Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Дидактическая задача урока: закрепить умение работать над художественными особенностями сказки -пьесы.
Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ сказочных героев, развивать навыки выразительного чтения, выборочного чтения, умения аргументировать своё мнение, пополнять словарный запас учащихся, через игровую деятельность ( исценирование отрывка). Расширить круг нравственных представлений, воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие, культуру общения.
Оборудование:
- Ефросинина Л.А. Учебник литературного чтения 2 часть, М; Вентана - Граф, 2009г.
- Ефросинина Л.А. рабочая тетрадь по литературному чтению, М; Вентана-Граф, 2010г.
- Компьютер, мультимедиа, слова на карточках для составление кластера (12 месяцев, пьеса, сказка, драматическое произведение, С. Я .Маршак), презентация, большие листы, маркеры, корзинка с цветами, костюмы месяцев
Ход урока
1. Орг. Момент
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок
Садитесь, поудобнее,
Начнём скорей урок.
- Сегодня мы проводим открытый урок литературного чтения. К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(весёлым, интересным, познавательным)
Отчего это зависит? (Оттого как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя, друг друга, дружно работать в команде.)
Правильно. Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой и может быть вам удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.
2. Постановка темы и актуализация знаний.
(На слайде высвечиваются пословицы, детям надо вставить название месяцев.)
Вставьте пропущенные слова в пословицы.
(Январь)... году начало, зиме середина.
(Февраль)...силён метелью, а (март)... капелью)
(Апрель)... с водою - (май)... с травою.
(июнь)... с косой по лугам прошёл, а (июль)... с серпом по хлебам побежал.
Что в (августе)... соберёшь, с тем и зиму проведёшь.
(Сентябрь)... пахнет яблоком, (октябрь)...- капустой.
(Ноябрь)... ворота зимы.
(Декабрь)... год кончает, зиму начинает.
- Какие слова мы вставили?) Названия месяцев)
Сколько в году месяцев? (12)
3. Повторение пройденного.
Составление кластера.
Вывешивается таблица 12 месяцев
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Какие слова подходят к нашему кластеру? (Дети выходят и добавляют слова, которые заранее приготовлены на доске.)
- Драматическое произведение.
- Сказка.
- Пьеса
- Докажите, что это произведение является сказкой? Какая это сказка? (Волшебная, т.к. месяцы не могут все вместе встретиться)
Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве.
Сказка-литературная (авторская) по мотивам словацкой народной сказки. Написал С.Я. Маршак - поэт, сказочник, переводчик журналист, написал в 1943 году.
- Какое это время было для русского народа? (появляется слайд о Маршаке)
- Докажите, что это произведение одновременно является и пьесой.
(Эта сказка предназначена для постановки в театре, на сцене. Здесь выделены роли, есть авторские указания - ремарки
Что добавим к пьесе ? (На доске добавляются слова - реквизит, монолог, диалог, ремарки, действующие лица, действия картины, афиша.
(слайд - появляется афиша - сказка “12 месяцев”)
4. Работа в группах. Работа над образами героев, над содержанием произведения.
Сегодня мы проведём презентацию произведения С.Я. Маршака “12 месяцев”
Мы будем работать с авторским текстом. Выполнять задания вы будете в группах.
Каждая группа получит задание и будет представлять своих героев сказки.
1 группа Образы героев мачехи и её дочки
2 группа Образы 12 месяцев
3 группа Королевский двор
4 группа Образ падчерицы
Также и другие группы могут включаться в обсуждение других героев.
- К предыдущему уроку мы подготовили рисунки .
- Начинается наша работа. Группам выдаются листы с заданием, даётся время и каждая группа выступает по заранее приготовленным вопросам
Королевский двор
- Как раскрывается характер королевы в разговоре с профессором? В её поступках, отношениях к окружающим. Найдите и прочитайте.
- Докажите, что королева часто бывает не права.
- Представьте свою героиню Королеву, какая она?
- Вывешиваются слова Казнить нельзя помиловать (Поставить запятую и объяснить почему?
- Какой самый главный урок получила в жизни королева (относится с добром и пониманием к другим, умению просить, а не требовать)
- Кто её научил?
- Какой она герой отрицательный или положительный?
- Королева-характер, отношение к окружающим, её поступки.(результат вывешивается на доску)
12 месяцев
- Как раскрываются образы месяцев? (Через диалоги)
- Какой приём в литературе использует автор при создании этих героев сказки? (Олицетворение - наделение героев такими качествами характера людей как человечность, способность понимать, трудолюбие, ответственность за свои слова.добрые, отзывчивые, бескорыстные)
- Почему месяцы решили помочь героине? (Прочитайте, что они говорят о ней)
- Как вы понимаете, что значит быть в заповедном лесу? (туда могут ходить не все люди)
- Кто помощники? (ветры, вьюги, метели)
- Отрицательные или положительные герои?
- Месяцы качества характера, помощники месяцев ( результат вывешивается на доску)
Мачеха и дочка
- Прочитайте как относится мать и дочь друг к другу и к падчерице
- Как меняется в зависимости от ситуации поведение старухи и её дочери?
- Что произошло с ними в финале сказки и почему превращение стало неизбежным?
- Какая по характеру мачеха? ( злая, жадная, бессердечная)
- Отрицательный или положительные герои дочь и мачеха?
- Мачеха, дочка, отношение к падчерице ( результат на доске)
Падчерица
- Какой мы видим падчерицу?
- Какая падчерица по характеру? (послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая)
- Могут ли быть зимой подснежники?
- Что помогает героине справляться с жизненными испытаниями и трудностями?
- Почему колечко Апреля падчерица не может поменять ни на какие другие богатства?
- За что вознаграждена падчерица?
- Отрицательный или положительный герой?
- Характер, отношение к людям (результат вывешивается на доску)
5. Физминутка.
- Кинесиологические упражнения
- “Перекрёстные движения рук”, “Ленивая восьмёрка”.
6. Исценирование сказки
- А теперь давайте представим, что мы оказались у новогоднего костра, давайте послушаем о чём говорят наши месяцы.
Появляются слайды зимы и костра, весны, подснежников, снегопада.
7. Итог урока
- Вы сегодня побывали и в роли актёров, и в роли зрителей, героев сказки.
- Чему учит нас сказка?
- У каждой группы на парте лежит лист, разделите его на две колонки и напишите “Отрицательные и положительные качества”, которые показал С.Я. Маршак в своей пьесе-сказке.
Доброта Бессердечность Доброжелательность Жадность Трудолюбие Злость Скромность Непонимание Бескорыстность Несправедливость Смелость Чёрствость
- Итак презентация произведения пьесы-сказки состоялась.
8. Рефлексия
- С помошью смайлика прикрепите свое отношение к этому произведению.