Праздник читательских удовольствий

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Праздник читательских удовольствий ... Это красивое сочетание слов я, к своему сожалению, услышала только тогда, когда окунулась в преподавание курса “Литературное чтение как предмет эстетического цикла” авторов Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Считаю, что такие литературные праздники – один из способов приобщить детей к чтению, что очень актуально в современном мире.

“Задача уроков из цикла “Праздник читательских удовольствий” состоит не столько в том, чтобы научить чему-нибудь детей, сколько в том, чтобы предоставить им возможность пережить эстетическую эмоцию, причем речь идет о коллективном переживании, объединяющем людей. Подобных уроков не должно быть много, но они обязательны для обучения литературе как предмету эстетического цикла: ведь искусство обращается к нашему уму через сердце, всегда стремится вернуть нам единство с себе подобными и со всем окружающим миром”.

Авторы программы называют эти уроки “пафосными”. “Пафос – это то ведущее, главное настроение, которое должно “захватить” во время урока всех его участников – и детей, и взрослых. Главное настроение сопровождается множеством оттенков, целой гаммой чувств, и это богатство должно приоткрыться детям. На таком уроке никто ничего не объясняет, никто ни о чем не рассуждает, но все действуют: активно “опознают” то или иное чувство в разных произведениях в разных видах искусства: словесного, изобразительного, музыкального и т.д.

Уроки-праздники желательно готовить вместе с учителями других дисциплин художественного цикла. Но можно работать и “внутри” своего предмета, активно привлекая материал других видов искусства”*.


* Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. Литературное чтение. Методическое пособие к учебнику “Литературное чтение. 2 класс”. Урок 9.

 Таких литературных праздников в течение года должно быть немного (4-5), но они обязательно должны быть, чтобы воспитывать у детей возвышенное отношение к литературе, к искусству. В данной статье, как пример, описан праздник читательских удовольствий “Путешествие в Сонное Царство”. Это второй по счету праздник читательских удовольствий в курсе “Литературное чтение как предмет эстетического цикла” авторов Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Проводится он во второй четверти второго класса.

Цель.

  • Дать детям возможность услышать художественные и музыкальные произведения, посвященные снам, убаюкиванию, сонному настроению.
  • Создать условия для коллективного переживания эстетической эмоции от ощущений, вызванных прослушиванием художественных и музыкальных произведений “сонного” характера.
  • Создать настроение умиротворения, приятного времяпрепровождения, спокойного праздника.
  • Воспитывать эстетический вкус.

Подготовка к уроку-празднику.

  • Предупредить детей о предстоящем празднике. Проговорить условия возможности интересного проведения праздника.
  • Определить детей, желающих читать наизусть стихи из раздела “Баю-баю-баиньки...”
  • Попросить ребят подготовить и принести на урок рисунок на тему “Мне приснилось однажды ...”
  • Приготовить портрет Феи Книжи’ны. “Приглашение” и “Прошение” Феи Книжи’ны оформить как старинный свиток.
  • Подготовить слайдовую презентацию “Путешествие в сонное царство” и выставку детских рисунков “Мне приснилось однажды ...”
  • Подготовить необходимые по сценарию музыкальные произведения.

Учитель заранее предупреждает детей об этом уроке. За два урока до праздника учителю необходимо сказать ребятам примерно следующее: “Скоро мы опять отправимся в страну литературных произведений и читательских удовольствий, в которой вы уже побывали на уроке “Моя осень”. Страна эта очень большая, и на этот раз мы посетим другой ее уголок. Чтобы мы не заблудились, случайно не нарушили ее законов и не попали бы в какую-нибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама хозяйка этой страны – Фея Книжи’на. Она прислала вам подарок – брошюры со стихами, которые живут в той части волшебной страны, куда мы отправимся. Прочитайте эти стихи дома и попробуйте определить, есть ли какое-то общее настроение у всех этих стихов. Если вы отгадаете это настроение, то узнаете, в какой уголок литературной страны мы отправимся. Спросите у родителей, какое настроение у них вызывают эти стихи”.

На следующем уроке литературного чтения учителю необходимо спросить у ребят о прочитанных стихах и о том, какое настроение вызвали у них эти стихи. Ребята, без сомнения, узнают настроение и определят название уголка литературной страны, который им предстоит посетить. Затем учитель передает требование Феи Книжи’ны: “Вход в Сонное Царство возможен только после прочтения двух строк любой колыбельной, первая из которых “Баю-баю-баиньки...”, или “Баю-баюшки-баю...”, или “Баю-бай, баю-бай...”

