттепель?
- Что такое метель?
- Что такое изморось?
Болельщики оказывают помощь, если команды затрудняются с ответом.
Жюри раздают дополнительные фишки.
Ведущая благодарит детей за отличные ответы и спрашивает: - Какие пословицы, поговорки и приметы о зиме вы знаете?
Ответы детей:
- Дым столбом к морозу.
- Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
- Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.
- Кошка в печурку- стужу во двор.
- Если вороны и галки сидят на деревьях – это к морозу.
- Пословицы и поговорки:
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Зима без снега, лето без хлеба.
- Холодная зима, жаркое лето.
- Зимой вьюга, летом ненастье.
- Январю батюшке морозы, а Февралю метели.
- Мороз железо рвет и на лету птиц бьет.
Ведущая разбирает вместе с детьми одну-две пословицы и хвалит их за прекрасные знания.
Ведущая задает вопрос: - Ребята, а за что же мы так любим нашу зиму?
Ответы детей...
Ведущая: - Молодцы! Конечно же, мы любим зимние забавы. А знаете ли вы стихи, загадки про них?
Дети читают стихотворения:
1.
Мчусь, как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавички на руках
Шапка на макушке.
2.
Вся земля в снегу
Я на лыжах бегу
Ты бежишь за мной
Хорошо в лесу зимой.
3.
Как интересно нам зимой
На санках едем мы гурьбой.
Потом снежки мы поиграем
Все дружно лыжи одеваем
Потом все встали на коньки
Зимой веселые деньки.
Ведущая: - Молодцы, ребятки! Это прекрасные стихи о том, что мы любим с вами делать зимой. Я бы тоже хотела загадать вам загадку. Послушайте ее пожалуйста:
Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок
Не успеешь уклониться
Полетит в тебя.
Ответы детей: - Снежок.
Ведущая: - Умницы, конечно же, это снежок.
Мы с нашими гостями узнали, какие вы умные и эрудированные, а теперь мы хотим посмотреть какие вы ловкие. На столах у вас лежит белая бумага, сильнее сжимайте ее и у вас получатся снежки.
Проводится игра: “Попади в цель”.
Описание: Капитан с корзиной ловит снежки, а команда по очереди бросает.
Ведущая благодарит за ловкость и предлагает послушать следующую загадку:
Красный нос, в руках метелка
Проживает рядом с елкой
К холодам давно привык
Наш веселый...
Ответы детей: - Снеговик.
Ведущая: - Молодцы ребятки! А как же мы можем сделать снеговика в нашем зале? У нас же нет здесь снега да и условия не те. Тут же тепло.
Ответы детей: - Сделать из бумаги, нарисовать.
Игра: “Веселый снеговик”.
Описание: Приглашается по два человека из команды. Одному участнику завязывают глаза он и будет рисовать, а второй участник подсказывает, где и что нужно рисовать. Выносится мольберт, ватман и фломастеры.
Ведущая благодарит детей за хорошую работу. Предлагает жюри оценить ловкость и талант.
Жюри оценивает и раздает фишки.
Ведущая: - Ребята, а какое большое спортивное событие прошло в России, в городе Сочи в 2014 году.
Ответы детей: - Олимпиада.
Ведущая: - А какая она была зимняя или летняя?
Ответы детей: - Зимняя.
Ведущая: - Молодцы! И прошла она под девизом: “Зимние, жаркие, наши”. Будьте добры назовите мне виды спорта, которые относятся к Олимпийским зимним?
Ответы команд: - Хоккей, фигурное катание, керлинг, сноуборд, биатлон и т.д.
Ведущая загадывает загадку:
Там в латах все, на ледяной площадке
Сражаются, сцепились в острой схватке
Болельщики кричат: “сильнее бей”!
Поверь, не драка это а ...
Ответы детей: - Хоккей.
Ведущая: - Умнички! Конечно же это хоккей – один из самых популярных видов спорта. Давайте и мы на миг станем игроками и болельщиками.
Игра: “Проведи шайбу”.
Описание: Две команды мальчиков. Кто быстрее справится с заданием.
Ведущая благодарит детей за их знания, умения и ловкость. Говорит слова благодарности болельщикам из зала за помощь своим командам.
Выступает член жюри, благодарит всех детей, отмечает наиболее активных детей фишками.
Подводится итог нашего мероприятия с вручением шоколадных медалей всем участникам команд и грамоты для детей занявших первое место по результатам подсчета фишек.
Включается фонограмма “Кабы не было зимы”. Дети обходят зал и выходят.
Ведущая благодарит гостей, членов жюри за активное участие в нашем мероприятии и приглашает их на следующее . Вручает всем гостям сувениры сделанные ребятами группы.