Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в школе «Полифорум»

Разделы: Школьная психологическая служба


Главная цель каждого образовательного учреждения – создание оптимальных условий для достижения обучающимися результатов, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам. Педагогический коллектив нашей школы реализует программу “Полифорум” [1], которая позволяет создать условия для достижения качественного результата образования и социализации обучающихся, т.е. способствует достижению цели, поставленной государством.

Одним из условий достижения качественного результата образования является организация психолого-педагогического сопровождения всех субъектов ОП. В нашей школе психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

мониторинг индивидуально-личностного развития обучающихся и становления коллективов,

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в адаптационные периоды,

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с трудностями в обучении,

– психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса.

Сопровождение осуществляется через систему психолого-педагогических консилиумов, проведение психолого-педагогической диагностики, коррекции, просвещение и консультирование всех субъектов ОП.

Система психолого-педагогического мониторинга является важной составляющей образовательного процесса школы, поскольку непосредственно связана с созданием условий образования, способствующих качественной социализации обучающихся. Осуществление мониторинга позволяет своевременно влиять на возникающую педагогическую ситуацию, выбирать адекватные формы и способы организации учебного процесса с учетом особенностей развития обучающихся, что помогает педагогам успешно решать образовательные и воспитательные задачи, определить направления работы по совершенствованию образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения качества образования в школе [3].

Мониторинг уровня эмоционального благополучия учащихся и развития классных коллективов позволяет своевременно осуществлять коррекцию образовательного процесса.

По данным мониторинга на большинстве уроков уровень эмоционального комфорта обучающихся всех параллелей высокий, привлекательность классных коллективов – выше среднего и высокий. Сравнительный анализ данных мониторинга выпускных классов за три года показал, что выпускники 4-х классов ежегодно отмечают высокий уровень привлекательности коллектива, эмоционального комфорта на всех уроках и во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками; уровень привлекательности коллектива для учащихся 9-х классов достаточный, а 11-х классов – высокий. Удовлетворены отношениями с педагогами 75% выпускников 9-х классов и от 80% до 90% выпускников 11-х, устраивают отношения с одноклассниками 87% девятиклассников и 96% одиннадцатиклассников. Удовлетворены качеством преподавания от 81% до 95% учащихся: выпускники отмечают качественное (86%) и доступное изложение учебного материала (68%), умение вызвать интерес к своему предмету (80%), разнообразие интересных заданий и форм уроков (57%), уважительное отношение педагогов к ученикам (61%).

С целью определения уровня образованности выпускников 4-х и 9-х классов в конце каждого учебного года проводятся психолого-педагогические консилиумы. Анализ данных за три года показал, что уровень образованности выпускников 4-х классов по всем сферам самоопределения и линиям образования [4] стабильно выше среднего, девятиклассников – средний.

Особое внимание в школе уделяется сопровождению обучающихся в период адаптации при переходе от одной ступени обучения к другой.

Организация сопровождения обучающихся в период адаптации в начальной школе:

Работа с будущими первоклассниками

  • Школа будущего первоклассника.
  • Совместные педсоветы детского сада и школы.
  • Родительские собрания в детских садах.
  • Консультации педагога-психолога.
  • Родительские собрания в Школе будущего первоклассника.

Работа с учащимися 1х классов

  • Семинар-практикум “Особенности адаптации первоклассников” для учителей 1х классов.
  • Диагностика готовности учащихся к обучению (педагог-психолог)
  • Педагогическое наблюдение и диагностика (учителя)
  • Работа коррекционных и развивающих групп (педагог-психолог)
  • Индивидуальные занятия (учителя, педагог-психолог)
  • Родительские собрания (учителя, педагог-психолог)

Организация сопровождения обучающихся в период адаптации в средней школе:

Подготовительный этап

Диагностика уровня развития четвероклассников (учителя, педагог-психолог).

Психолого-педагогические консилиумы “Уровень образованности выпускников начальной школы” (учителя, педагог-психолог)

Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4х классах учителями-предметниками.

