Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Вес тела”.
- Развивающие: развитие наблюдательности, умственных операций: обобщение, сравнение, анализ; экспериментальных умений.
- Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к предмету через познание окружающего мира.
Обучение ведётся по общеобразовательной программе (2 часа в неделю) по учебнику: А.В.Перышкин “Физика 7 класс” М. Дрофа, 2012 г.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: набор грузов, динамометр, пружина на штативе, груз, мягкая опора (поролон), гиря; плакат с изображением яблони.
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
План урока.
1. Организационный момент. (листы оценивания в Приложении 1)
2. Повторение изученного ранее материала. (Приложение 2)
3. Актуализация знаний, создание мотивации.
4. Изучение нового материала.
5. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление материала.
6. Первичный контроль знаний. (Приложение 3)
7. Домашнего задания.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Создание положительного настроя на работу на уроке. Зачитывается стихотворение “Яблоко Ньютона”:
Ньютон под яблоней сидел.
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К земле всей массой тяготея.И ветка дрогнула – и вот
На землю яблоко упало.И был открыт великий закон –
Всемирный закон тяготенья.
Вращенье планет объясняет нам он
И яблок румяных паденье!
И я хотела бы, чтобы вы тоже сегодня на уроке сделали для себя своё маленькое открытие, и если вам это удастся, то прикрепите к яблоне красное зрелое яблоко, если же материал урока у вас вызвал затруднения, то прикрепите зелёное яблоко.
Результаты своей работы вы также будете отмечать в листах оценивания.
II. Повторение изученного ранее материала.
Давайте вспомним основные моменты пройденного материала.
На слайдах презентации и в работе №1 вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях, к ним даны рисунки, которые подскажут вам правильный ответ. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова.
- При любом виде деформации возникает ... (сила упругости).
- Сила упругости направлена ...(противоположно деформации).
- Точка приложения силы упругости - это...(точка соединения тела и пружины).
- Соотношение между силой упругости Fупр пружины и ее удлинением k: ... (формула) называют законом ... (Гука) по имени его первооткрывателя
- Коэффициент пропорциональности k в законе Гука называется...(жесткостью) пружины.
- Жесткость тела зависит от:
- Формы тела;
- Размеров тела;
- Материала, из которого изготовлено тело.
- Назовите силы, изображенные на рисунке.
- Формула силы тяжести: ...
Проверьте сами свои ответы и оцените себя, отметку выставьте в лист оценивания.
Поднимите, пожалуйста, руки, кто выполнил работу на 5?4?
III. Актуализация знаний, создание мотивации.
Что такое m в формуле силы тяжести? Правильно, “масса”
В быту мы говорим: Взвесьте 0,5 кг ягод... Спортсмен поднял штангу весом 100 кг.
Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг?
Скажите, что мы измеряем в кабинете врача, встав на весы? Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем? Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим? Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.
А теперь те, кто считает, что говорим неправильно.
Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет.
Разобраться в этом вам поможет новая тема. Сформулируйте её.
“Вес тела” Запишем ее в тетрадь.
IV. Изучение нового материала.
Если тело стоит на опоре, то сжимается не только опора, но и само тело, притягиваемое Землей. Если тело подвешено на нити (подвесе), то растянута не только нить (подвес), но и само тело.
То есть возникает деформация тела, которое давит на опору (подвес) с некоторой силой.
Эта сила называется весом тела.
Итак, Вес тела – это сила, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес, вследствие земного притяжения.
Списываем определение со слайда.
Вес тела – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет узнать о ней?
Результат действия силы на тело зависит:
- от ее модуля F,
- от направления F,
- от точки приложения.
Если Вес – это сила, значит это какая величина: векторная или скалярная? Правильно! Вектор. Каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле.
Буквенное обозначение. Р
Но, если сила тяжести приложена к телу (к его центру тяжести), то вес тела приложен к опоре (подвесу) в их точке соприкосновения.Мы с вами уже знакомы с прибором для измерения силы – динамометром. Так как вес - это сила, значит, мы можем измерить её с помощью данного прибора, и измеряется вес тела тоже в ньютонах.
Единица измерения.
[ P ] = [ Ньютон ] = [ H ]
Динамометр
– прибор для измерения веса тела.Формула для расчёта: Р = F тяж.=mg
Однако эта формула верна не всегда. Если только тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно.
Давайте проверим это утверждение. Возьмём динамометр и гирьку массой 100 г. В состоянии покоя ее вес примерно равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево-вправо, то он покажет, что вес гири стал другим (учащиеся проводят эксперимент по проверке данного утверждения)
С понятием вес тела часто связано понятие невесомость. Что это за явление?
Оказывается, что каждый из вас здесь и сейчас может побыть в состоянии невесомости (вызывается ученик, которого просят подпрыгнуть как можно выше). Во время прыжка у тебя была под ногами опора? Нет. А был какой-нибудь подвес? Нет. Значит, ты не действовал ни на опору, ни на подвес и ты был в состоянии невесомости и, значит, вес тела равен нулю.
V. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление материала.
Итак, вернёмся к нашему спорному вопросу:
Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет 20 кг?
Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 20 кг - это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что неправильно. Также мы выяснили, что это за сила, вследствие чего она возникает и каково её отличие от силы тяжести. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете.
VI. Первичный контроль знаний.
Выполните работу №2.
Проведите взаимопроверку и оценивание правильных ответов, внесите отметку в лист оценивания. Поднимите, пожалуйста, руки, кто выполнил работу на 5?4?
VII. Домашнее задание:
- Параграф 27, 28
- Упр. 10 (1, 2)
- Сообщение “Невесомость на земле”
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащиеся сдают листы оценивания и прикрепляют яблоки к изображению яблони.