Викторина для детей подготовительной группы на тему «Ах ты, матушка-зима, до чего ж ты хороша!»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

1. Расширять и систематизировать знания детей о зиме (как о времени года), о зимних явлениях и забавах.

2. Продолжаем формировать связную речь, учить связно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Активизировать словарный запас.

3. Развиваем внимание, мышление и воображение.

4. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, доброжелательности, инициативности и ответственности.

5. Воспитание любви к Родине, к родной природе, к временам года.

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическая культура”.

Предварительная работа.

Беседы: “О зиме”, “Жизнь растений и животных зимой”, “Зимующие птицы”, “Зимние забавы”, “Зимние олимпийские игры”.

Чтение художественной литературы: Разучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о зиме.

Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский “Январь”, “Декабрь”, “Зимние грёзы”, “На тройке”, Вивальди “Времена года”, “Вьюга”, Г.В.Свиридов “Метель”.

Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимних явлений.

Оборудование и материалы:

  • Музыкальный центр.
  • CD с музыкальными произведениями.
  • Карточки и картинки для проведения дидактических игр.
  • Оборудование для проведения подвижных игр.
  • Мольберт, ватман, фломастеры для рисования.
  • Карточки для ведущих с вопросами.
  • Фишки трех цветов (баллы).
  • Шоколадные медали.
  • Грамота победителей.

Зал украшен в зимней тематике, заснеженные деревья, елочки, сугробы, снежинки, на кормушках синички и снегири.

Начало.

Ведущая (педагог группы) заходит в зал и приветствует гостей. Кратко описывает смысл мероприятия (викторины), просит выбрать жури (4 педагога) и поделиться на 2 группы болельщиков.

Болельщики в случая затруднения команд могут дать за них ответ.

Жюри оценивают ответы детей следующим образом:

  • Красная фишка – отличный ответ.
  • Синий – хороший ответ.
  • Желтый - ответ правильный, но некорректно сформулирован.

В случае подсказки болельщика команде выдается желтая фишка. Ведущая благодарит гостей за понимание и участие. Включает музыку П.И. Чайковского “Зимние грёзы” и приглашает детей в зал.

Дети обходят зал по кругу, затем становятся в полукруг лицом к гостям.

Ведущая обращает внимание детей на количество гостей. Дети здороваются с гостями, говорят им вежливые слова.

Ведущая просит встать детей в круг и проводит психогимнастику “Кто у нас хороший, кто у нас пригожий”.

Описание.

Ведущая ходит за спинами детей и задает вопрос: - Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Останавливается около ребенка и дети называют его имя и отвечают: - Митя у нас хороший, Митя у нас пригожий!

Игру провести 4 раза.

Ведущая предлагает сесть детям на стульчики на разные стороны и предлагает выбрать название для своих команд и капитана.

Дети выбирают.

Капитаны объявляют названия команд.

Ведущая: - Молодцы, ребята! Красивые названия, правильный выбор капитанов. А тему нашего обсуждения, нашей игры, нашей викторины вы должны отгадать сами.

Загадка.

Раскрыла снежные объятья
Деревья все одела в платья
Стоит холодная погода
Какое это время года?

Ответы детей: Затрудняются – следующая загадка.

После осени пришла и сугробы намела.

Ответы детей: - Зима!

Ведущая: - Молодцы! Вы правильно отгадали, что сегодня мы будем говорить о зиме (подробно объясняет правила викторины, как она будет проходить).

Начало викторины.

Выносят столы и ставят их перед командами. Ведущая раздает по 4 карточки “Четвертый лишний”. Дети ищут явления, предметы и действия, не относящиеся к зиме. Объясняют, почему это лишнее.

Ведущая благодарит команды за правильные ответы и приглашает в центр зала капитанов команд и загадывает им загадку:

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
О какой царице говорится?
Ответы капитанов (кто первый).

Ведущая: - Послушайте, пожалуйста, отрывок.

Звучит песня “Три белых коня” муз. Е.Крылатова, слова Дербенева (Останавливаем до названия месяцев)

Ведущая: - Что это за кони и как они называются?

Ответ капитана...

