Тип урока. Урок сообщения новых знаний (комбинированный).
Цель урока.
- Для учителя - Учить определять склонение имени существительного в косвенном падеже.
- Для учащихся - Создание условий для усвоения способа определения склонения имени существительного через различные виды деятельности учащихся.
Задачи урока.
- Формирование умения определять склонение имени существительного.
- Развитие логического мышления (анализ, обобщение, классификация) через выполнение различных заданий.
- Развитие монологической речи учащихся через ответы.
- Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свою точку зрения.
- Развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Материалы к уроку:
- Ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, тренажер.
- Раздаточный материал для учащихся.
- Русский язык для 3 класса: Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях – Часть вторая./С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2014. – Начальная школа XXI века
- Толковый словарь
Ход урока
I. Организационный этап. Мотивация учащихся, психол. настрой на урок.
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос
– Зачем нужна грамматика? (Слайд 2)
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык! (муз клип)
- Мы должны любить свой родной язык и уважать всех, кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.
II. Чистописание
- запись числа в тетрадь;
-отгадывание загадки:
- Отгадайте её. Слайд № 3
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- Да, это зима.
- Какой звук мы слышим первым в этом слове? Дайте его характеристику.
- Прописать узор, составленный из букв, не нарушая закономерности:
- Выписать пословицу о зиме. Слайд № 9
III. Словарно-орфографическая работа.
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок;
Не успеешь отклониться –
Полетит в тебя? (снежок )
- Наши снежки полетят в словарные слова. Восстановите слова.
- Запишите в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы.
Слайд № 10
д… кабрь за…. ц ин… й к… ртина сев… р ф… враль к… л… ндарь пр … красный мес … ц …нварь ул… ца п… года
- Вот мы с вами и в “снежки” поиграли и словарные слова повторили.
Проверка правильности написания на экране..(1 уч-ся проверяет на компьютере)
- Кто выполнил свою работу правильно?
- Кто допустил одну ошибку?
Знакомство с новым словарным словом “осина”
- Загадка:
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит.
Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода.
2. Работа исследователей. Слайд № 11-12
– Выяснить в Толковом словаре значение этого слова.
Предложения:
Осина – это дерево, которое окутано множеством интересных историй и старинных легенд. А всё из-за того, что её листья все время таинственно дрожат. Осина – лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой.
Однокоренные слова: оси?нка, оси?нник, оси?новый, подоси?новик.
Фразеологизмы: Дрожать (или трястись ) как осиновый лист (очень сильно переживать, бояться).
Скороговорка: На осине росинки засверкали утром перламутром.
Фонетический разбор слова “осина”. ( на доске)
осина – 3 слога,5 букв, 5 звуков.
[а] – гласн., безуд.
[с'] – согл., непарн., гл., мягк.
[и] – гласн., уд.
[н] – согл., непарн., звонк., тв.
[а] – гласн., безуд.
Индивидуальное задание (2 уч-ся) Слайд № 13-14
- Работа в паре на тренажёре над словарными словами.
I V. Постановка проблемной задачи. Организация поиска затруднения в учебной деятельности. Слайд № 15-16
Зимой на осин.. и ел.. красивый снежный наряд.
На доске записано предложение, в двух словах пропущены окончания.
- К какой части речи относятся выделенные слова? (Имена существительные)
Предложный на осине на ели
- Определите род и падеж в выделенных именах существительных.
- Как вы думаете, какие окончания у имён существительных?
V. Решение проблемы
Учитель.
- Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.
- Это трудное заданье, Слайд № 17
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
- Предлагаю провести свои наблюдения вгруппах. Слайд № 18
(записаны слова – зима, осина, рожь, ель.)
Работа в группах (Каждая группа изменяет имена существительные по падежам, обращая внимание на окончание)
- Какие окончания будут у этих существительных в предложном падеже?
- Запишите предложение в тетрадь и выделите окончания им.сущ.
– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом, имеют один и тот же род?
– Что мы делали с вами, изменяя существительные по падежам?
- Что нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (Склонение).
– Кто же назовёт нашу тему урока? Давайте себя проверим и проведём зарядку для ума. Слайд № 19
- Сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах.
VI Изучение нового материала. Слайд № 20-22
Работа с учебником.
- Обратимся к учебнику. Откройте учебник на стр. 41.
-Прочитайте тему сегодняшнего урока.
- Найдите правило в учебнике на стр. 41 и прочитайте его.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
VII. Первичное закрепление.
Упражнение в определении склонения имен существительных, стоящих в косвенной форме в ед. числе.
Слайд № 23-24
- Прочитайте пословицы и выпишите имена существительные, определяя род и склонение.
- Работаем парами, помогаем друг другу, советуемся.
Проверка выполненного задания.
Кто выполнил задание без ошибок?
- Молодцы!
- Кто допустил ошибки?
- Ничего страшного. Мы всему научимся.
- Сделайте вывод. Слайд № 25-26
- Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже?
VI. Физминутка. Слайд № 27
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Слайд № 28-31
Определить склонение имен существительных (дифференцированная работа)
Слабым учащимся определить склонение существительных в начальной форме, остальным – во всех словах определить склонение имен сущ. (работа с карточкой №2)
Самопроверка работы. Слайд 32-34
IX. Домашнее задание. Слайд 35
X. Самостоятельная работа (резерв).
(Карточка №4) – первую строку выполняют коллективно, остальное задание – самостоятельно с последующей проверкой.
XII. Рефлексия урока. Слайд 36-38
- Чему мы учились на уроке?
- Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока?
- Что было для вас самым интересным?
- Что было сложным?
- Доволен ли ты своей работой?
- С каким настроением заканчиваем урок? (смайлики)
- Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! (выставляются оценки за урок).