Развитие познавательного интереса на уроках математики

Разделы: Математика


В связи с обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции возникла такая острая проблема, как отсутствие мотивов к получению образования у основной массы учащихся. Последствиями этого можно назвать снижение показателей образованности и воспитанности выпускников учебных заведений. Что же делать? Как развить познавательный интерес к предмету? Как сформировать учебную мотивацию у школьников?

“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” (В.А.Сухомлинский)

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация - побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

“Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека”. Дж.Равен

Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, отсюда снижение базовых показателей образованности и воспитанности.

Для того, чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе обучения, были понятны, приняты им и приобрели значимость.

Мотивация ответственна за активную жизненную позицию ребенка в обучении и личностном развитии. Мотивы могут быть внешними и внутренними.

Внешние мотивы в обучении:

  • Отметки;
  • Вынужденный долг;
  • Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
  • Избегание наказания.

Внутренние мотивы в обучении:

  • Удовлетворение от самой деятельности;
  • Прямой результат деятельности;
  • Стремление к успеху,
  • Понимание необходимости для жизни;
  • Учение как возможность общения.

В первую очередь, чтобы разрешить проблему мотивации, необходимо

- выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать,

- затем максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.

Необходима такая организация учебной деятельности, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера, а именно это и ведет к раскрытию внутреннего потенциала личности ученика. Но, при неправильной организации учебного процесса мотивация снижается.

Что же служит причинами мотивационного кризиса у учащихся:

  • избыточность учебного материала, вызывающая перегрузку учащихся;
  • отсутствие уверенности у детей , преобладание состояния страха или стресса;
  • недостаточность поощрений и похвалы со стороны учителя;
  • невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием.

А теперь рассмотрим действия, позволяющие повысить мотивацию учащихся:

  • Учет возрастных особенностей,
  • Выбор действия в соответствии с возможностями учащихся,
  • Использование коллективных и групповых форм работы,
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий,
  • Использование развивающих заданий на уроках,
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества,
  • Создание ситуации успеха,
  • Применение поощрения и наказания,
  • Формирование адекватной самооценки у учащихся

Теперь перейдем непосредственно к урокам математики. Как их сделать интересными для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой? Как активизировать класс?

Известному французскому ученому Паскалю принадлежат такие слова:

“Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным”

Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, я использую различные приемы активизации.

  • Арифметические минутки,
  • Задачи – шутки,
  • Задачи на сообразительность,
  • Задачи в стихотворной форме,
  • Задачи с занимательным сюжетом,
  • Математические ребусы,
  • Головоломки,
  • Кроссворды,
  • Кросснамберы

Урок начинаю с арифметической минутки, предлагая для решения примеры устного счета, тем самым включая в работу весь класс. С интересом ребята выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки. Творческие домашние задания своей нестандартностью также возбуждают интерес к предмету. Включение в урок данных элементов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, позволяют простые рутинные вычисления превратить в необыкновенные приключения. Даже самые пассивные из детей включаются в работу с огромным желанием.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Здесь уместно вспомнить слова К.Ф. Гаусса о том, что “математика – наука для глаз, а не для ушей”. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а ставшая доступной для нас мультимедиа. Такие мультимедийные инструменты, как слайд, презентация способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, развитию информационной грамотности. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления. ИКТ позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, вызывает интерес, представляя учебный материал в красках, со звуком и другими эффектами.

И еще один из моментов повышения мотивации, который, на мой взгляд, вызывает познавательный интерес. Это исторический аспект школьных знаний. Французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что “ всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета”. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших эту науку, богатыми эпизодами их жизни”. Так, например, разгадав математический ребус, ребята узнают фамилию известного ученого математика Николая Ивановича Лобачевского.

На мой взгляд, не только учитель может повлиять на развитие мотивации учения. Значительное влияние могут оказывать родители учащихся. При всей родительской загруженности делами на работе, домашними хлопотами, необходимо чаще интересоваться делами, учебой ребенка, помогать с домашними заданиями, подкреплять инициативность и самостоятельность. Позиция родителей должна основываться на том, что неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий.

В заключение хочу подвести итоги и выявить основные приемы повышения школьной мотивации.

1. Учебный процесс должен быть разнообразным, занимательным, рутинные занятия способствуют потере интереса к изучаемому предмету.

2. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

6. Яркость, эмоциональность учебного материала, владение учителем современными методами обучения с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Но чтобы все это было отработано в полной мере, очень важно, чтобы учитель соответствовал всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Ведь существуют такие профессиональные компетенции, необходимые для преподавания математики, которые связаны с его внутренней логикой и местом в системе знаний. К ним можно отнести умение строить логические рассуждения, понимать и анализировать действия учеников, помогать в выборе различных путей решения задач. Для эффективной организации своей педагогической деятельности учитель должен активно сотрудничать не только с преподавателями математики, но и выполнять совместные межпредметные проекты, организовывать исследования. Немаловажно здесь умение вести диалог как с одним учащимся, так и с группой или целым классом в процессе решения задачи, выявлять ошибки, подтверждать правильность решения. Если мы будем формировать у учащихся позитивные эмоции от математической деятельности, это и будет содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.

На мой взгляд, каждый учитель математики должен поставить перед собой следующие задачи, формирующие его предметную компетентность:

- организовывать разнообразные формы учебной деятельности, способствующие возникновению и укреплению интереса к изучаемому предмету;

- распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой, предоставлять учащимся посильные задания, вести элективные и внеурочные занятия по математике;

- достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении домашнего задания большинство учеников получали результат;

- обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал в форме индивидуальных заданий;

- обеспечивать активную деятельность каждого ученика на занятии;

- использовать ИКТ на уроках, как основное средство наглядности;

- взаимодействовать с родителями по выявлению проблем в изучении математики.