Актуальность: Готовить молодежь к жизни, труду в сфере материального производства – один из главных задач школы. Общее образование выступает в качестве базы и важнейшего компонента воспитания у учащихся экономической грамотности еще в стенах школы.
Объект: применение практических и прикладных задач на уроках математики в 5-6 классах.
Цель:
- Развитие мышления, исследовательских умений и навыков;
- Привитие интереса к математике;
- Углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- Практически связать изучение математики с реальной действительностью;
- Формирование умений и навыков необходимых в практической деятельности;
- Развитие способности применять полученные знания к решению практических задач.
- Cпособствовать формированию экономической грамотности учащихся.
Задачи:
- Подбор, составление, применение на уроках задачи практического и прикладного характера;
- Проведение на уроках практических работ;
- Творческие задания учащихся по составлению задач;
- Для развития конструктивных умений и творчества, восприятия пространственных отношений провести внеклассные занятия по изготовлении учебно-наглядных дидактических материалов.
- Проведение уроков – практикумов прикладного характера.
Гипотеза: повысится интерес к математике, формируется у учащихся знание, умение и навыки, необходимые для применения математики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту, а в идеале – и в развитии стремления к таким применениям.
Практические задачи способствуют формированию правильного понимания природы математики, повышают интерес учащихся к самой математике, поскольку для подавляющего большинства учащихся ценность математического образования состоит в ее практических возможностях. Традиционной и наиболее естественной формой связи учебной работы по математике с сельскохозяйственным производством является использование на уроках, так и во внеклассной работе задач из сельскохозяйственной практики. Наблюдения за отношением учащихся к содержанию учебных задач прикладного характера показывают, что содержание учебной задачи, метод, решения которой освоен учащимися, вызывает у них интерес.
Удачный подбор содержательных практических задач еще не обеспечивает должного эффекта. Условие прикладной задачи только тогда легко доходит до сознания учащихся, когда они с описываемой производственной ситуацией в реальной действительности. Поэтому при постановке производственных задач следует широко опираться на наглядные аналоги из производственного окружения школы, на трудовой опыт учащихся. Умение учащихся решать практические и прикладные задачи – это необходимое условие подготовки учащихся к экономической грамотности еще в стенах школы. Экономические сведения помогают учащимся лучше понять особенности труда в промышленности и сельском хозяйстве. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать “такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь”. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков.
Как средство активизации познавательной деятельности учащихся в обучение вводится творческие задания по составлению задач. Такие задания предлагаются на этапе изучения нового материала, так на этапе его закрепления. Самостоятельное составление задач – есть убедительное свидетельство глубины познавательного интереса учащихся, проявление стремления учащихся к познавательной деятельности. По характеру и результатам составление задач является деятельностью творческой. Эта деятельность приносит удовлетворение ученику, ибо он знает, что результат ее личностно значим, а сама деятельность престижна, высоко оценивается окружающими. Придуманная задача решается учащимися в классе, экспонируется на школьной выставке, представляется на конкурсе творческих работ.
Учащимся легко и интересно составить задачи, построить диаграммы и графики используя данные из своего домашнего хозяйства. Существенное отличие от средних школ поселков и города заключается в том, что все рассматриваемые в классе задачи практического содержания близки всем учащимся практически без исключения.
В своем докладе для примера я приложила задачи, которые были использованы на уроках математики в 5-6 классов. Учитывая то, что дети на уроках решают задачи все – таки не осмысливая, иногда и не понимая необходимости практического применения полученных знаний, в конце учебного года на этапе повторения учебного курса, обычно провожу уроки – практикумы экономического характера, а также практические работы. Материалы для практических работ изготавливаются самими учащимися во внеклассных занятиях, а эти занятия способствуют развитию творческого воображения, внимания, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, учить учащихся подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца, пробуждают у учащихся живой интерес к изучаемому предмету. И считаю, что именно эти уроки – практикумы, внеклассные занятия воспитывают в детях интерес к сельскому труду, его значимость (теперешнего существования) в жизни родителей в условиях рыночной экономики, чувство хозяина своей земли.