Выстраивая удобную для себя композицию, учитель договаривается с детьми, пожелавшими выучить стихи, кто из них какое стихотворение будет читать на уроке. Если желающих читать какие-то определенные стихотворения не обнаружится, учитель может назначить читающих либо прочитать их сам.

Среди стихотворений есть одно с “подвохом”: “Колыбельная, чтобы разбудить маленького негр” Николаса Гильена не убаюкивает, а будит. Это стихотворение и стихотворение Эвы Штриттматтер “Июльская ночь” должны прозвучать к концу путешествия - при выходе из Сонного Царства.

Ход праздника

Слайд 1

У: – Дорогие ребята, уважаемые взрослые, сегодня мы проведем второй литературный урок-праздник – “Праздник читательских удовольствий”.

У: – Итак, мы отправляемся в литературную страну под предводительством Феи Книжи’ны.

Вы, конечно, догадались, какой именно уголок литературной страны мы посетим.

Д: – Сонный.

У: – Правильно, мы отправляемся в путешествие по Сонному Царству. Фея проведет нас через свои владения, чтобы мы не заблудились, не попали в неприятные истории и нечаянно не нарушили законов страны. Скажу вам по секрету, что я долго уговаривала Фею пустить нас в ее страну, она сначала не соглашалась, опасалась, что вы не сумеете себя правильно вести в Царстве Снов, но потом согласилась и прислала нам письмо-приглашение и свой портрет.

Слайд 2

(Учитель читает письмо-приглашение и письмо-прошение и показывает портрет Феи).

Приглашение

Дорогие ребята!

Я вновь приглашаю вас в Литературную страну. Вы уже, конечно, догадались, какой уголок этой волшебной страны ждёт вас сегодня. Подсказка – ваше домашнее задание.

Сонное Царство – так называется этот уголок. В Сонном Царстве живут только добрые сны. Они обитают повсюду: одни текут в Сонной реке, другие расцветают вместе с Сонными цветами, третьи плывут в Сонных облаках, некоторые слетают с Тихих звёзд, а какие-то летают с Сонным ветерком. Всё это вы увидите в моём Царстве Снов.

Но вы должны мне помочь уберечь Сонные владения от разных шалунов и шалунишек, непрошеных гостей, которые иногда без спросу и без приглашения врываются и тормошат, будят и даже злят Сонные мысли и настроения. Если у вас на пути встретятся такие безобразники, не берите их с собой в Сонное Царство. Осторожно прогоните их.

Успехов вам и добро пожаловать в Сонное Царство!

Фея Книжи’на.

Прошение

Милые дети!

Я очень прошу вас, умоляю в Царстве Снов говорить только шёпотом, ходить на цыпочках. Потому что здесь живут самые тихие, спокойные, нежные, улыбчивые, светлые сны. Такие сны снятся только очень добрым людям, и тогда эти люди улыбаются во сне.

А еще я прошу вас, не задерживайтесь в Сонном Царстве. Для людей это опасно. Как только услышите слова: “Ваше время истекло!”, сразу же возвращайтесь в класс.

Фея Книжи’на

У: – Пропуском в Сонное Царство будут фрагменты колыбельных песенок, которые вы готовили дома.

(Дети читают наизусть домашние заготовки колыбельных песенок и “входят” в Сонное Царство).

Слайд 3

У: – По Сонному Царству надо путешествовать самым бесшумным образом. Поэтому мы поплывем туда по Сонной Реке. Фея прислала за нами волшебную ладью. Усаживайтесь поудобнее. В путь, друзья! (Звучит музыка. А.Лядов “Волшебное озеро”.)

У: – Ребята, вы помните просьбу Феи Книжи’ны – не пускать в ее владения тех, у кого нет сонного настроения? Эта музыка принадлежит царству снов?

Д: – Да.

Слайд 4

У: – Тогда сделаем первую остановку. Замрите. Кажется, доносится голос первого сна. Берега реки заросли усни-травой. Про эту траву Ирина Токмакова написала стихотворение. Прочитает нам его ...

Ирина Токмакова

УСНИ-ТРАВА

Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава
Знает сонные слова,
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы
Попрошу такой травы.
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные слова.

У: – Спасибо. А мы на волшебной ладье отправляемся дальше. (Звучит музыка А.Лядова “Колыбельная”).

