Цель: обобщить и систематизировать знания детей по изученному разделу.
Формируемые УУД:
- познавательные – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
- коммуникативные – выступать с подготовленными сообщениями, отвечать на вопросы,
- регулятивные – адекватно оценивать собственные достижения,
- личностные – воспитывать чувство гордости за родной край, осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их.
Оборудование: презентация, конверты с заданиями, аудиозаписи песни “Наш край”, частушек М. Мордасовой
Ход урока
I. Организационный момент
II. Предварительная подготовка.
Класс делится на две команды. Каждая команда получает конверты с заданиями. После выполнения задания один из участников озвучивает его и представляет жюри. В конце игры жюри подводит итоги, учитывает как личное, так и командное участие.
III. Игра.
1. Звучит отрывок песни “ Наш край” Д. Кабалевского.
- Кто из вас знает, как называется край, где мы живём? (слайд 1)
- Что вы знаете о нашем крае?
- А что ещё вы бы хотели узнать?
- Как вы думаете, нужно ли изучать свой край? Почему это необходимо?
2. Сообщение ученика
Я – Всезнайка.
Здравствуйте ребята. Мне довелось побывать во многих странах мира. Когда я прибыл в Воронежскую область, то меня поразила её территория. Ведь она составляет 52 тыс. кв. км. Это больше, чем площадь Молдовы, Армении или таких государств Западной Европы, как Бельгия, Дания, Швейцария. Правда, границы Воронежской области неоднократно менялись. Современная Воронежская область образовалась 13 июня 1934 года. (слайд 2) - Воронежская область расположена южнее Москвы и находиться в зоне лесостепей.
В настоящее время область граничит с несколькими областями: Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской и с Украиной.
Но сама наша область делится на множество частей – районов. Их в нашей области 32.
Ребята, у каждого района есть свой центр.
3. Задание из конверта №1
- Дополните предложения.
Наш край находится в зоне....
Наши соседи ....
Главный город края ....
У нас есть города ....
4. Сообщение ученика
Герб Воронежской области ( слайд 3)
- На красном геральдическом щите изображение золотой горы, на которой лежит серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой императорской короной. Щитодержатели – серебряные орлы. Подножие – положенные накрест два золотых пушечных ствола, окружённые дубовыми ветвями, обвитыми двумя лентами орденов Ленина, которыми награждена область в 1935 и 1966 годах.
Значение элементов герба: гора отображает холмистый рельеф области; кувшин – богатство и плодородие воронежской земли; корона – державность и единство субъектов Российской Федерации; орлы взяты со знамени петровского полка 1730 г.; пушки напоминают о ратных и трудовых подвигах воронежцев; дубовые ветви – символ мужества и стойкости жителей области.
Флаг Воронежской области (слайд 4)
- Флаг Воронежской области - прямоугольное полотнище красного цвета, воспроизводящее композицию герба Воронежской области: выходящую от древка жёлтую гору, сложенную из круглых камней. На склоне горы расположен белый опрокинутый кувшин, изливающий белую воду. Цвета флага олицетворяют: красный – справедливость, храбрость, силу, мужество и трудолюбие воронежцев; жёлтый – изобилие и богатство воронежской земли; белый – чистоту помыслов, свободу, доброту и великодушие жителей области.
5. Задание из конверта №2
- Раскрасить флаг Воронежской области
6. Наша Воронежская земля богата (слайд 5)
Учитель: -На гербе гора означает холмистый рельеф края. (слайд 6)
7. Задание из конверта №3
- Найти ошибки в тексте.
Холм имеет крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности. Чтобы укрепить его склоны, надо его засыпать или сделать пруд.
8. Серебряный кувшин означает плодородие и богатство нашей земли (слайд 7)
Воронежская область богата чернозёмами. Различные зерновые культуры, сахарную свёклу и подсолнечник выращивают почти на всех полях области.
9. Задание из конверта №4
- По внешнему виду (гербарий) определить вид культуры, что из неё получают.
10. - Какие полезные ископаемые добывают в Воронежской области, мы узнаем, отгадав загадки.
Они в конверте №5
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям - надёжный друг:
Мосты, дороги, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
2.
Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(мел) (слайд 8)
3.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(песок)
4.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина) (слайд 9)
11. На территории Воронежской области много лесов. Они в основном располагаются по берегам рек. Лесное богатство нашего края необходимо беречь.(слайд 10)
12. Задание из конверта № 6
- Из фрагментов собрать картинку и определить вид леса.
13. Воронежская земля богата самыми чистыми реками. Всего по ней протекает 829 рек. Самая крупная река – Дон.(слайды 11, 12)
14. Задание из конверта №7
- Подписать на схеме реки её составные части.
15. Многие люди прославили наш воронежский край. Это поэты Алексей Кольцов и Иван Никитин, писатели Василий Песков и Гавриил Троепольский, художники Крамской и Бучкури, космонавты К.П. Феоктистов и А.В.Филипченко, герои войны и труда и многие другие. (слайды 13-14)
16. Задание из конверта № 8.
- Прочитать выразительно стихотворение И.С. Никитина о зарождении Российского флота.
... Тому давно, в глуши суровой,
Шумел тут грозно лес дубовый,
С пустынным ветром речи вёл,
И плавал в облаках орёл;
Синела степь безгранной далью,
И, притаясь за вал с пищалью,
Зажечь готовый свой маяк,
Татар выглядывал казак.
Но вдруг всё жизнью закипело,
В лесу железо зазвенело –
И падал дуб, он отжил век...
И вместо зверя человек
В пустыне воцарился смело.
Проснулись воды, и росли
Гроза Азова – корабли.
17. Наш край знаменит своей песенной культурой, исконно русским искусством. Оно представлено Марией Мордасовой, исполнительницей частушек, ансамблем “Воронежские девчата”, Воронежским русским народным хором. (слайды 15-16)
- Послушаем частушки в исполнении М. Мордасовой (3-4 частушки)
18. Задание из конверта № 9
- Сочинить частушку В нашем классе на уроке
Песня раздаётся.
IV. Жюри подводит итоги
V. Рефлексия.
- смогла ли ваша команда справиться со всеми заданиями?
- кого из ребят вы могли бы назвать самыми активными?
- как вы оцениваете свою работу в команде?
VI. Домашнее задание
- Нарисуйте, каким вы представляете себе наш край.