Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.

Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие “безопасность” трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

Можно выделить ряд опасностей, которые связаны с нахождением человека:

опасность в доме

- использование электроприборов,

- наличие бытовой химии,

- наличие лекарств,

- нахождение потенциально опасных предметов (иглы, ножницы, ножи и т.д.),

- игры, приводящие к повреждениям тела (переломов, ушибов, ссадин и т.д.),

- повреждение инородными телами (через нос, рот, уши),

- наличие газа и спичек,

- открытие входной двери чужым людям;

опасность на улице

- выполнение правил дорожного движения,

- пользование общественным транспортом,

- контакты с незнакомыми людьми;

опасность в природе

- стихийные явления (гроза, ураган, наводнение),

- погодные условия (туман, гололед, жара и т.д.),

- объекты природы (растения, грибы, насекомые, животные),

- ориентировка в лесу;

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения проанализировал существующие программы развития, воспитания и образования дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности (“Детство”, “Радуга”, “Истоки”, “От рождения до школы”) и разработала план работы по данной проблеме.

Цель  работы: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и умение осуществлять осознанные действия в ситуациях “безопасность – опасность”.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- формировать знания, умения и навыки, связанные с жизнью человека в обществе,

- формировать навыки разумного поведения в опасных ситуациях,

- подобрать и апробировать в практике работы с детьми игровой, демонстрационный и практический материал по предотвращению травматизма, т.е. создание предметов развивающей среды,

- формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни,

- организовать взаимодействие родителей, специалистов детского сада и сотрудников РЭО ГАИ.

Для решения поставленных задач используются методы:

  • игровые тренинги с разыгрыванием жизненных ситуаций, игры-драматизации,
  • экскурсии, беседы, дидактические игры,
  • использование видеоматериалов,
  • игровое моделирование,
  • использование художественной литературы и иллюстрационного материала,
  • практико-ориентированная деятельность: экспериментирование.

Вся работа основана на установлении причинно-следственных связей в познавательной деятельности (на занятиях, прогулках, беседах) и интегрируется в разные виды детской деятельности: изобразительную, театральную, игровую.

Пути реализации поставленных задач:

Игровая деятельность:

  • дидактические игры: “Хорошо-плохо”, “Лото пешехода”, “Наша улица”, “Пройди, не ошибись”, “Законы улиц и дорог”, “Можно - нельзя, правильно-неправильно”, “Учись быть пешеходом”, “Законы леса”, “Что не так”,
  • подвижные игры: “Красный, желтый, зеленый”, “Ловкий пешеход”, “Веселый трамвай”,
  • сюжетно-ролевые игры.

Формирование целостной картины мира:

  • занятия “Службы “01”, “02”, “03” всегда на страже”, “Будь осторожен с огнем”, “Безопасность на дороге”, “Наш город”, “Приключения в городе”, “Осторожно улица”, “Опасные предметы дома”,
  • познавательные беседы: “Когда мы пассажиры”, “Осторожно улица”, “Безопасность на природе”, “Ядовитые грибы и ягоды”, “Как быть здоровым”, “Первая помощь”,
  • беседы-обсуждения: “Ты один на улице”, “Дети и общественный транспорт”, “Один дома”, “Опасность во дворе”.

Коммуникация

Составление творческих рассказов. Обучение ролевому диалогу с сотрудником ГИБДД, составление рассказов по серии сюжетных картин.

Ознакомление с научно-популярной и художественной литературой.

Чтение и обсуждение произведений “Кошкин Дом”, “Пожар” С.Я. Маршак; “Как неразлучные друзья дом охраняли” А.А. Иванов; “Марта и Чичи в парке” Т.А.Шорыгина; русской народной сказки “Петушок – золотой гребешок” (в обработке А.Н. Толстого); “Моя улица” С.Михалков; “Любопытный мышонок” Г. Юрмин; “Стоял ученик на развилке дорог” В.Берестов.

Исследовательская деятельность:

Опыты: “Длина тормозного пути”, “Опасности зимней дороги”, “Вода – огонь”.

Изобразительная и продуктивная деятельность:

  • Рассматривание плакатов “Как избежать неприятностей?”, “Если малыш поранился!”, “Опасности дома”.
  • Творческие работы: “Я иду по улице”, “Осторожно играя”, “Перекресток”, “Пешеходный переход”, “В здоровом теле – здоровый дух”; “Осторожно с огнем”.

Важная составная часть безопасности жизнедеятельности детей – это формирование здоровьесберегающего поведения. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Работа по формированию основ здорового образа жизни строится с учетом доступности. Дети получают знания об органах чувств человека, о влиянии гигиены на здоровье, здоровом образе жизни и спорте, соблюдении правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Навык получения информации формируется не только в детском саду, но и дома, в повседневной жизни. В процессе обучения центральную роль играет совместная деятельность родителей и сотрудников детского сада. Родители активно участвуют в работе по формированию навыков безопасного и ответственного поведения у детей, ведь они –главный пример для своих детей.

Проводятся совместные мероприятия с родителями: консультации, собрания, выставки художественно-творческих работ детей и взрослых, Дни открытых дверей, встречи с участием инспекторов ГИБДД и сотрудников пожарной части, презентации плакатов “На дороге не зевай”, “Улица неожиданностей”, конкурс семейной фотографии “В здоровом теле – здоровый дух”, реализация межгруппового проекта “Ты и дорога”, вечера развлечений. Родители обмениваются опытом семейного воспитания, знакомятся с работой детского сада по формированию навыков безопасного поведения и по воспитанию культуры здоровья. Именно родители стали нашими главными помощниками. Совместные мероприятия способствуют не только налаживанию более тесных контактов между семьей и детским садом, но и учат совместно находить решение возникших проблем.

В дошкольном возрасте можно научить ребенка различать опасность и безопасность, воспитать действенное отношение к потенциальной опасности, желание и умение предотвращать ее. Конечно, возможности детей в области предотвращения опасности невелики, но по мере роста ребенка, расширения границ знаний и возможностей, способность к предотвращению последствий событий будет совершенствоваться.

Список литературы.

  1. Акопова Э.С., Мансарлийская Л.Ф., Тюрикова С.В. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов. М., 2004 с.43-44.
  2. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000 №8 с.13-16.
  3. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М. 2004.