Слайд 5

Посмотрите, вдали видны вершины гор. В Сонном Царстве они выглядят величественно. Стихотворение о спящих горных вершинах написал Иоганн Вольфганг Гете, а перевел его на русский язык М.Ю. Лермонтов. Послушайте _______________.

Из Гете.
Михаил Лермонтов

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

У: – Продолжаем наше путешествие.

Слайд 6

(Звучит музыка А.Лядова “Колыбельная”).

У: – Ребята, что вы видите на берегу реки?

Д: – Домик.

У: – А в этом домике мама качает малыша. Как вы думаете, какие песенки поет мама своему малышу?

Д: – Колыбельные.

У: – Правильно.

У: – И сейчас я предлагаю послушать __________, которая приготовила для нас две русские народные песенки. Такие песенки обычно поют мамы или даже папы, убаюкивая своих малышей.

Слайд 7

Русские народные песенки

* * *

Баю-баю-баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Тёмна ноченька – не спится,
Моя Танечка боится...
Ты, собаченька, не лай,
Мою Таню не пугай!

* * *

Баю-баю-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

У: – Мелодичность и певучесть народных колыбельных песен всегда привлекала поэтов, композиторов. Предлагаю послушать колыбельную песню в исполнении Е. Камбуровой.

Слайд 8

(Звучит песня “Спи, моя радость, усни”).

У: – Эта колыбельная известна в разных странах с конца 18 в. Впервые она прозвучала на немецком языке. На русский язык была переведена в начале 20 в.

У: – Многие поэты обращались к жанру “колыбельная песня”. Наши ребята приготовили стихи русских поэтов, которые так и называются “Колыбельная”

Аполлон Майков
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
“Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?”
“Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!”

Валерий Брюсов
КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислоняясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Зажжена у нас лампадка.

Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых...
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!

Афанасий Фет

Спи – еще зарею
Холодно и рано;
Звезды за горою
Блещут средь тумана;
Петухи недавно
В третий раз пропели,
С колокольни плавно
Звуки пролетели.
Дышат лип верхушки
Негою отрадной,
А углы подушки –
Влагою прохладной.

Слайд 9

У: – Наша ладья движется дальше. (Звучит музыка А.Лядова “Колыбельная”). А я предлагаю вам послушать еще одну колыбельную польского поэта Станислава Гроховяка. Читает стихотворение ________________ .

Станислав Гроховяк
КОЛЫБЕЛЬНАЯ

А скакалки тоже спят,
Как ужи свернувшись,
И мячи – те тоже спят,
Как под осень дыни.

Клонят головы к тропинке
И деревья, и травинки,
Даже глаз дверей –
Замок –
Дремы одолеть не смог.

Звезды спят в небесной шири,
Маленькие и большие,
Спутники устало дремлют.
Сонно глядя вниз на Землю.

Там дома
Уже уснули

И большой Стеклянный Ящик
В нем, ты знаешь,
Спит Царевна,
Что всегда бывает спящей.

У: – А мы движемся дальше по Сонной Реке. (Звучит музыка А.Лядова “Колыбельная”). Очень часто основой для народных колыбельных песен служили сюжеты, главным героем которых был кот. В древности считалось, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал даже обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Например (учитель читает народную колыбельную песенку):

Пошёл котик во лесок, –
Нашёл котик поясок
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшку положить.
Будет Ваня засыпать,
Котик Ванечку качать.
Баю-бай, баю-бай,
Спи, Ванюшка, засыпай!

У: – Сейчас вы прослушаете два стихотворения, героем которых тоже является кот.

(Двое учащихся читают стихи).

Слайд 10

Афанасий Фет

Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

“Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай”. 

Мальчик встал. А кот глазами
Проводил и всё поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.

А. Блинова
КОТЕНОК

Спит котенок на своей подушке,
Спит пушистый серенький клубок,
Посмотри, как вздрагивают ушки,
Чуть заметно шевелится бок.

Может быть, сейчас ему приснился
Страшный враг – зеленый пылесос?
Видишь, он слегка насторожился,
Мягкой лапкою прикрыл свой нос?

А быть может, снятся ему мыши?
Правда, он не видел их пока,
Только ухо каждый шорох слышит,
Ловит их шумок издалека.

Не буди пока его, не надо,
Пусть досмотрит интересный сон,
А когда проснется, то в награду
Поиграет вместе с нами он.

У: – Автор считает, что котенку снится интересный сон. А вот какие сны снятся вам, мы узнаем из рисунков, которые вы принесли на выставку. Мы обязательно рассмотрим их по окончании путешествия.