Проведение мероприятий учителями-предметниками для выпускников 4х классов.

Проведение совместного педсовета “Готовность выпускников начальной школы к обучению в 5 классе” (администрация школы, учителя, педагог-психолог)

Собственно адаптационный период

Посещение уроков в 5х классах (администрация, педагог-психолог, учителя начальной школы)

Психолого-педагогические консилиумы “Сохранение преемственности в обучении” (педагог-психолог, классные руководители бывших 4-х классов)

Семинар для учителей, работающих в пятых классах “Особенности адаптации пятиклассников” (педагог-психолог)

Диагностика уровня комфорта, мотивации, адаптации учащихся, привлекательности классных коллективов (педагог-психолог)

Собеседование в конце года с классными руководителями по итогам адаптации (администрация)

Организация сопровождения обучающихся в основной школе:

Диагностика ожиданий и мотивации (педагог-психолог, администрация)

Посещение уроков администрацией, педагогом-психологом.

Диагностика привлекательности коллектива и эмоционального комфорта (педагог-психолог)

Диагностика уровня сформированности коллектива (педагог-психолог)

Индивидуальные и групповые консультации (педагог-психолог, учителя)

Тематические классные часы (классные руководители, педагог-психолог, администрация школы)

Родительские собрания (классные руководители, педагог-психолог, администрация)

Анализ процесса адаптации (за 3 года) показал, что у пятиклассников преобладает адекватная самооценка (от 70% - 85%), у большинства отсутствует школьная тревожность (от 60% до 79%), достаточный уровень познавательной мотивации наблюдается у 90% - 95% обучающихся, уровень эмоционального комфорта учащихся на уроках высокий, уровень привлекательности коллектива выше среднего и высокий. Десятиклассники уровень привлекательности коллектива отмечают как достаточный; устраивают отношениями с учителями от 63% до 84% обучающихся, с одноклассниками – от 62% до 89%. Уровень эмоционального комфорта десятиклассников на уроках гуманитарного и физико-математического цикла составляет от 61% до 100%, естественно научного цикла – от 65% до 100%. Данные мониторинга подтверждают, что в школе созданы условия для успешной адаптации обучающихся и получения ими качественного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении организовано в двух направлениях: предупреждение учебной неуспешности обучающихся и коррекция учебного неблагополучия.

Направление “Предупреждение учебной неуспешности обучающихся”.

1 этап

  • Анализ текущих учебных результатов обучающихся.
  • Анализ результатов диагностики школьников.
  • Контроль посещаемости уроков.

Цель: Своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении.

Планируемый результат: список учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке.

2 этап

  • Беседы классного руководителя с учащимися.
  • Собеседование педагога-психолога или\ и социального педагога со школьниками.
  • Совещание классного руководителя, учителей, психолога.

Цель: Выявление причин учебных трудностей.

Планируемый результат: План согласованных действий по предупреждению возможной неус-пешности обучающихся.

3 этап

Реализация плана по предупреждению возможной неуспешности обучающихся.

4 этап

Анализ результатов обучающихся за четверть (полугодие).

5 этап

Осуществление анализа образовательной ситуации и коррекция плана действий (II этап).

Реализация плана действий (с III этапа).

Направление “Коррекция учебного неблагополучия обучающихся”:

1 Психолого-педагогическая поддержка.

1.1 Работа классного руководителя:

  • Организация взаимодействия со специалистами по оказанию психолого-педагогической поддержки.
  • Создание ситуации успеха во внеучебной деятельности.
  • Осуществление конструктивного взаимодействия с родителями.

1.2 Работа учителей-предметников:

  • Составление индивидуального плана работы с обучающимися (в свободной форме).
  • Проведение индивидуальных занятий.
  • Реализация дифференцированного подхода.

1.3 Работа педагога-психолога:

  • Индивидуальные развивающие занятия.
  • Индивидуальные консультации с ребенком.
  • Консультации с родителями.

2 Контроль.

2.1 За успешностью обучающихся осуществляют:

– классный руководитель,

– социальный педагог,

– заместитель руководителя по экспертизе качества образования.

