Стремительно развивающаяся наука, техника и экономика определяют высокие требования к выпускникам учебных заведений. Так знакомая нам традиционная форма обучения не может в полной мере решить проблему качественной подготовки учащихся. Необходимы новые способы, формы обучения, которые бы дали “другое качество образования”. И основной такой формой я считаю информатизацию образования, а именно применение компьютерных технологий обучения. На мой взгляд, это настолько удобный инструмент, который при грамотном использовании может внести в преподавание математики элемент новизны, нестандартности, а значит, намного повысит эффективность преподавания, вызовет интерес учащихся к предмету, к приобретению знаний, а также во многом облегчит подготовку учителя к урокам. Информационные технологии позволяют по-новому организовать учебный процесс, в котором ученик становится равноправным участником образовательной деятельности. Но для успешного и целенаправленного использования ИКТ на уроках, учитель сам должен в полном объеме владеть правилами функционирования и дополнительными возможностями компьютерных средств. Только тогда с успехом будут решаться новые, ранее не выполненные дидактические задачи. И пользы здесь много не только для обучающихся, сами педагоги получают возможность достигать новые высоты своего профессионализма через участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах, конференциях. С точки зрения ученика ИКТ повышают скорость и качество усвоения учебного материала, увеличивают роль практической деятельности в обучении, а значит – повышают качество образования в целом. Проведение уроков с использованием ИКТ – это мощный стимул в обучении. На таких уроках активизируются внимание, память, мышление, гораздо быстрее возникает познавательный интерес. Ведь доказано, что более 80% информации воспринимается и запоминается через зрительный анализатор. Появляется желание узнать и увидеть еще больше.
Один из положительных этапов использования ИКТ – организация аттестации. и это не просто текстовые тесты, современные компьютерные технологии позволяют контролировать не только усвоение теоретических знаний, но и проверяют полученные навыки и умения, даже на межпредметной основе. Так, например, в нашей школе был проведен мониторинг полученных знаний учащихся пятых, шестых классов в он-лайн режиме. Каждый ученик смог индивидуально в течение определенного времени пройти тестирование не только по основным предметам, но и выполнить комплексную работу именно на междисциплинарной основе. Результаты очень помогли учителям в полной мере выявить усвоение учебного материала, а также степень применения полученных навыков. Очевидно, что тестовый контроль быстрее и объективнее помогает выявить знание и незнание обучающихся, но со своей стороны я вижу в нем и достаточно весомые недостатки. Эти готовые тесты не учитывают индивидуальных особенностей детей, их уровня обученности. В сети Интернет я нашла такие тестовые работы, которые можно легко изменять, корректировать или добавлять вопросы, изменять их количество. Мне кажется, что это поможет наиболее эффективно проводить контроль знаний, умений и навыков в соответствии с разной подготовкой учащихся. Но для этого учителю необходимо изучить данные программы-тестировщики.
Использование информационных технологий дает возможность легко организовать образовательный процесс у детей с разными познавательными способностями, тем самым заставляя каждого ребенка учиться с максимальной нагрузкой.
Все чаще учитель старается использовать презентации на уроках математики, ведь этот элемент технологии удобен и для учителя и для учеников. Презентации допустимо использовать практически на всех этапах урока. Они помогают и при формулировке темы урока, и при актуализации знаний, и на основном этапе, и рефлексию тоже удобно анализировать именно в форме презентации. Подача учебного материала в форме мультимедийной презентации способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, развитию информационной грамотности. Ведь здесь масса возможностей представления учебного материала, он подается в красках, со звуком и другими эффектами.
Неоценимую услугу оказывает возможность печати учебного материала. Распечатанные контрольные и самостоятельные работы избавляют учеников от необходимости вглядываться в доску, тем самым отвлекаться от выполнения заданий. Карточки с заданиями позволяют отработать материал с учениками разного уровня подготовки. Так, например, я делаю карточки для более подготовленных учащихся с задачами повышенного уровня сложности, а слабым включаю туда задания базового уровня. Получается, что на уроке одинаково задействованы все учащиеся, а это исключает “ситуацию неуспеха”, при которой теряется интерес, быстро возникает отрицательное отношение к предмету математики.