Ведущая: - Как называют декабрь в народе?

Ответ капитана: - Стужайло.

Ведущая: - О каком месяце говорят? * * * * он зимы государь.

Ответ капитана: - Январь.

Ведущая: - Как называют в народе последний месяц зимы Февраль и почему?

Ответ капитана: - Бокогрей – с одной стороны солнышко пригревает, а с другой холодный ветер поддувает.

Ведущая включает песню “Кабы не было зимы” и задает вопрос: - С какого мультфильма эта песня”

Ответ капитана: - Каникулы в Простоквашино.

Ведущая благодарит капитанов и предлагает им пройти к своим командам.

Жюри в это время оценивает ответы капитанов, отмечает лучшие из них. Выдают фишки и выделяют, какая из команд будет отвечать первой на вопрос.

Ведущая проводит игру с мячом под названием “Какая бывает зима?”

Описание: Отвечают дети из команд, которым ведущая бросила мяч.

Ведущая Ребенок
-Если снег -Снежная
-Если мороз -Морозная
-Если вьюга -Вьюжная
-Если стужа -Студеная
-Если холод...
-Если ветер...
-Если солнце...

Ведущая: - Да, ребята вы правы действительно, зима у нас такая. Они и студеная и мягкая, она с метелями и капелями, но всегда снежная.

Давайте вспомним с вами стихи о нашей зиме, но называет только те строчки из стихотворения, где есть слово зима.

1.

“Ах ты, зимушка зима
Ты пришла с морозами”.

2.

“Вот север тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима...”

3.

“Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь”

4.

“Поет зима - аукает
Мохнатый лес баюкает”

Ведущая: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.

Предлагает провести следящую игру “Я спрошу, а ты ответь”.

Напоминает правила: знаешь ответ- подними руку.

Игра.

Ведущая: - Какое небо зимой?

- Какими стали осадки зимой?

- Что произошло с почвой?

- Какие произошли изменения с водоемами?

- А как изменилась жизнь животных?

- Какие изменения произошли с наступлением зимы?

Ведущая благодарит за их знания, правильные ответы и предлагает вспомнить физкультминутку, которая называется “Пришла зима”.

Дети выходят в центр зала, и начинается игра:

Пришла зима (руки в стороны, показывают вокруг себя)

Стало холодно (обхватили себя за плечи, поежились)

Ударили морозы (стучат правым кулаком по левой ладони, затем наоборот)

Реки покрылись льдом (вытягивают руки перед грудью и разводят их в разные стороны

Пошел снег (руки вверх затем плавно зигзагом вниз)

Намело сугробы (дети приседают)

Снег на крыше (дети изображают крышу)

Снег на деревьях (руки-ветки под снегом)

Мороз щиплет каждого за нос (трут носик и личико)

Ведущая: - Молодцы, ребятки! Хорошо размялись, и мы с вами можем сыграть следующую игру.

Игра “Хорошо-плохо”.

Описание: Ведущая называет зимние явления, отвечающий говорит, что в этом хорошего, а что плохого.

Например: Сосулька. Хорошо: Очень красиво, интересно наблюдать, как они растут. Плохо: Очень опасно, нельзя под ними ходить.

Ведущая называет около 6-8 явлений по равному количеству на команды.

Жюри оценивает этот блок, относящийся к зимним явлениям и раздает фишки участникам.

Ведущая: - У Команд есть возможность заработать побольше фишек ответив на сложные вопросы.

Блиц-вопросы:

  • Что такое гололед?
  • Что такое оттепель?
  • Что такое метель?
  • Что такое изморось?

Болельщики оказывают помощь, если команды затрудняются с ответом.

Жюри раздают дополнительные фишки.

Ведущая благодарит детей за отличные ответы и спрашивает: - Какие пословицы, поговорки и приметы о зиме вы знаете?

Ответы детей:

  • Дым столбом к морозу.
  • Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
  • Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.
  • Кошка в печурку- стужу во двор.
  • Если вороны и галки сидят на деревьях – это к морозу.
  • Пословицы и поговорки:
  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Зима без снега, лето без хлеба.
  • Холодная зима, жаркое лето.
  • Зимой вьюга, летом ненастье.
  • Январю батюшке морозы, а Февралю метели.
  • Мороз железо рвет и на лету птиц бьет.

