Родительское собрание в 1-м классе на тему «Роль семьи в развитии интереса к чтению»

Разделы: Работа с родителями


Цель собрания: определение роли семьи в развитии интереса к чтению первоклассников.

Задачи собрания:

  • Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
  • Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения собрания: групповая работа.

Вопросы для обсуждения:

  • Выступление классного руководителя по теме “Значение книги в жизни младшего школьника”.
  • Развитие читательского интереса ребенка.
  • Копилка родительского опыта.

Подготовительная работа к собранию:

1. По результатам исследования школьного библиотекаря и классного руководителя составляется таблица.

Ф.И. ученика Количество прочитанных книг на момент исследования Читательские интересы ученика Эффективность читательских умений ученика (умение рассказать о книге, умение делать собственный вывод о прочитанном) Соотношение читательских умений с учебными результатами по чтению

2. Анкетирование учащихся.

- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

- Нравится ли тебе читать книги?

- Какие книги ты читаешь с удовольствием?

- Нравится ли тебе получать книги в подарок?

- Какую книгу ты теперь читаешь?

- Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?

- У вас дома много книг?

- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкетирование родителей.

- Нравится ли вашему ребенку читать книги?

- Сколько времени он проводит за книгой?

- Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

- Какие книги он предпочитает?

- Как вы поощряете его читательские стремления?

- Дарите ли вы своему ребенку книги?

- Считаете ли вы себя активным читателем?

- Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию
  • Систематически читайте ребенку. Это формирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

“Скажите, дорогой читатель, вам мама и папа читали на ночь книжки? Нет? Мне жаль вас. Никакое телевидение, никакой Интернет, никакие компьютерные игры не восполнят этого пробела. Знаете почему? Да потому, что они лишают вас воображения. Они не дадут вам возможности сочинить “своего” д'Артаньяна, Тома Сойера или Конька-Горбунка, они покажут их вам во всех деталях, раз и навсегда покончив с вашими придумками. В итоге они отучат вас не только читать, но и писать, они лишат вас ощущения красоты языка, представления о стиле и знаках препинания”.

Владимир Познер. Из книги “Прощание с иллюзиями”

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленно прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родителей нашего класса это подтверждает.

II. Анализ анкет родителей

Как же обстоят дела с чтением ребят на уроках и после них?

III. Выступление школьного библиотекаря (по результатам исследований читательских интересов по классу). Анализ техники чтения учащихся класса.

IV. Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, которую необходимо иметь в домашней библиотеке.

V. Работа родителей в группах

Первая группа работает с толковым словарем русского языка и находит объяснение слова “читать”. Вывод по словарной статье.

Вторая группа работает со словарем В.И. Даля.

Третья группа готовит ответ на вопрос “Людям каких профессий необходимо чтение?”

Вывод: ни одна профессия не обходится без чтения!

Четвертая группа составляет синквейн по теме собрания:

  • книга
  • мудрая, полезная
  • учит, советует, помогает
  • книга - мой помощник
  • учитель

VI. Копилка родительского опыта

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Работа с памяткой, подготовленной классным руководителем к родительскому собранию. Обсуждение и анализ.

VII. Обобщение-выступление классного руководителя.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Любовь к чтению закладывается годами. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Как правило, читать любят дети читающих родителей. Родителям следует дать рекомендации:

1. Будьте примером вашему ребенку.

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.д.

Когда последний раз вы брали в руки книгу? А ваш ребенок заставал вас за чтением книги? Помните, ребенок повторяет действия взрослых. Вы - родитель, и для вашего ребенка вы являетесь человеком, на которого он старается быть похожим, поэтому если вы будете ежедневно читать, то это окажет просто огромное влияние на вашего ребенка. Таким образом, именно родители демонстрируют, что чтение играет очень важную роль в их жизни.

2. Чаще ходите в библиотеку.

Возьмите себе в привычку ходить в библиотеку каждое субботнее утро, таким образом, вы покажете ребенку какую важную роль играет чтение книг. Дети постепенно смогут выбирать сами себе книги по вкусу, по своим интересам, тем самым самовыражаясь и подчеркивая свою индивидуальность.

3. Не поощряйте стремление ребёнка часто смотреть телевизор.

Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых подавлено желание делать собственные открытия. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.

4. Чтение должно стать каждодневной обязанностью для детей перед тем, как они лягут спать.

Почему же не почитать книгу вслух за полчаса до того, как все лягут спать. Это занятие определенно намного полезней и лучше, чем просмотр телевизора. К тому же чтение особым образом подготавливает детей ко сну..

5. Пусть ваш ребенок читает вслух.

Чтение вслух развивает речь вашего ребенка. Он будет стараться произносить правильно слова, которые будет встречать в книге. Как родитель, вы сможете следить, как развивается ваш ребенок. Когда вы посчитаете нужным, вы сможете сделать некоторые необходимые замечания ребенку. Даже если ваш ребенок читаете книгу, пока вы на кухне готовите ужин - это тоже полезно, это также будет оказывать положительное влияние на ребенка. Произношение слов, которых ребенок еще не встречал, никогда до этого, также очень полезно. Ведь таким образом ребенок учится выполнять задания самостоятельно, будет наполнять их чувством гордости, тем самым, способствуя развитию чувства собственного достоинства. Обращайте внимание детей на черты характера персонажей или, к примеру, на элементы одежды.

6. В гостиной должны преобладать книги.

Во многих комнатах главное место должны занимать книги. Вам необходимо положить книги на журнальный столик таким образом, чтобы они были заметны и выделялись. А в детской комнате на полке на видном месте должны стоять детские книги Постоянно выписывайте ребёнку детские периодические издания. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов- всё что угодно! Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

7. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

8. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

Список литературы.

  1. Дереклеева Н. И.. Родительские собрания. 1-4 классы. М.:2005.
  2. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. М.: Азбуковник, 2007.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том четвертый. М.:1980.
  4. http://festival.1september. ru .
  5. http://modernlib.ru/books/vladimir_pozner/proschanie_s_illyuziyami/read/