Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.
Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие “безопасность” трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
Можно выделить ряд опасностей, которые связаны с нахождением человека:
опасность в доме
- использование электроприборов,
- наличие бытовой химии,
- наличие лекарств,
- нахождение потенциально опасных предметов (иглы, ножницы, ножи и т.д.),
- игры, приводящие к повреждениям тела (переломов, ушибов, ссадин и т.д.),
- повреждение инородными телами (через нос, рот, уши),
- наличие газа и спичек,
- открытие входной двери чужым людям;
опасность на улице
- выполнение правил дорожного движения,
- пользование общественным транспортом,
- контакты с незнакомыми людьми;
опасность в природе
- стихийные явления (гроза, ураган, наводнение),
- погодные условия (туман, гололед, жара и т.д.),
- объекты природы (растения, грибы, насекомые, животные),
- ориентировка в лесу;
Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения проанализировал существующие программы развития, воспитания и образования дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности (“Детство”, “Радуга”, “Истоки”, “От рождения до школы”) и разработала план работы по данной проблеме.
Цель работы: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и умение осуществлять осознанные действия в ситуациях “безопасность – опасность”.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- формировать знания, умения и навыки, связанные с жизнью человека в обществе,
- формировать навыки разумного поведения в опасных ситуациях,
- подобрать и апробировать в практике работы с детьми игровой, демонстрационный и практический материал по предотвращению травматизма, т.е. создание предметов развивающей среды,
- формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни,
- организовать взаимодействие родителей, специалистов детского сада и сотрудников РЭО ГАИ.
Для решения поставленных задач используются методы:
- игровые тренинги с разыгрыванием жизненных ситуаций, игры-драматизации,
- экскурсии, беседы, дидактические игры,
- использование видеоматериалов,
- игровое моделирование,
- использование художественной литературы и иллюстрационного материала,
- практико-ориентированная деятельность: экспериментирование.
Вся работа основана на установлении причинно-следственных связей в познавательной деятельности (на занятиях, прогулках, беседах) и интегрируется в разные виды детской деятельности: изобразительную, театральную, игровую.
Пути реализации поставленных задач:
Игровая деятельность:
- дидактические игры: “Хорошо-плохо”, “Лото пешехода”, “Наша улица”, “Пройди, не ошибись”, “Законы улиц и дорог”, “Можно - нельзя, правильно-неправильно”, “Учись быть пешеходом”, “Законы леса”, “Что не так”,
- подвижные игры: “Красный, желтый, зеленый”, “Ловкий пешеход”, “Веселый трамвай”,
- сюжетно-ролевые игры.
Формирование целостной картины мира:
- занятия “Службы “01”, “02”, “03” всегда на страже”, “Будь осторожен с огнем”, “Безопасность на дороге”, “Наш город”, “Приключения в городе”, “Осторожно улица”, “Опасные предметы дома”,
- познавательные беседы: “Когда мы пассажиры”, “Осторожно улица”, “Безопасность на природе”, “Ядовитые грибы и ягоды”, “Как быть здоровым”, “Первая помощь”,
- беседы-обсуждения: “Ты один на улице”, “Дети и общественный транспорт”, “Один дома”, “Опасность во дворе”.
Коммуникация
Составление творческих рассказов. Обучение ролевому диалогу с сотрудником ГИБДД, составление рассказов по серии сюжетных картин.
Ознакомление с научно-популярной и художественной литературой.
Чтение и обсуждение произведений “Кошкин Дом”, “Пожар” С.Я. Маршак; “Как неразлучные друзья дом охраняли” А.А. Иванов; “Марта и Чичи в парке” Т.А.Шорыгина; русской народной сказки “Петушок – золотой гребешок” (в обработке А.Н. Толстого); “Моя улица” С.Михалков; “Любопытный мышонок” Г. Юрмин; “Стоял ученик на развилке дорог” В.Берестов.
Исследовательская деятельность:
Опыты: “Длина тормозного пути”, “Опасности зимней дороги”, “Вода – огонь”.
Изобразительная и продуктивная деятельность:
- Рассматривание плакатов “Как избежать неприятностей?”, “Если малыш поранился!”, “Опасности дома”.
- Творческие работы: “Я иду по улице”, “Осторожно играя”, “Перекресток”, “Пешеходный переход”, “В здоровом теле – здоровый дух”; “Осторожно с огнем”.
Важная составная часть безопасности жизнедеятельности детей – это формирование здоровьесберегающего поведения. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Работа по формированию основ здорового образа жизни строится с учетом доступности. Дети получают знания об органах чувств человека, о влиянии гигиены на здоровье, здоровом образе жизни и спорте, соблюдении правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Навык получения информации формируется не только в детском саду, но и дома, в повседневной жизни. В процессе обучения центральную роль играет совместная деятельность родителей и сотрудников детского сада. Родители активно участвуют в работе по формированию навыков безопасного и ответственного поведения у детей, ведь они –главный пример для своих детей.
Проводятся совместные мероприятия с родителями: консультации, собрания, выставки художественно-творческих работ детей и взрослых, Дни открытых дверей, встречи с участием инспекторов ГИБДД и сотрудников пожарной части, презентации плакатов “На дороге не зевай”, “Улица неожиданностей”, конкурс семейной фотографии “В здоровом теле – здоровый дух”, реализация межгруппового проекта “Ты и дорога”, вечера развлечений. Родители обмениваются опытом семейного воспитания, знакомятся с работой детского сада по формированию навыков безопасного поведения и по воспитанию культуры здоровья. Именно родители стали нашими главными помощниками. Совместные мероприятия способствуют не только налаживанию более тесных контактов между семьей и детским садом, но и учат совместно находить решение возникших проблем.
В дошкольном возрасте можно научить ребенка различать опасность и безопасность, воспитать действенное отношение к потенциальной опасности, желание и умение предотвращать ее. Конечно, возможности детей в области предотвращения опасности невелики, но по мере роста ребенка, расширения границ знаний и возможностей, способность к предотвращению последствий событий будет совершенствоваться.
Список литературы.
- Акопова Э.С., Мансарлийская Л.Ф., Тюрикова С.В. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов. М., 2004 с.43-44.
- Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000 №8 с.13-16.
- Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М. 2004.