Ведущая разбирает вместе с детьми одну-две пословицы и хвалит их за прекрасные знания.

Ведущая задает вопрос: - Ребята, а за что же мы так любим нашу зиму?

Ответы детей...

Ведущая: - Молодцы! Конечно же, мы любим зимние забавы. А знаете ли вы стихи, загадки про них?

Дети читают стихотворения:

1.

Мчусь, как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавички на руках
Шапка на макушке.

2.

Вся земля в снегу
Я на лыжах бегу
Ты бежишь за мной
Хорошо в лесу зимой.

3.

Как интересно нам зимой
На санках едем мы гурьбой.
Потом снежки мы поиграем
Все дружно лыжи одеваем
Потом все встали на коньки
Зимой веселые деньки.

Ведущая: - Молодцы, ребятки! Это прекрасные стихи о том, что мы любим с вами делать зимой. Я бы тоже хотела загадать вам загадку. Послушайте ее пожалуйста:

Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок
Не успеешь уклониться
Полетит в тебя.

Ответы детей: - Снежок.

Ведущая: - Умницы, конечно же, это снежок.

Мы с нашими гостями узнали, какие вы умные и эрудированные, а теперь мы хотим посмотреть какие вы ловкие. На столах у вас лежит белая бумага, сильнее сжимайте ее и у вас получатся снежки.

Проводится игра: “Попади в цель”.

Описание: Капитан с корзиной ловит снежки, а команда по очереди бросает.

Ведущая благодарит за ловкость и предлагает послушать следующую загадку:

Красный нос, в руках метелка
Проживает рядом с елкой
К холодам давно привык
Наш веселый...

Ответы детей: - Снеговик.

Ведущая: - Молодцы ребятки! А как же мы можем сделать снеговика в нашем зале? У нас же нет здесь снега да и условия не те. Тут же тепло.

Ответы детей: - Сделать из бумаги, нарисовать.

Игра: “Веселый снеговик”.

Описание: Приглашается по два человека из команды. Одному участнику завязывают глаза он и будет рисовать, а второй участник подсказывает, где и что нужно рисовать. Выносится мольберт, ватман и фломастеры.

Ведущая благодарит детей за хорошую работу. Предлагает жюри оценить ловкость и талант.

Жюри оценивает и раздает фишки.

Ведущая: - Ребята, а какое большое спортивное событие прошло в России, в городе Сочи в 2014 году.

Ответы детей: - Олимпиада.

Ведущая: - А какая она была зимняя или летняя?

Ответы детей: - Зимняя.

Ведущая: - Молодцы! И прошла она под девизом: “Зимние, жаркие, наши”. Будьте добры назовите мне виды спорта, которые относятся к Олимпийским зимним?

Ответы команд: - Хоккей, фигурное катание, керлинг, сноуборд, биатлон и т.д.

Ведущая загадывает загадку:

Там в латах все, на ледяной площадке
Сражаются, сцепились в острой схватке
Болельщики кричат: “сильнее бей”!
Поверь, не драка это а ...

Ответы детей: - Хоккей.

Ведущая: - Умнички! Конечно же это хоккей – один из самых популярных видов спорта. Давайте и мы на миг станем игроками и болельщиками.

Игра: “Проведи шайбу”.

Описание: Две команды мальчиков. Кто быстрее справится с заданием.

Ведущая благодарит детей за их знания, умения и ловкость. Говорит слова благодарности болельщикам из зала за помощь своим командам.

Выступает член жюри, благодарит всех детей, отмечает наиболее активных детей фишками.

Подводится итог нашего мероприятия с вручением шоколадных медалей всем участникам команд и грамоты для детей занявших первое место по результатам подсчета фишек.

Включается фонограмма “Кабы не было зимы”. Дети обходят зал и выходят.

Ведущая благодарит гостей, членов жюри за активное участие в нашем мероприятии и приглашает их на следующее . Вручает всем гостям сувениры сделанные ребятами группы.