Исходя из вышеизложенного понятно, что с помощью компьютера можно решить большую часть методических и педагогических задач. Изучая литературу об использовании информационных технологий на уроках математики, я в первую очередь для себя выделила основные режимы применения компьютера:
1. Демонстрационный режим.
В этом режиме с помощью мультимедиа-проектора я организую на уроках устный счет, объясняю новый материал, провожу проверку домашнего задания, демонстрируя правильное оформление и решение, провожу работу над ошибками.
2. Индивидуальный режим.
В индивидуальном режиме организую такие виды учебной деятельности, как индивидуальный счет, закрепление, тренировка, отработка ЗУН, повторение, контроль.
3. Дистанционно-индивидуальный режим.
Этот режим помогает мне в исследовательской, проектной деятельности, проверке домашнего задания, проверке контрольной работы.
Пользуясь информационными технологиями, я стремлюсь передать важные понятия из курса математики на высоком уровне, который доказывает качественные преимущества по сравнению с консервативными методами обучения. Преподавание математики с использованием ИКТ заведомо формирует навыки использования информационных технологий, помогает школьникам в практической деятельности, развивает творческое мышление, направленное на выбор оптимальных решений.
Эффективное использование информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности очевидно. Можно с большим успехом создавать учебные проекты по математике. Проекты прекрасно развивают образное мышление, пространственное воображение, учат правильно организовывать свою деятельность при исследовании, помогают в достижении результата этой деятельности.
В рамках внеурочной деятельности по математике я занимаюсь с учащимися пятых, шестых классов разработками и выполнением проектов. В качестве примера, кратко опишу работу над одним из проектов. Целью данной проектной работы было обучение учащихся составлению и решению текстовых задач, выявление взаимосвязи между математикой и историей, понимание значимости математических знаний в повседневной деятельности. Задачей мы с ребятами определили составление сборника задач о своем городе. Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами. Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач ученики получают много сведений об истории города, его экономики, культурной жизни, памятниках и достопримечательностях нашего города, известных людях, проживавших и гостивших в нашем городе. Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание. Для нас же важно, что, придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызвало составление задач на материале краеведения. Работа над проектом включала следующие этапы: знакомство с темой проектной деятельности и разъяснение методики составления математических задач на краеведческом материале, сбор фактических данных о Боброве и фотографий (посещение библиотеки, музея, беседы со старожилами нашего города, поиск информации в сети интернет), выбор необходимого материала, содержащего математические величины, процесс составления задачи, оформление задач в печатном виде с фотографиями и иллюстрациями, проверка и оценка авторских задач. Каждый этап предусматривал использование учащимися информационных технологий. Это и поиск информации, и обработка данных, набор текста, добавление фотографий и иллюстраций. Результатом нашей проектной работы стали подготовка красочной презентации и составление задачника о своем городе. Вся проектно-исследовательская деятельность была построена на применении компьютерных технологий. С этой проектной работой мы выступили на школьной научно – практической конференции научного общества “Интеллектуал”, действующего на базе нашей школы, и заняли 3 место. Этот результат нас очень порадовал, так как в нашей группе физиков и математиков было представлено много сложных и интересных проектов. Затем мы отправили свою работу на всероссийский конкурс иссделовательских работ “Созидание и творчество”, организованный общероссий ской малой академией наук “Интеллект будущего”, и стали лауретами второй степени в номинации “Издательские проекты”.
Подводя итоги, хочется заметить, что для современного педагога независимо от его квалификационной категории очень важно владение новейшими компьютерными технологиями. Ведь именно они делают наши уроки интересными, продуктивными, а главное результативными. Тогда и процесс обучения будет иметь высокий уровень качества. Отдаление от традиционных средств обучения к использованию новейших технологий в образовании поддерживает интерес учащихся как к математике, так и к любому другому предмету, ведет к более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, способствует достижению высокого результата обучения.