«С.Я. Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев" (отдельные главы)». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Дидактическая задача урока: закрепить умение работать над художественными особенностями сказки -пьесы.

Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ сказочных героев, развивать навыки выразительного чтения, выборочного чтения, умения аргументировать своё мнение, пополнять словарный запас учащихся, через игровую деятельность ( исценирование отрывка). Расширить круг нравственных представлений, воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие, культуру общения.

Оборудование:

  • Ефросинина Л.А. Учебник литературного чтения 2 часть, М; Вентана - Граф, 2009г.
  • Ефросинина Л.А. рабочая тетрадь по литературному чтению, М; Вентана-Граф, 2010г.
  • Компьютер, мультимедиа, слова на карточках для составление кластера (12 месяцев, пьеса, сказка, драматическое произведение, С. Я .Маршак), презентация, большие листы, маркеры, корзинка с цветами, костюмы месяцев

Ход урока

1. Орг. Момент

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок
Садитесь, поудобнее,
Начнём скорей урок.

- Сегодня мы проводим открытый урок литературного чтения. К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(весёлым, интересным, познавательным)

Отчего это зависит? (Оттого как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя, друг друга, дружно работать в команде.)

Правильно. Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой и может быть вам удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.

2. Постановка темы и актуализация знаний.

(На слайде высвечиваются пословицы, детям надо вставить название месяцев.)

Вставьте пропущенные слова в пословицы.

(Январь)... году начало, зиме середина.

(Февраль)...силён метелью, а (март)... капелью)

(Апрель)... с водою -  (май)... с травою.

(июнь)... с косой по лугам прошёл, а (июль)... с серпом по хлебам побежал.

Что в (августе)... соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

(Сентябрь)... пахнет яблоком, (октябрь)...- капустой.

(Ноябрь)... ворота зимы.

(Декабрь)... год кончает, зиму начинает.

- Какие слова мы вставили?) Названия месяцев)

Сколько в году месяцев? (12)

3. Повторение пройденного.

Составление кластера.

Вывешивается таблица 12 месяцев

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Какие слова подходят к нашему кластеру? (Дети выходят и добавляют слова, которые заранее приготовлены на доске.)

  • Драматическое произведение.
  • Сказка.
  • Пьеса

- Докажите, что это произведение является сказкой? Какая это сказка? (Волшебная, т.к. месяцы не могут все вместе встретиться)

Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве.

Сказка-литературная (авторская) по мотивам словацкой народной сказки. Написал С.Я. Маршак - поэт, сказочник, переводчик журналист, написал в 1943 году.

- Какое это время было для русского народа? (появляется слайд о Маршаке)

- Докажите, что это произведение одновременно является и пьесой.

(Эта сказка предназначена для постановки в театре, на сцене. Здесь выделены роли, есть авторские указания - ремарки

Что добавим к пьесе ? (На доске добавляются слова - реквизит, монолог, диалог, ремарки, действующие лица, действия картины, афиша.

(слайд - появляется афиша - сказка “12 месяцев”)

4. Работа в группах. Работа над образами героев, над содержанием произведения.

Сегодня мы проведём презентацию произведения С.Я. Маршака “12 месяцев”

Мы будем работать с авторским текстом. Выполнять задания вы будете в группах.

Каждая группа получит задание и будет представлять своих героев сказки.

1 группа Образы героев мачехи и её дочки

2 группа Образы 12 месяцев

3 группа Королевский двор

4 группа Образ падчерицы

Также и другие группы могут включаться в обсуждение других героев.

- К предыдущему уроку мы подготовили рисунки .

- Начинается наша работа. Группам выдаются листы с заданием, даётся время и каждая группа выступает по заранее приготовленным вопросам

Королевский двор

  1. Как раскрывается характер королевы в разговоре с профессором? В её поступках, отношениях к окружающим. Найдите и прочитайте.
  2. Докажите, что королева часто бывает не права.
  3. Представьте свою героиню Королеву, какая она?
  4. Вывешиваются слова Казнить нельзя помиловать (Поставить запятую и объяснить почему?
  5. Какой самый главный урок получила в жизни королева (относится с добром и пониманием к другим, умению просить, а не требовать)
  6. Кто её научил?
  7. Какой она герой отрицательный или положительный?
  8. Королева-характер, отношение к окружающим, её поступки.(результат вывешивается на доску)

12 месяцев

  1. Как раскрываются образы месяцев? (Через диалоги)
  2. Какой приём в литературе использует автор при создании этих героев сказки? (Олицетворение - наделение героев такими качествами характера людей как человечность, способность понимать, трудолюбие, ответственность за свои слова.добрые, отзывчивые, бескорыстные)
  3. Почему месяцы решили помочь героине? (Прочитайте, что они говорят о ней)
  4. Как вы понимаете, что значит быть в заповедном лесу? (туда могут ходить не все люди)
  5. Кто помощники? (ветры, вьюги, метели)
  6. Отрицательные или положительные герои?
  7. Месяцы качества характера, помощники месяцев ( результат вывешивается на доску)

Мачеха и дочка

  1. Прочитайте как относится мать и дочь друг к другу и к падчерице
  2. Как меняется в зависимости от ситуации поведение старухи и её дочери?
  3. Что произошло с ними в финале сказки и почему превращение стало неизбежным?
  4. Какая по характеру мачеха? ( злая, жадная, бессердечная)
  5. Отрицательный или положительные герои дочь и мачеха?
  6. Мачеха, дочка, отношение к падчерице ( результат на доске)

Падчерица

  1. Какой мы видим падчерицу?
  2. Какая падчерица по характеру? (послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая)
  3. Могут ли быть зимой подснежники?
  4. Что помогает героине справляться с жизненными испытаниями и трудностями?
  5. Почему колечко Апреля падчерица не может поменять ни на какие другие богатства?
  6. За что вознаграждена падчерица?
  7. Отрицательный или положительный герой?
  8. Характер, отношение к людям (результат вывешивается на доску)

5. Физминутка.

  • Кинесиологические упражнения
  • “Перекрёстные движения рук”, “Ленивая восьмёрка”.

6. Исценирование сказки

- А теперь давайте представим, что мы оказались у новогоднего костра, давайте послушаем о чём говорят наши месяцы.

Появляются слайды зимы и костра, весны, подснежников, снегопада.

7. Итог урока

- Вы сегодня побывали и в роли актёров, и в роли зрителей, героев сказки.

- Чему учит нас сказка?

- У каждой группы на парте лежит лист, разделите его на две колонки и напишите “Отрицательные и положительные качества”, которые показал С.Я. Маршак в своей пьесе-сказке.

Доброта Бессердечность
Доброжелательность Жадность
Трудолюбие Злость
Скромность Непонимание
Бескорыстность Несправедливость
Смелость Чёрствость

- Итак презентация произведения пьесы-сказки состоялась.

8. Рефлексия

- С помошью смайлика прикрепите свое отношение к этому произведению.