2.2 За реализацией программы сопровождения осуществляют:

– заместитель руководителя по экспертизе качества образования,

– заместитель руководителя по методическому сопровождению ОП.

В рамках психолого-педагогического сопровождения в школе также в системе осуществляется психологическое консультирование всех участников образовательного процесса, что способствует повышению уровня психологической компетентности педагогов, профессиональному и личностному самоопределению учащихся, конструктивному решению межличностных и педагогических конфликтов. Так, анализ проблем, с которыми обращались обучающиеся, выявил снижение количества обращений, связанных с конфликтами “учитель – ученик” (в 1,7 раза), увеличилось количество консультаций по проблемам личностного совершенствования, в том числе в учебной деятельности, профессионального самоопределения. Педагоги чаще обращались по различным методическим проблемам (от 38% до 47%), осуществлению индивидуализации образовательного процесса и проблемам развития классных коллективов (от 23% до 35%).

Система психолого-педагогического просвещения обучающихся включает проведение тематических классных часов, ведение курсов по разработанной автором статьи программам “Познай себя” (6 – 7 класс), “Культура мышления” (8 – 9 класс), “Практикум рациональной умственной работы” (10 класс), “Тренинг аналитического и творческого мышления (11 класс). Занятия по данным программам нацеливают обучающихся на осознание своих особенностей, развивают навыки рефлексии и самопознания, способствуют повышению учебной мотивации и развитию культуры учения. По данным мониторинга уровень эмоционального комфорта учащихся на занятиях “Познай себя” 92% – 100%, “Культуры мышления” – от 82% до 100%; качество составляет 75% – 100%. Старшеклассники отмечают, что занятия помогли им овладеть рациональными приёмами организации учебной деятельности (91%), повысили интерес к учебе (87%), самоанализу (52%), более качественно подготовиться к экзаменам. Для снижения тревожности при подготовке и сдаче Государственных экзаменов для девятиклассников педагогом-психологом ведется практикум “Как подготовиться к экзаменам”, проводятся тематические классные часы, часы завуча.

Система работы по оказанию психолого-педагогической поддержки учителям и родителям направлена на развитие толерантности, навыков рефлексии и бесконфликтного общения, повышение профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что позволяет создать условия для успешности учебной деятельности обучающихся.

С целью повышения психологической культуры родителей разработан комплекс собраний по проблемам взаимоотношений родителей и детей, адаптации младших школьников, подросткового возраста, психологической готовности выпускников к экзаменам. Для определения образовательных потребностей семьи проводятся деловые игры с родителями первоклассников. Все это способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, учит взрослых сотрудничеству с детьми. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в школе организована работа “Школы молодого педагога”, семинаров-практикумов “Основы педагогического общения”, “Психологические основы организации работы с неуспевающими учащимися”, “Психолого-педагогическая компетентность учителя” (ведет педагог-психолог) и методический семинар “Современные образовательные технологии” (администрация школы). По данным опроса интересно на занятиях всем участникам семинаров, полностью оправдались ожидания у 100% слушателей. Как положительный момент педагоги отметили практическую направленность занятий, высокий уровень представленной теоретической информации, необходимость представленной информации в практической деятельности.

Таким образом, осуществляемое в школе психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса способствует развитию толерантности, культуры общения и учебной деятельности учащихся, повышению профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что создает условия для достижения обучающимися качественного результата образования.

Список литературы.

1. Андрюхина Л.М., Мазуркевич Т.П. Инновационный смысл проекта “Полифорум”. Концепция и программа развития школы “Полифорум-4” г.Серова. – Екатеринбург: ИРРО, 1995. – 36с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298с.

3. Малкова С.В. Психолого-педагогический мониторинг процесса и результата образования в школе “Полифорум”. – Екатеринбург: ИРРО, 2001. – 29с.

4. Постановление правительства Свердловской области “О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) образования Свердловской области”. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eburg.regionz.ru/index.php?ds= 31952.