Роль эмоций в профилактике отклоняющегося поведения учащихся

Разделы: Классное руководство


В процессе эволюции выработалась система запретов, позволяющая людям мирно сосуществовать друг с другом, она создана для регулирования человеческих отношений, она сугубо социальна. Без правил, регулирующих отношения между людьми, не прожить. Если бы люди не убедились, что надо уважать старших и перенимать опыт, то они были бы обречены каждый раз все начинать вновь. Если бы люди не защищали самоотверженно своих детей, то тоже были бы обречены на вымирание, а дети к тому же не стали бы защищать их, уже старых. Если бы люди не поняли, что бесконтрольные половые связи могут привести к широкому распространению венерических заболеваний, что в свою очередь сделало бы реальную угрозу вырождения человеческого рода, то они не стали вводить моногамию и т. д.

Поэтому из поколения в поколение передается повышенная восприимчивость к усвоению нравственной информации, которая в свою очередь реализуется воспитанием. В психике человека сформировалась так называемая этическая память (совесть), запрограммированная биологически и разрушаемая дефектами головного мозга или не выявляемая соответствующим воспитанием. Без нее (без совести) человек не может усвоить, что такое хорошо, что такое плохо, т.е. нравственное воспитание не возможно. Нравственность - регулирующая функция человеческого поведения. По Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. А воспитание это процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.

И здесь важную роль играет эмоциональная сфера человека. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых от него скрыта.

Эмоции человека - продукт общественно - исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Эмоции являются к нам за тем, чтобы показать, что и как нам нужно делать в жизни: что думать, о чем мечтать, какие стратегии мышления развивать, к каким рубежам стремиться и т.д. Если нам не нравятся возникшие эмоции, то придется потрудиться над изменением своего поведения, убеждения и т.п.

Наблюдения за детьми, имеющими склонности к отклоняющемуся поведению, показывают, что большинство из них имеют проблемы в эмоциональной сфере, им трудно правильно понимать эмоциональное состояние свое, собеседника, они не умеют адекватно внешне выражать свои внутренние эмоции и т.п.

Поэтому детей нужно этому учить. Учить фиксировать эмоции, понимать их происхождение, трансформировать. Нужно развивать у школьников эмоциональную децентрацию (Т.М. Бреслав) т.е. способность воспринимать, учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. Нарушение в ее формировании ведет к трудностям в общении с другими людьми, в усвоении норм и правил поведения в социуме.

Для проведения такой работы мной была разработана программа “Учись общению”, основными целями которой являются:

  1. Формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности человека воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей.
  2. Развитие у школьников навыков общения с взрослыми и ровесниками.
  3. Формирование у детей самосознания личности.

Программа рассчитана на один год обучения, в ее содержание входят восемь разделов:

  • вербальные и невербальные средства общения;
  • что такое “Я”?
  • ценностные ориентиры личности;
  • общение в школе;
  • общение в семье;
  • культура общения и культура речи;
  • культура общения полов;
  • тренинг эмоциональной децентрации.

Содержание программы опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Форма организации работы с учащимися в рамках данной программы - беседы, ролевые игры, групповые дискуссии, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, анкетирование, свободное и тематическое рисование, прослушивание музыкальных произведений.

Проведение тренинга эмоциональной децентрации личности ребенка в конце курса - это и форма организации работы с детьми, и форма контроля и оценки ее результатов. Дети с удовольствием посещают занятия, постоянно осуществляется обратная связь, наблюдается положительная динамика развития личности каждого ребенка.

Примерный план тренингового занятия

Задачи:

  • Продолжать обучать детей распознаванию и выражению некоторых базовых эмоций (радость, обида, гнев).
  • Гармонизировать осознание своего имени и притязание на признание.
  • Снижение депривации данных звеньев самосознания.

Ход занятия

1. Упражнение “Глубокое дыхание”.

2. Упражнение “Имя шепчет ветер”.

“Давайте закроем глаза и представим себе летний день на лесной поляне. Почувствуем запахи летнего дня, пение птиц. Мы идём по высокой траве, кругом множество цветов и т.п. Лёгкий ветерок играет травой, листвой, ласкает нашу кожу и нашёптывает наше имя. Ласково шепчет имя. Послушай, как он тебя зовёт”. Сейчас откроем глаза и вспомним, как ветер звал тебя.

Дети произносят вслух услышанное своё имя.

3. Игра “Мальчик красивый”

Настроение человека можно узнать по походке, мимике, жестам, движениям рук и ног, положению туловища.

Детям предлагается показать весёлого, грустного, обиженного и т.д. ребёнка.

4. Знакомство с чувством гнев.

“Коля вошёл в класс после перемены, но тут на него почему-то налетел Серёжа, стукнул его, правда, не больно и обозвал дураком. Коля рассердился”.

Какое чувство испытал Коля?

Беседа о том, кто и когда испытывал это чувство.

Ваши родные испытывали это чувство...

Игра “Театр”, показ чувство гнев глазами, ртом.

Как чувствуете себя?

Рисунок “Гнев”.

Упражнение “Мусорное ведро”.

5. Упражнение “Зеркало”.

Парами. Дети точно копируют движения, мимику другого человека.

6. Загадка “Узнай настроение по музыке”.

Дети подбирают рисунок соответствующий прослушанной музыке.

7. Подведение итогов.