Слайд 11

У: – А наше путешествие по Сонному Царству продолжается . (Звучит музыка “Кикимора” А.Лядова.)

У: – А эта мелодия донеслась к нам из Царства Снов?

Д: – Нет.

У: – Наверное, она заглянула из другого уголка. Послушайте еще раз и сделайте прогоняющий жест - пусть она уходит из Царства Снов. (Музыка звучит еще раз и дети молча машут руками, изображая прогоняющий жест, музыка умолкает.)

У: – Вы выполнили просьбу Феи. Можем двигаться дальше. (Звучит музыка А.Лядова “Колыбельная”). Мы движемся по волшебной Реке Снов. Река эта тихая спокойная. Природа по ее берегам тоже спокойна. Английский поэт Уолтер Де Ла Мер представил настроение засыпающего человека через некую игру природы в прятки. Послушайте ____________ .

Уолтер Де Ла Мер
СЫГРАЕМ В ПРЯТКИ

– Сыграем в прятки, – сказала луна,
С неба скатившись в лес.
– Сыграем в прятки, – сказал ветерок
И за холмом исчез.
– Сыграем в прятки, – увидев звезду,
Сказали ей облака.
– Сыграем в прятки, – сказала волна
Причалу у маяка.
– Сыграем в прятки, – сказали часы, –
Тик-так, диеь-динь-диги-дон!
– Сыграем в прятки, – сказал я себе
И погрузился в сон.

У: – (Звучит музыка А.Лядова “Колыбельная”). Пока наша ладья идет по Сонной Реке предлагаю вам послушать стихотворение испанского поэта Николаса Гильена. (Учитель читает).

Николас Гильен

КОЛЫБЕЛЬНАЯ, ЧТОБЫ РАЗБУДИТЬ МАЛЕНЬКОГО НЕГРА

Воркует голубь,
присев на крыше:
– Вставай, чернуша,
солнце все выше.
Уже никто не спит
И дома не сидит:

Ни крокодил,
Ни обезьяны,
Ни мотыльки,
Ни пеликаны.

Солома, кружка,
паук, оконце ...
Вставай, чернушка,
навстречу солнцу!
Скорей, чернуша,
вон из-под крыши!

Все жарче воздух,
а солнце выше.
Смотри: народ
шумит, теснится;
в толпе сегодня
не пробиться.
Уже никто не спит
и дома не сидит!
Солома, кружка,
паук, оконце ...
Вставай, чернушка,
навстречу солнцу!
Черныш, чернуша,
Глаза, как вишни,
Проснись и выйди,
Солнце все выше ...

У: – Подумайте, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Д: – Настроение пробуждения.

У: – Не заблудилось ли оно? Может оно жить в Сонном Царстве?

Д: – Да, заблудилось!

У: – Давайте сделаем прогоняющий жест - пусть оно уходит из Царства Снов.

Слайд 12

(Слышится мелодия “Движение жизни”: журчание ручья и щебет птиц)

У: – Что вы слышите, ребята?

Д: – Звон ручья и птичью песню.

У: – О чем говорят вам эти звуки?

Д: – Скоро наступит утро!

У: – У нас есть еще одно стихотворение. Давайте его послушаем. Читает ___________ .

Эва Шритматтер
ИЮЛЬСКАЯ НОЧЬ

В три часа запевает ранняя птица.
А песенке птичьей все еще спится.
Песенку ночь укачает, остудит.
А птица ее согревает и будит.

У: – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

У: – Тоже настроение пробуждения. Скоро наступит рассвет и птичка запоет.

У: – Как вы думаете, а это стихотворение не заблудилось?

Д: – Заблудилось!

У: – Но подождите, не спешите его прогонять. Оно поможет нам выйти из Сонного царства.

(Звучат слова: “Ваше время истекло!”)

У: – Жаль, но нам пора возвращаться. (Звучит музыка: фрагмент из балета П.Чайковского “Спящая красавица”).

Слайд 13

Думаю, что Фея осталась нами довольна, и, возможно, пригласит еще раз. В память об этом путешествии вы можете дома нарисовать, как вы себе представляете Сонное Царство, или сделать иллюстрацию к стихотворению, которое вам понравилось. Мы устроим выставку. Когда-нибудь мы снова отправимся в путешествие по литературной стране читательских удовольствий.*


* Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. Литературное чтение. Мет. пособие к учебнику “Литературное чтение. 2 класс”. Урок 31.

Приложение.